Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В парламенте Эстонии заявили о недопустимости отправки военных на Украину
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Рембрандт и металл

Директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак — о необходимости объединить в стенах классического музея историю и современность
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

ГМИИ имени Пушкина в последнее время всё чаще приглашает современных российских художников принять участие в выставочных проектах. Может показаться, что для музея, традиционно ассоциирующегося с западноевропейскими шедеврами, это странное направление. Однако мы уверены: классическое искусство, которым наполнены наши стены, должно находиться в постоянном диалоге с живым искусством сегодняшнего дня.

Яркий пример тому — наша выставка-интервенция Recycle Group, Homo Virtualis (она откроется на следующей неделе). Молодые российские художники Recycle разместили на территории музея свои инсталляции и объекты, которые посетителю на первый взгляд не покажутся необычными, он даже не заметит их. Но если взять в руки смартфон, то мы увидим совершенно новый мир.

Почему мы идем на такие эксперименты? Я убеждена, что традиционное искусство требует нового взгляда и небезразличного отношения того молодого зрителя, который уже мыслит при помощи другого визуального языка. Поэтому надо давать возможность увидеть классические шедевры с разных сторон и неожиданных точек зрения. Это чрезвычайно важно и для самого музея, который развивается как живой организм и требует живого движения.

Мы находим художников, которые с помощью современных инструментов высказываются о тех же вечных вещах, что и великие мастера прошлого, — о жизни, смерти, одиночестве, любви, взаимоотношениях с властью. Может быть, зрителю иногда непривычны эти инструменты. Но если то, что пытаются сказать художники (современные или жившие много столетий назад), трогает человека, пришедшего в музей, мне кажется, цель уже достигнута. Тогда он забывает, каким образом это показано, и в нем остается чувство, эмоция. Это самое важное.

Мы не разделяем художников на русских и зарубежных и работаем с теми мастерами, которые готовы вступить в этот диалог сегодня, сейчас, не боятся его и делают это талантливо. Но, с другой стороны, мне кажется особенно важным для всех российских музеев помнить о том, что у нас есть обязанность и ответственность перед искусством, рождающимся в России.

В каждой стране национальное искусство — важный предмет заботы всех институций: и государства, и музеев, и коллекционеров, и меценатов. Российские художники — это наше богатство. И мы должны дать им возможность стать большими мастерами, которыми мы потом будем гордиться, которые войдут в историю искусства. Мы не можем ограничить свою сферу влияния на культуру страны традиционным искусством. Мне кажется, что кредит доверия, который у нас есть, нужно использовать и для развития современного искусства. Это одна из миссий музея.

Не скрою, что даже среди сотрудников ГМИИ такая открытость к экспериментам современных художников поначалу вызывала непонимание. Смотрители были вообще не готовы к этому. У нас большой коллектив. Есть специалисты, которые занимаются Месопотамией, Античностью, Древним Египтом или старыми мастерами… И они не слишком осведомлены о том, что происходит в современном искусстве. Однако постепенно даже самые скептически настроенные коллеги изменили свое отношение.

Два года назад у нас проходила выставка Дмитрия Гутова. Он сделал инсталляции, связанные с рисунками Рембрандта. В первый момент все ужаснулись, когда на полу Итальянского дворика — сакрального места! — оказались груды металла. Тогда еще было непонятно, что это такое, как оно будет выглядеть в итоге. Но уже через неделю после открытия экспозиции и наши смотрители, и сотрудники отдела старых мастеров влюбились в проект, чем я чрезвычайно горда, потому что это говорит о том, что люди меняются, становятся терпимее к тому, что им кажется новым.

И в этом еще один важный смысл нашей работы с современным искусством. Сегодня для людей особенно важно не только в связи с искусством, но и вообще умение услышать, вести диалог, не впадать в истерику, когда ты чего-то не понимаешь, сталкиваешься с чем-то непривычным. Надо попытаться прислушаться к другому мнению. И помочь здесь может авторитет — человек или институция, которой мы доверяем. Это основа диалога. Музей как раз выступает в роли такого авторитета, берет на себя миссию учить общество диалогу (в широком смысле).

Автор — директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир