Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Фестиваль контрастов

Программный директор 39-го ММКФ Кирилл Разлогов — о пестрой программе и зрительских предпочтениях
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В современном растерзанном противоречиями мире искусство кино оказалось в привилегированном положении: несчастья повседневности стимулируют творческую энергию, как и энергию протеста. Только вот согласия достичь оказывается всё труднее в сфере не только политики, но и эстетики. Отражая эту общую ситуацию, программа 39-го Московского международного кинофестиваля, стартующего  22 июня, неизбежно оказывается фрагментарной и внутренне противоречивой.

Как говорил крестный отец Каннского кинофестиваля поэт, драматург и кинорежиссер Жан Кокто, «если хаос вышел из-под контроля, сделаем вид, что это мы его организовали». Ведь не случайно в документальном конкурсе фигурирует «Раскаленный хаос» Сергея Дебижева.

В хаотичной чересполосице зритель сможет обнаружить неожиданные связи и параллели. Если в рамках основного конкурса отечественные картины «Карп отмороженный» Владимира Котта и «Купи меня» Вадима Перельмана полярны и по стилистике, и по проблематике, то «Карп» с двумя гениальными актрисами — Мариной Нееловой и Алисой Фрейндлих — вполне сочетается с «Ускользающим» из «Русского следа», где старая эмигрантка из России неожиданно находит общий язык с молодым музыкантом.

«ВМаяковский» Александра Шейна играет с тремя пластами современной и исторической реальности, с одной стороны и художественного вымысла — с другой, в то время как Рустам Хамдамов, вернувшийся в кино после длительного перерыва, погружается в «Мешок без дна» эстетизированных аллюзий.

В программе «Спектр», где преимущественно собраны новейшие мировые и международные премьеры, с авангардистским опусами из Нидерландов («Время пришло» Даана Беккера) или из Латвии (русскоязычная лента «То, что никто не видит» Станиславса Токаловса) соседствует назидательная «Нагорная проповедь» буддийской монахини из Южной Кореи, по-своему интерпретирующей канонический христианский текст.

Академичный болгарский исторический боевик «Воевода» актрисы и режиссера Зорницы Софии, включенный в спецпоказы, в свою очередь, перекликается с «женской» программой, которую курирует Анжелика Артюх. Рядом с ретроспективой мейнстримного режиссера и продюсера из Южной Кореи Юн Чже Гюна — небольшая программа фильмов из Кореи Северной, догматически иллюстрирующих идеи чучхе.

Перечень контрастов можно продолжать бесконечно. Они есть и в традиционных авторских циклах отдельных членов отборочной комиссии, и в программах приглашенных кураторов, которых становится всё больше.

Фестиваль открыт нововведениям, но и чтит традиции. Расширяется круг программ, основанных на заново отреставрированных копиях фильмов: тут и классические ленты Андрея Кончаловского, и аргентинская киноклассика, предложенная Гильдией режиссеров этой далекой страны, и финский фильм Аки Каурисмяки «Балалайка-шоу», снятый в 1994 году во время совместного концерта группы «Ленинградские ковбои» с ансамблем им. А.В. Александрова и ставший теперь печальным напоминанием о погибших в авиакатастрофе артистах ансамбля…

Географический диапазон фестивальной программы по традиции чрезвычайно широк и охватывает практически весь мир. При этом внимательному взгляду заметны изменения приоритетов, не в последнюю очередь вызванные политической конфликтностью современного мира и контрастностью кинематографического пейзажа.

Одним из главных событий в сфере кино в минувший год можно считать выдвижение на первый план в кинопроцессе стран БРИКС, в первую очередь Индии и Китая, оспаривающих право первенства у Голливуда. Болливуд — индийская киноимперия — основана на других принципах и жанрах, нежели транснациональная Калифорния.

По разным причинам в начале ХХI века популярность индийского кино в России резко упала. Может быть, настал момент новой переориентации, которой может служить программа «Открытие: Кино регионов Индии». Ее диапазон тоже весьма широк. Разные этносы, разные языки, разные культуры и религии… И, что не менее важно, разные жанры — от мифологического блокбастера «Бахубали» до поискового авторского кино.

Задача отборщиков и комментаторов — помочь зрителю и критику найти в этом контрастном хаосе источники сильных и ярких эмоций. А уж будут ли они положительными или отрицательными, судить не нам.

Автор — председатель Гильдии киноведов и кинокритиков России, программный директор 39-го ММКФ, профессор, доктор искусствоведения

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир