«Манеж» рассказал о своей истории


Самая масштабная выставочная площадка Москвы отмечает 200-летие. К юбилейной дате «Манеж» решил вспомнить свою историю и в компактной экспозиции рассказал публике об эволюции здания — от помещения для военных парадов и учений до центра культурной жизни столицы.
«Манеж» возводился по указу Александра I к пятилетию победы над Наполеоном. Однако известное всем название появилось позже. В первых же документах речь идет об экзерциргаузе, то есть доме для тренировок военных. На выставке представлены эскизы, чертежи, макеты постройки. Самый интересный раздел для широкой публики — это планы по созданию военных арматур, которые планировалось установить по периметру здания.
— Это огромные, 12-метровой высоты, все разные, невероятно красивые, детально проработанные скульптурные композиции, — рассказала «Известиям» генеральный директор «Манежа» Ирина Толпина. — Из-за отсутствия денег эту идею воплотить не удалось. На выставке мы представляем реконструкцию одной из арматур. Мы впервые создали ее по оригинальным чертежам, до этого она существовала только на бумаге.
Реконструкция сделана достаточно тщательно, но еще более сильное впечатление производят оригинальные эскизы. Можно представить, как эффектно это выглядело бы в реальности. Роскошные, избыточно пышные скульптурные изображения боевой амуниции должны были напоминать о милитаристском предназначении экзерциргауза.
Впрочем, для армейских целей здание использовалось совсем недолго и уже в 1830-х годах стало прежде всего центром гуляний и различных увеселительных мероприятий, а с 1860-х обрело нынешнюю роль выставочного павильона. В экспозиции можно увидеть рисунок с выставки экзотических цветов в 1861 году: дамы в пышных платьях и кавалеры в цилиндрах и с тросточками прогуливаются среди пальм, а на заднем плане просматриваются стены «Манежа».
Еще один интереснейший проект царских времен — Антропологическая выставка 1879 года. На фотографиях запечатлены мамонт, плеозавр, «самоеды и другие сибирские инородцы» (как указано на оригинальных подписях к снимкам). А с Этнографической выставки 1867 года даже сохранились подлинные экспонаты — костюмы народов из отдаленных уголков страны, и на них сегодня тоже можно полюбоваться.
Советский период представлен историческими документами, в частности проектами создания аллеи Ильича (ее планировалось проложить через весь город — от Ленинских гор до Измайловского парка, а «Манеж» должен был остаться единственной старой постройкой на этой трассе), фотографиями маскировки здания в период Великой Отечественной войны, а также видеохроникой послевоенной реконструкции.
И это далеко не все экспонаты. Выставка получилась очень насыщенной, хотя в большей степени исторической, чем художественной. Но и по части искусства здесь есть кое-что интересное. Прежде всего — произведения живописи с вернисажа 1962 года, который так скандально посетил Никита Хрущев. Это диптих Владимира Янкилевского «Тема и импровизация» и крупное полотно «Не рыдай надо мной, мама» Элия Белютина.
После знакомства с работами, вызвавшими гнев генсека, можно прочитать подлинную стенограмму заседания секретариата правления МОСХа, где описан знаменитый диалог Хрущева с художниками. И в этом проявляется кураторский подход: об одном и том же событии рассказывается посредством разноплановых экспонатов и даже разных видов искусства. В конце концов «Манеж» — универсальное пространство, где было и есть место всему.