«Чапаев» и «Идиот» встретились в Центральном Манеже


Выставка «История советского кино в киноплакате. 1919−1991» открылась в Центральном Манеже.
Любители и знатоки кино получили редкую возможность познакомиться с афишами к любимым фильмам. «Чапаев», «Белое солнце пустыни», «Идиот», «Иваново детство», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев» — всего представлено более 300 киноплакатов.
Об авторах этой замечательной продукции упоминать было не принято, но на этой выставке наконец-то можно узнать их имена. В Манеже выставлены произведения Василия Островского, Владимира и Георгия Стенбергов, Михаила Хазановского, Бориса Зеленского, Мирона Лукьянова, Вилена Каракашева и других художников.
Все киноплакаты — не реплики, а музейные экспонаты, предоставленные федеральными музеями, частными галереями, коллекционерами и самими живописцами.
Оценить масштабную, занявшую более полутора тысяч квадратных метров экспозицию прибыл Владимир Мединский.
«Известия» поинтересовались у министра культуры, нашел ли он на выставке
плакат своего любимого фильма.
— У меня много любимых фильмов, — дипломатично заметил министр. — Главная задача подобной выставки — напомнить, что кино — великое искусство, от первого до последнего шага, от момента замысла до появления рекламного плаката. Всё это побуждает ценить наше старое кино и делать достойное новое.
При этом Владимир Мединский не считает, что современные плакаты в художественности уступают историческим.
— Они просто разные. Ведь сейчас всё это делается в иных, большей частью компьютерных технологиях. Просто другое искусство, — резюмировал министр.
С мнением высокопоставленного знатока кино согласился, но лишь отчасти почетный гость вернисажа Вилен Каракашев. Художник писал плакаты ко многим советским фильмам, а всего в его биографии более полутора сотен работ: в том числе и самый любимый — к фильму «Преступление и наказание» с Георгием Тараторкиным в главной роли.
— Раньше плакат был видом изобразительного искусства, — пояснил мастер. — А сейчас искусство киноплаката пропало. Фотографию поставили, со шрифтом «поиграли», в фотошопе выбрали необходимый кадр — ткнули пальцем, и всё. Так что как товар для потребления киноплакат умер.
И как жанр, привлекающий выдающихся художников, видимо, тоже, добавим мы. Раньше мэтры с удовольствием занимались киноплакатами. Например, Дмитрий Краснопевцев — яркий представитель андеграунда — создал их немало.
— Это хорошо оплачивалось, — замечает Вилен Каракашев. — Когда я работал на «Рекламфильме», зарабатывал не хуже министра...
Но главное, по мнению, мастера, конечно, то, что у художников была потрясающая возможность показать свои работы зрителю. Город превращался в музейную площадку.
— Все афишные тумбы, стенды кинотеатров были увешаны нашими работами. И такая ситуация была не только в Москве. «Выставки» проходили по всей стране, где показывали кино, — вспоминает Каркашев золотые времена киноплаката.
Посвященная им выставка продлится до 13 июня.