Продажи электромобилей и гибридных авто в России снизились в феврале


После бурного роста продаж в 2024-м, когда ежемесячно могло продаваться по 6–6,3 тыс. машин на электротяге, в феврале текущего года этот сегмент продолжал терять объемы быстрее, чем рынок в целом. Так, в последний месяц зимы на учет поставили 3,1 тыс. гибридов и 612 электромобилей — суммарно на 555 машин, или на 14%, меньше, чем в январе 2025 года, и на 50%, или на 3,6 тыс. автомобилей, меньше по сравнению с февралем 2024 года. Это следует из данных компании «Газпромбанк Автолизинг», с которыми ознакомились «Известия» 14 марта.
«Продажи прежних моделей-лидеров — Li Auto L7, Voyah Free и Zeekr 001 — сжались в 4–5 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а число сделок по Li Auto L9 уменьшилось более чем в восемь раз», — отметили эксперт.
В то же время в последний зимний месяц на низкой базе набирали популярность гибриды, которые продаются официальными дистрибьюторами — марки Wey, Evolute и Seres Aito.
При этом среди лидеров рынка в феврале оказались три модели китайского концерна Li Auto. Но ростом продаж относительно последнего месяца зимы 2024-го смогла отметиться только младшая модель семейства — гибридный кроссовер L6 (193 автомобиля). Эксперты связали это с тем, что год назад она попросту еще не продавалась в РФ. Li Auto L7 показал кратное падение продаж в годовом эквиваленте — 339 машин (–78% к февралю 2024-го). Такое же снижение спроса испытали Voyah Free (264 машины, –76%) и Zeekr 001 (121 машина, –82%).
Руководитель Управления по работе с импортерами «Газпромбанк Автолизинг» Александр Корнев рассказал, что начиная с августа прошлого года, зная о предстоящих волнах повышения утилизационного сбора и просчитывая снижение привлекательности товара с новыми возрастающими ценниками, все продавцы автомобилей старались по максиму наполнить склады. Благодаря созданию таких запасов рынок ежемесячно предлагал клиентам тысячи автомобилей по более выгодным ценам. Это касалось не только сегмента электрокаров, но и вообще всех авто.
«Однако такое создание срочности в преддверии подорожания забрало спрос у будущих периодов. Кроме того, большая часть продаваемых сейчас гибридов из прежних партий предлагаются сейчас без каких-либо поддержек дистрибьюторов. А компенсировать за свой счет подорожание таких машин многие дилеры не в силах. В этом свете ничуть не удивительно, что после бурного роста в 2024 году в феврале текущего года этот сегмент продолжал терять объемы быстрее, чем рынок в целом», — добавил он.
По его мнению, покупатели привыкнут к новым ценам, и спрос наверняка улучшится. Тем более что электрокары продолжают выбирать в основном россияне с высоким достатком, для которых это не единственная машина.
«И все же в целом этот сегмент в текущем году едва ли сможет вырасти выше 40–45 тысяч сделок, то есть потеряет относительно 2024 года порядка 40%», — заключил Корнев.
Ранее, 27 февраля, директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков рассказал, что в России зафиксирован исторический рекорд продаж новых пикапов за год. По итогам прошлого года в стране было реализовано 29,2 тыс. таких автомобилей, годовой прирост составил 65%.