Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Спасти детское кино

Кинокритик Кирилл Разлогов — о том, как снимать отечественные фильмы для детей
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

С 1970-х годов в мировом кинопрокате почти безраздельно господствует формула «семейного фильма», который с интересом могут смотреть и дети, и их родители, а возможно, и дедушка с бабушкой. Сказочные сюжеты, фэнтези, более или менее научная фантастика, картинки из жизни детей и подростков, разного рода анимация (кроме, конечно, анимации «для взрослых»), сочетающая сказочные и былинные сюжеты со стебом и двусмысленными шуточками, — вот основы современного мейнстрима, основного коммерческого потока фильмов для кинотеатров.

Наш ответ «Звездным войнам», которые узаконили полную победу детско-подросткового кино, — «Чучело» Ролана Быкова, проблемная социальная драма не столько для детей и их родителей, сколько для интеллигенции и кинокритиков. Чуда не произошло — фильм пользовался зрительским успехом только в силу его статуса: запретный плод сладок. За ним последовали сетования на гибель детского кино. Жертвой перестройки и «новой модели» кинематографии пал чуть ли не весь отечественный кинематограф.

Вместо отечественного варианта семейного мейнстрима «детское кино» отправили в своеобразное гетто. Похоже, что главное для его создателей — глобальная безопасность от всего на свете. Я с ужасом думаю — что делать с классическими сказками, не только отечественными, увековеченными космополитом Александром Роу, но и зарубежными?

Скажем, как экранизировать «Огниво» Андерсена — ведь запретное курево там основа сюжета? Профессионалам известны мытарства создателей «Частного пионерского» — добротной советской нравоучительной истории. Ну и окончательно убил детского кино запрет рекламы на телевидении во время демонстрации фильмов и передач для детей и подростков.

По поводу «спасения» отечественного детского кино или, точнее, спасения отечественных детей от Голливуда и Диснея проводятся многочисленные дискуссии и симпозиумы. А воз и ныне там... Точнее, он был бы там, если бы не отдельные энтузиасты, которые верят в благоразумие детей (а иногда и их родителей) и пытаются, пусть не всегда успешно, снять что-то для них интересное, изредка нарушая назойливые и глупые запреты.

Вот, к примеру, сказка для детей и подростков «Жили-были мы», вышедшая одновременно в кино и на книжный рынок. Совместный проект представителей разных поколений — живого классика, сценариста, художника и актера Александра Адабашьяна и автора-режиссера Анны Чернаковой.

Сознательная эклектика изобразительного решения накладывается на сложносочиненность сюжета, охватывающего несколько веков российской (и не только) истории. И вереница популярных актеров, играющих по несколько взаимосвязанных ролей. В результате получился привлекательный калейдоскоп, понимание и восприятие которого для целевой детской аудитории порой искусственно затруднено.

Зато легко воспринимаются отдельные аттракционы, соответствующие синкопическому ритму современной жизни и психологии молодого поколения. Картина, пусть с трудом, при содействии благотворительных фондов и благодаря авторитету Адабашьяна, вышла на экраны кинотеатров в различных регионах России. При всех очевидных недостатках этого незаурядного произведения хотелось бы, чтобы этот опыт не оставался единичным. Повторение — мать учения, а у нашей культуры творчества детей и для детей — огромные резервы навыков, традиций и обычаев, во многом нереализованных на экране.

Автор — председатель Гильдии кинокритиков и киноведов России, доктор искусствоведения, профессор

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир