Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенные пункты Рубанщина и Заолешенка в Курской области
Общество
Пиротехники МЧС России обезвредили авиабомбу в Краснодарском крае
Происшествия
В Саратовской области из-за паводка перекрыто движение пассажирского транспорта
Мир
СМИ сообщили о почти полном исчерпании ВСУ запаса ракет для комплексов Samp-T
Спорт
Хоккеиста ЦСКА Каменева временно отстранили за нарушение антидопинговых правил
Спорт
Туск выразил недовольство из-за поражения теннисистки Швентек от Андреевой
Мир
Трамп подписал указ о сокращении функций агентства по глобальным медиа
Общество
Двое несовершеннолетних арестованы по делу о теракте в Калужской области
Мир
Додик заявил о готовности к сделке по редкоземельным металлам с Трампом
Мир
Премьер-министр Венгрии потребовал недопуска Украины в ЕС
Армия
ВС России в ЛНР уничтожили украинскую бронетехнику расчетами FPV-дронов
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу в Москве 15 марта
Наука и техника
Маск заявил о запуске корабля с человекоподобным роботом на Марс в 2026 году
Армия
ВКС России в воздушном бою сбили истребитель МиГ-29 ВСУ
Мир
Мать с двумя сыновьями ворвались в лицей во Франции с ножом
Общество
В Москве арестован разыскиваемый Интерполом румынский преступник Василь Родидеал
Мир
В Белграде на фоне протестов приостановили движение общественного транспорта

Третьяковская галерея показала постсоветскую скульптуру

Выставка «Пять измерений» включает 124 работы московских мастеров
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Третьяковская галерея представила экспозицию «Пять измерений», посвященную отечественной скульптуре постсоветского периода. Проект, организованный совместно с Объединением московских скульпторов, включает 124 работы — внушительное собрание. Впрочем, панорама стилей тем и кажется слишком пестрой, чтобы дать убедительный ответ на вопрос: что же представляет собой современное пластическое искусство?

Экспозиция, расположившаяся на двух этажах Новой Третьяковки, включает произведения не только из разных материалов, но и в разных жанрах. Помимо собственно трехмерных объектов — скульптур — здесь представлены эскизы, рельефы (выпуклые изображения на плоскости) и даже видеоарт.

Столь же широк и стилевой диапазон: аллюзии на Джакометти в исполнении Бориса Черствого соседствуют с абстрактно-кубическими коллажами Валентины Апухтиной, а концептуальные инсталляции Леонида Баранова — с наивно-реалистическими ростовыми монументами Сергея Мильченко и Владимира Соскиева.

Чтобы хоть как-то унять эстетическую разноголосицу, кураторы предприняли попытку скрепить экспозицию тематически. Один из сквозных мотивов — религия. Так, экспрессивная бронзовая «Чаша скорби» Геннадия Красношлыкова, представляющая собой голову на блюде-чаше, отсылает к двум евангельским сюжетам: гибели Иоанна Крестителя и молению Иисуса в Гефсиманском саду. А рельеф Александра Смирнова-Панфилова «Троица» вступает в диалог с великой иконой Андрея Рублева: над тремя мраморными сосудами на деревянной панели нависают гранитные ножи, символизирующие жертвенность.

Религиозная линия продолжена гипсовыми работами Виктора Корнеева «Адам» и «Ева». Вдохновленные шедеврами Античности и Возрождения, они выглядят как археологические находки, которых не пощадило время. А уже на выходе с экспозиции зрителя встречает «Ангел-хранитель» Сергея Мильченко: нарочито наивное ростовое изображение мальчика со сложенными крыльями за спиной вызывает ассоциацию с пермской деревянной скульптурой, да и выполнено из того же материала.

Еще один лейтмотив проекта — портреты русских поэтов. Самая крупная работа изображает Александра Пушкина верхом на телеге, запряженной быками. В качестве материала для фигур Владимир Соскиев использовал натуральный войлок. Далее нас встречают карикатурный плоский профиль бегущего Даниила Хармса (автор — Александр Цигаль) и бронзовый Осип Мандельштам на руках у супруги Нади. И здесь — опять религиозная аллюзия: трагическая композиция руки Льва Матюшина явно перекликается с Pieta — оплакиванием Христа.

Путешествие зрителя по истории отечественной литературы заканчивается символически — у ног огромного картонного Дмитрия Пригова, расписанного строками его произведений. Концептуалисту наверняка понравилась бы интерпретация Елены Мунц — яркая, ироничная и хрупкая, как само его творчество, «растворенное» в перформансах и недолговечных инсталляциях.

Диалог с традицией, точнее бесконечным разнообразием традиций — художественных, религиозных, философских, — ключевое качество работ. И в этом, пожалуй, консерватизм выставки: скульпторы выступают не революционерами или ниспровергателями основ, а прилежными последователями существовавших ранее течений. Но именно такой подход, лишенный провокаций, показного новаторства и попытки эксплуатации злободневных тем, создает условия для пластического осмысления прошлого страны и ее культурного фундамента.

Читайте также
Прямой эфир