Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Третьяковская галерея открыла ретроспективу Зинаиды Серебряковой

Знаменитые автопортреты художницы соседствуют с малоизвестными декоративными панно и пейзажами
0
Третьяковская галерея открыла ретроспективу Зинаиды Серебряковой
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Третьяковская галерея открыла одну из главных экспозиций года. Масштабная ретроспектива Зинаиды Серебряковой имеет все шансы повторить успех выставки Валентина Серова. Как и автор «Девочки с персиками», Серебрякова создала коллективный портрет эпохи, но вместо артистов и состоятельных людей в центре ее внимания были собственные дети и она сама.

Знаменитый автопортрет «За туалетом» (1909) — лишь одно из множества изображений художницы, представленных в экспозиции. Здесь же — прелестный эскиз из частной коллекции, сюжетно схожий с третьяковским шедевром. Но вместо кокетливой полуусмешки — сияющая улыбка и открытый взгляд. Еще один автопортрет (тоже из частного собрания) представляет нам совсем юную девушку с меланхоличным взглядом. «Красавица, богиня, ангел» — и одновременно земной, реальный образ.

Это сочетание прекрасного, по-рафаэлевски возвышенного и совершенно осязаемого — одна из главных особенностей Серебряковой-портретиста. Ее девочки за роялем как будто сошли с открытки, а полотна балетной серии с изображениями большеглазых учениц-танцовщиц (здесь Серебрякова наследует Дега) и вовсе стоило бы использовать в качестве рекламы  хореографической студии. Но в то же время это обычные дети, запечатленные с психологической точностью и бесконечной материнской любовью. 

Отдельный отсек на выставке выделен под изображения Жени, Шуры, Тани и Кати Серебряковых в младенчестве. Портреты спящих и играющих пухлощеких деток умиляют даже не столько живописными образами, сколько трогательными надписями: «Шура, 18 ноября, два с половиной месяца», «Так заснул Бинька. В 2 часа дня 23 октября (в день, когда заболел скарлатиной)». Наполненный тихим семейным счастьем «инстаграм» Зинаиды Серебряковой воспринимается совершенно иначе, если знать продолжение истории: уехавшей в эмиграцию художнице не позволили забрать с собой сына и дочь.

Никогда еще творчество Серебряковой не было представлено у нас столь широко. Экспозиция заняла весь Инженерный корпус в Лаврушинском переулке. На третьем этаже разместились произведения русского периода, созданные до отъезда во Францию в 1924 году, на втором этаже — работы, созданные в эмиграции. В их числе — малоизвестные у нас пейзажи из Марокко, а также не выставлявшиеся в Москве декоративные панно из бельгийской виллы барона Ж.-А. де Броуэра.

В каком-то смысле это нетипичная Серебрякова: женские фигуры «ню» аллегорически отражают увлечения заказчика — юриспруденцию, природу, искусство… В качестве фона использованы фрагменты географической карты. Долгое время считалось, что панно написаны неизвестным фламандским художником. Однако руку российской мастерицы выдает подход к изображению обнаженной натуры.

И в поздних панно, и в ранних работах русского периода Серебрякова не приукрашивает фигуры моделей и не боится анатомически точной конкретики. Но в этом реализме — бесконечная притягательность, а порой и эротизм ее образов («18+», предусмотрительно указано на огромном каталоге).

Крупное полотно «Баня» (1913) из собрания Русского музея — гимн естественности. В приземленном действе и несовершенных телах художница подчеркивает обаяние молодости.  Изображая лежащих служанок и переодевающихся балерин, крестьянок и купальщиц, Серебрякова балансирует между невинностью и чувственностью.

Но за всеми работами, в конечном счете, проглядывает личность самой Серебряковой: кокетливой девушки, нежной матери, наблюдательной путешественницы и, несмотря на все невзгоды и трагедии, бесконечно влюбленного в жизнь человека.

Читайте также
Прямой эфир