Теплота красок: Мартирос Сарьян в Третьяковской галерее


Дни культуры Армении в России начались с выставки Мартироса Сарьяна в Государственной Третьяковской галерее. Открытие прошло в присутствии президентов двух стран — Владимира Путина и Сержа Саргсяна.
Имя Мартироса Сарьяна, блистательного живописца и общественного деятеля, одновременно принадлежит русской культуре и является символом искусства Армении. На выставке представлено 29 картин художника. В экспозицию вошли произведения из собрания Третьяковки, а также несколько работ из запасников Национальной галереи Армении и Дома-музея художника в Ереване.
— Попадая на выставку, тут же забываешь, что за окном сумрачная ноябрьская погода, — поделилась с «Известиями» куратор выставки Людмила Бобровская. — Здесь всё пространство залито светом. Яркие краски создают атмосферу невероятной теплоты, которой нам сейчас очень не хватает. Если называть десятку важнейших для русского искусства художников XX века, то Сарьян, безусловно, попадает в нее.
На выставке можно увидеть полотна, относящиеся преимущественно к периоду 1910-х годов, когда к мастеру пришли признание и успех. Проведший юность в Москве, он всегда тяготел к национальным истокам. В 20-летнем возрасте впервые отправился в Армению. И получил сильнейший импульс к творческим поискам.
В 1911–1913 годах советом Третьяковской галереи были приобретены картины «Зеленый кувшин» (1910), «Виноград» (1911), «Кувшины и фрукты» (1912), «Глицинии» (1910). Последняя по рекомендации Валентина Серова. Уже после смерти Сарьяна в галерею стараниями коллекционера и исследователя Исаака Зильберштейна поступила работа «Газели» (1926), которую показывали на первой персональной зарубежной выставке мастера в Париже в 1928 году. Это этапное для творчества Сарьяна произведение, по его собственному признанию, синтезировало задачи, которые он ставил перед собой: представить «природу как единое живое существо».
На выставке представлены как бы два разных Сарьяна — до 1915-го и после. В 1915 году огромное количество армян было вынуждено уехать из Турции в Армению. В маленьком городке Эчмиадзин оказалось около 100 тыс. беженцев. Жизнь художника изменилась радикально — он оказался среди тех, кто поехал в Эчмиадзин, вошел в состав комитета помощи беженцам. Глубокое потрясение так отразилось на живописце, что он утратил способность к письму. Долгое время не брал в руки кисти. А те полотна, которые написал, были полны трагизма. Даже натюрморты с фруктами стали не такими солнечными и яркими.
Манера письма Сарьяна порой напоминает импрессионистов. Но искусствоведы считают, что в своей работе он никого не копировал.
— Большой художник не укладывается в рамки определенного стиля, хотя, конечно же, на этапе становления он смотрит на свое окружение, — пояснила куратор выставки. — Как и Шагал, Сарьян не вмещается ни в рамки кубизма, ни в рамки сюрреализма. Он следует своей дорогой. В этом — его достоинство.
Выставка Мартироса Сарьяна в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке будет работать до 14 января 2018 года.