Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Третьяковка вступила в «Прекрасную эпоху»

Выставка графики первой половины XIX века демонстрирует малоизвестные работы из запасников музея
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В основном здании Третьяковской галереи проходит выставка «Конец прекрасной эпохи. Рисунок первой половины XIX века». Основу экспозиции, объединившей более 400 работ из запасников музея, составила графика Карла Брюллова, Александра Иванова и Павла Федотова.

Мастера, любимые широкой публикой в первую очередь за многофигурные полотна, всю жизнь активно работали и в «малом жанре». Для художников академической традиции рисунок был и тренировкой техники, и творческой лабораторией, где выкристаллизовывались идеи, затем уже воплощенные на холстах. Хрестоматийный пример — Александр Иванов, создавший в процессе подготовки к написанию «Явления Христа народу» более 800 эскизов (в экспозиции представлено несколько из них).

Куда менее известно, что Иванов также проиллюстрировал и множество других эпизодов Священного Писания — от истории Адама и Евы до Вознесения Господня. На выставке можно увидеть более полусотни акварелей мастера на религиозную тематику. Отдельно стоит отметить эскизы 1845 года, выполненные для неосуществленного проекта — запрестольного образа «Воскресение Христа» в храме Христа Спасителя.

Впрочем, экспозиция не только углубляет уже сформированные представления о творчестве Иванова, но и открывает его новые грани. Так, акварель «Терраса, обвитая виноградом», изображение на которой соткано из воздушных светло-зеленых штрихов, предвосхищает не менее прекрасную эпоху — Серебряный век. А итальянские штудии Иванова — карандашные копии с шедевров Рафаэля и Микеланджело — раскрывают нам процесс совершенствования мастерства российского живописца.

Итальянская тема на выставке продолжается в работах Карла Брюллова. Зарисовки из зарубежных путешествий художника полны местного колорита и мягкого юмора. На акварели «Прерванное свидание» мы видим беседу юноши и девушки, нарушенную экспрессивным окликом старушки из окна. А герои карандашного наброска «Веселое возвращение», распевающие песни верхом на осле, явно не обошлись без итальянского вина.

Художники-академисты первой половины XIX века в графике были свободнее, смелее, подчас даже провокационнее, чем в станковой живописи. Брюллов — не исключение. Многие из представленных работ создавались им для себя, как своего рода путевые дневники. Отсюда и кажущаяся несерьезность сюжетов. Однако вместе они складывают романтический образ Средиземноморья — эдакого рая на Земле, где прекрасные пастушки, сборщики винограда и горные охотники живут в гармонии с природой.

Иронией полны и работы третьего героя выставки — Павла Федотова. Но в отличие от Брюллова юмор автора «Сватовства майора» — едкий, хлесткий. Как и в своих картинах, в графической «Серии композиций критического содержания» художник бичует лицемерие общества и людские пороки. Например, в эскизах «Кончина Фидельки» и «Следствие кончины Фидельки» объектом сатиры становится суета большого семейства вокруг скончавшейся собачки. Причем Федотов предпосылает изображениям подробное описание, не менее язвительное, чем сами изображения.

«Фиделька решительно околела. Хозяйка с этого горя сама опасно занемогла, уже в постели. Созван консилиум докторов. Только доктору помоложе не до консилиума: он глядит на молоденькую горничную, которая курит благовониями вокруг уже не совсем свежей Фидельки», — пишет автор.

Наконец, работы педагогов Академии художеств — Алексея Егорова, Висилия Шебуева, Федора Бруни, Павла Басина — дополняют образ эпохи, в которой классический рисунок и высокое мастерство еще ценились выше экспериментов, а любая критика облекалась в форму столь изысканную, что сама становилась гимном красоте, искусству и жизни.

 

Читайте также
Прямой эфир