Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенные пункты Рубанщина и Заолешенка в Курской области
Спорт
Команда Специальной Олимпиады РФ заняла призовые места на соревнованиях в Италии
Происшествия
В Саратовской области из-за паводка перекрыто движение пассажирского транспорта
Мир
СМИ сообщили о почти полном исчерпании ВСУ запаса ракет для комплексов Samp-T
Спорт
Хоккеиста ЦСКА Каменева временно отстранили за нарушение антидопинговых правил
Спорт
Туск выразил недовольство из-за поражения теннисистки Швентек от Андреевой
Мир
Трамп подписал указ о сокращении функций агентства по глобальным медиа
Армия
Военные РФ сообщили о массовом отходе ВСУ из Суджи без обеспечения себе прикрытия
Мир
Додик заявил о готовности к сделке по редкоземельным металлам с Трампом
Мир
Премьер-министр Венгрии потребовал недопуска Украины в ЕС
Армия
ВС России в ЛНР уничтожили украинскую бронетехнику расчетами FPV-дронов
Мир
В Сербии задержали угрожавшего взорвать резиденцию президента мужчину
Мир
К протестующим в Сербии присоединилась колонна из 100 тракторов
Мир
Путин, Лукашенко и Рахмон обсудили с Алиевым межгосударственные отношения
Мир
Мать с двумя сыновьями ворвались в лицей во Франции с ножом
Мир
Китайский истребитель потерпел крушение во время учений
Мир
Суд в США обязал Starbucks выплатить $50 млн водителю после ожогов горячим кофе

Третьяковка вступила в «Прекрасную эпоху»

Выставка графики первой половины XIX века демонстрирует малоизвестные работы из запасников музея
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В основном здании Третьяковской галереи проходит выставка «Конец прекрасной эпохи. Рисунок первой половины XIX века». Основу экспозиции, объединившей более 400 работ из запасников музея, составила графика Карла Брюллова, Александра Иванова и Павла Федотова.

Мастера, любимые широкой публикой в первую очередь за многофигурные полотна, всю жизнь активно работали и в «малом жанре». Для художников академической традиции рисунок был и тренировкой техники, и творческой лабораторией, где выкристаллизовывались идеи, затем уже воплощенные на холстах. Хрестоматийный пример — Александр Иванов, создавший в процессе подготовки к написанию «Явления Христа народу» более 800 эскизов (в экспозиции представлено несколько из них).

Куда менее известно, что Иванов также проиллюстрировал и множество других эпизодов Священного Писания — от истории Адама и Евы до Вознесения Господня. На выставке можно увидеть более полусотни акварелей мастера на религиозную тематику. Отдельно стоит отметить эскизы 1845 года, выполненные для неосуществленного проекта — запрестольного образа «Воскресение Христа» в храме Христа Спасителя.

Впрочем, экспозиция не только углубляет уже сформированные представления о творчестве Иванова, но и открывает его новые грани. Так, акварель «Терраса, обвитая виноградом», изображение на которой соткано из воздушных светло-зеленых штрихов, предвосхищает не менее прекрасную эпоху — Серебряный век. А итальянские штудии Иванова — карандашные копии с шедевров Рафаэля и Микеланджело — раскрывают нам процесс совершенствования мастерства российского живописца.

Итальянская тема на выставке продолжается в работах Карла Брюллова. Зарисовки из зарубежных путешествий художника полны местного колорита и мягкого юмора. На акварели «Прерванное свидание» мы видим беседу юноши и девушки, нарушенную экспрессивным окликом старушки из окна. А герои карандашного наброска «Веселое возвращение», распевающие песни верхом на осле, явно не обошлись без итальянского вина.

Художники-академисты первой половины XIX века в графике были свободнее, смелее, подчас даже провокационнее, чем в станковой живописи. Брюллов — не исключение. Многие из представленных работ создавались им для себя, как своего рода путевые дневники. Отсюда и кажущаяся несерьезность сюжетов. Однако вместе они складывают романтический образ Средиземноморья — эдакого рая на Земле, где прекрасные пастушки, сборщики винограда и горные охотники живут в гармонии с природой.

Иронией полны и работы третьего героя выставки — Павла Федотова. Но в отличие от Брюллова юмор автора «Сватовства майора» — едкий, хлесткий. Как и в своих картинах, в графической «Серии композиций критического содержания» художник бичует лицемерие общества и людские пороки. Например, в эскизах «Кончина Фидельки» и «Следствие кончины Фидельки» объектом сатиры становится суета большого семейства вокруг скончавшейся собачки. Причем Федотов предпосылает изображениям подробное описание, не менее язвительное, чем сами изображения.

«Фиделька решительно околела. Хозяйка с этого горя сама опасно занемогла, уже в постели. Созван консилиум докторов. Только доктору помоложе не до консилиума: он глядит на молоденькую горничную, которая курит благовониями вокруг уже не совсем свежей Фидельки», — пишет автор.

Наконец, работы педагогов Академии художеств — Алексея Егорова, Висилия Шебуева, Федора Бруни, Павла Басина — дополняют образ эпохи, в которой классический рисунок и высокое мастерство еще ценились выше экспериментов, а любая критика облекалась в форму столь изысканную, что сама становилась гимном красоте, искусству и жизни.

 

Читайте также
Прямой эфир