Обгону поставили рамки
В начале октября в Москве был представлен новый всероссийский социальный проект по безопасности дорожного движения, направленный на снижение количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и несчастных случаев — «Повод для обгона».
Проект «Повод для обгона» является вторым этапом реализации поручений президента РФ по итогам заседания Государственного совета по вопросам безопасности дорожного движения, состоявшегося в марте прошлого года. Тогда Владимир Путин главной задачей в вопросах дорожного движения обозначил снижение смертности от ДТП, а ключевыми ее решениями – воспитание культуры вождения, строгое исполнение Правил дорожного движения (ПДД), следование нормам грамотного, дружелюбного поведения на дорогах и понимание ответственности за свою жизнь и за жизнь окружающих. В рамках первого этапа реализации поручений президента была проведена кампания «Сложности перехода», организованная Российским союзом автостраховщиков (РСА), Госавтоинспекцией МВД РФ и экспертным центром «Движение без опасности».
Неутешительная статистика
Тема нового проекта была выбрана неслучайно: необходимость в пропаганде этой темы возникла в связи с печальной статистикой. Согласно данным Госавтоинспекции МВД РФ, в период с января по сентябрь 2017 года количество погибших в ДТП, связанных с выездом на полосу встречного движения, неправильным выбором дистанции и несоблюдением правил обгона и норм безопасности, существенно возросло: наибольший рост зафиксирован в ДТП с участием грузопассажирского транспорта: по вине водителей грузовиков — на 2,9%, по вине водителей автобусов — на целых 22%. Самым аварийноопасным днем недели в стране оказалась пятница, а временем суток — период с 17:00 до 19:00 часов. Всего же на территории РФ в этот период произошло 120 069 аварий, в которых погибло 13 305 человек, и 153 617 человек ранено.
Как и проекты первого этапа исполнения Поручений, «Повод для обгона» реализуется Российским союзом автостраховщиков (РСА), Госавтоинспекцией МВД РФ и экспертным центром «Движение без опасности». Также желание принять участие в работе новой кампании выразили Министерство образования и науки и Министерство транспорта Российской Федерации. Всего «Повод для обгона» охватит 15 субъектов РФ.
— Социальная кампания «Повод для обгона» является важным элементом развития не только навыков вождения, но и развития культуры поведения на автодорогах, как водителями, так и пассажирами. Активно сотрудничая с общественными организациями и экспертным сообществом, в частности, по проведению широкомасштабных информационно-пропагандистских кампаний, уверен, мы сможем минимизировать количество дорожно-транспортных происшествий, — отметил заместитель начальника ГУОБДД МВД РФ генерал-майор полиции Владимир Кузин, выступая на пресс-конференции, посвященной запуску проекта.
Вопрос национальной безопасности
По заказу РСА Экспертный центр «Движение без опасности» совместно с Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел всероссийский социологический опрос, который показал, что в сложную ситуацию при перестроении при обгоне, спровоцированную другим водителем, попадали три четверти респондентов (77%). Показатели СЗФО, СФО и ЮФО выше среднероссийских (86%, 88%, 87% соответственно). 32% российских водителей сообщили, что создавали подобную ситуацию сами. При этом на Северо-Западе и на Северном Кавказе показатели более чем в 1,5 раза выше средних — 59% и 53% соответственно, а минимальная доля зафиксирована в Южном ФО — 21%. В опросе приняло участие 2350 человек, из которых 750 проживает в Москве.
Многие обстоятельства останавливают водителей от совершения обгона по встречной полосе. Среди таких факторов — плохое самочувствие, плохая видимость разметки и знаков, наличие груза в автомобиле или на крыше, малая ширина полос, отсутствие обочины, впереди идущий автобус или грузовой транспорт. Тем не менее доли водителей, игнорирующих данные обстоятельства, оказались довольно велики. Так, плохая видимость, не смущает 24% респондентов, груз в автомобиле не является причиной не совершать маневр для 29% водителей, а автобус или грузовик уверенно обгоняют 44% и 46% соответственно.
Следует отметить, что в России основной причиной обгона по полосе встречного движения на трассе, где по одной полосе в каждую сторону, является субъективная оценка водителя, что впереди идущий автомобиль едет медленно — 83% опрошенных назвали именно эту причину. В целом по России каждый второй водитель совершает обгон только в случае, если встречные автомобили полностью отсутствуют. Однако доля таких осторожных водителей в разных регионах отличается: в Москве это 48%, в Приволжском ФО — 74%, а вот в Дальневосточном ФО — всего 25%. Среди московских водителей каждый третий не откажется от обгона в дождь, туман и снег. 37% жителей Северного Кавказа не останавливает ни ограниченная видимость на повороте, ни плохое техническое состояние автомобиля, а треть водителей в этом регионе обгоняют по встречной полосе в непосредственной близости к пешеходному переходу. В ЮФО впереди идущий автобус или грузовой транспорт заставит отказаться от обгона только пятую часть водителей. Как показал опрос, в целом по стране фактором, снижающим тревожность при обгоне, является стаж водителя, при этом женщины в три раза чаще мужчин отмечают опасность обгона.
75% водителей в регионах считают, что обгон дает значительный выигрыш во времени. В столице же этот показатель значительно ниже — 35%. Следует отметить также, что до 40% российских водителей быстро решаются на обгон по дороге на работу в час пик. При этом согласно выводам опроса, чем больше стаж вождения, тем меньше доля ожидающих экономии времени и тем больше доля, видящих опасность. Притом что интерпретация обгона как способа быстрее добраться до цели, характерна для более молодой аудитории, подготовкой в автошколах в части отработки знаний и навыков обгона не удовлетворены до 24% участников исследования.
Осторожно, дети!
Одним из самых тревожных факторов, свидетельствующим о недостаточной оценке опасности обгона, является совершение этого маневра при нахождении в салоне автомобиля ребенка. О совершении обгона на автомобиле с ребенком сообщили 25% опрошенных водителей, при этом, мужчины более склонны к этому: 25% против 16% у женщин. В 71% случаев при обгоне ребенок до 12 лет в салоне автомобиля находился в детском удерживающем устройстве и был пристегнут. Казалось бы, высокий показатель. Однако в 14% случаев ребенок не был пристегнут и детское удерживающее устройство не использовалось. В каждом пятом случае ребенок находился на руках у взрослого пассажира (22%). 10% обгонов совершались с ребенком в удерживающем устройстве, но не пристегнутым ремнем безопасности. И если речь идет о жизни каждого ребенка, то даже 10% — это пугающие цифры.
Правильное движение
— За последние несколько лет мы изменили культуру и этику участников дорожного движения: научили пристегиваться, использовать детские удерживающие устройства, пропускать пешеходов, использовать световозвращающие элементы, негативно относиться к вождению в нетрезвом виде и потреблению алкоголя за рулем. Но для того чтобы добиваться ощутимых результатов, необходимо в масштабах всей страны продолжать начатую нами работу. Социальная кампания «Повод для обгона» — это абсолютно новая коммуникационная и образовательная программа, которая объединяет в себе самые эффективные инструменты, проверенные временем, которые существенным образом изменят ситуацию с дорожно-транспортным травматизмом в России в лучшую сторону, — комментирует проект президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре.
На сегодняшний день организаторами кампании «Повод для обгона» разработан комплекс просветительских мероприятий, охватывающий практически все группы населения: воспитанников детских садов, школьников, студентов, учащихся автошкол, начинающих и опытных водителей, людей пенсионного возраста и лиц с ограниченными возможностями. На базе школ и детских садов будут проведены мероприятия, как для детей, так и для взрослых. Для детей это и специальные уроки по безопасности дорожного движения, и интерактивные спектакли, и занятия на базе центров «Лаборатория безопасности». Для родителей и педагогов разработана серия лекций и тренингов по организованным групповым перевозкам детей, а также мероприятия в местах массового скопления людей. Студентам будет представлен образовательный фильм, для них проведут интерактивные программы на базе вузов. Для начинающих водителей планируются лекции, направленные на восполнение знаний о правилах совершения безопасного обгона. Для профессиональных водителей — открытые тренинги о причинах ДТП, важности соблюдения режима труда и отдыха.
Трансляция просветительских видеороликов на федеральных телеканалах и в сети Интернет, создание специальных рубрик в средствах массовой информации — всё это направлено на выстраивание коммуникаций с различными категориями участников дорожного движения всех возрастных групп. Центральный элемент кампании «Повод для обгона» — социальный видеоролик «Комментатор» с участием известного телеведущего и спортивного комментатора Дмитрия Губерниева. Ролик будет транслироваться до середины ноября на главных российских телеканалах.
На открывающей пресс-конференции, посвященной запуску второго этапа выполнения Поручений президента данных по итогам Госсовета по безопасности дорожного движения в марте 2016 года, президент РСА Игорь Юргенс рассказал о планах по дальнейшей работе в этом направлении: «Когда мы завершим этот этап, надо будет вновь инициировать Госсовет РФ, или даже более представительный орган, доложить о результатах руководству страны и разработать какие-то масштабные предложения по тому, как эту работу вести в дальнейшем». В первую очередь Юргенс видит необходимость в создании корпуса волонтеров, которые будут на постоянной основе продолжать разрабатывать новые методики по безопасности дорожного движения и вести профилактическую деятельность на базе уже созданных социальных программ и автогородков, центров «Лаборатория безопасности».