Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Дегтярев поблагодарил Венгрию за позицию по защите олимпийских ценностей
Мир
Россия, КНР и Иран подчеркнули недопустимость угроз против иранских ядерных объектов
Общество
Дипломаты РФ позвонили капитану столкнувшегося в Британии с танкером судна
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей
Мир
Лавров назвал Венесуэлу одним из лучших соавторов российских резолюций
Общество
Суд приговорил боевиков ВСУ к 15 и 16 годам лишения свободы за блокирование Суджи
Политика
Путин заявил о плотном сотрудничестве России с Венесуэлой
Экономика
Семейную ипотеку распространили на вторичный рынок в некоторых регионах
Мир
Трамп заявил о «хорошем и продуктивном» разговоре с Путиным в четверг
Мир
G7 пригрозила РФ санкциями в случае отказа от инициативы США по прекращению огня
Мир
FT сообщила об обсуждении ЕС лишения Венгрии права голоса из-за позиции по РФ
Мир
Лукашенко анонсировал скорое поступление «Орешника» на вооружение армии Белоруссии
Общество
В приграничных районах Курской области ограничат перемещение жителей
Общество
Более 240 человек эвакуировали из Суджанского района Курской области
Общество
Дело о хулиганстве возбудили после стрельбы у детского сада в Новой Москве
Мир
Марк Карни принес присягу в качестве 24-го премьер-министра Канады
Общество
Гражданам недружественных стран запретили регистрировать недвижимость в Донбассе
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Продажи автомобилей в феврале показали худший результат за последние два года. По мнению экспертов и дилеров, снижению спроса на машины способствовали дорогие автокредиты, высокие ставки по вкладам в банках, а также слухи о возможном возвращении в Россию ряда ушедших автобрендов. Позитивных тенденций на рынке новых автомобилей стоит ожидать не ранее второй половины года, полагают специалисты. Подробности — в материале «Известий».

Крутое пике

По итогам прошлого месяца в России было продано 78 040 новых легковых автомобилей, что на 24,9% меньше, чем в феврале 2024 года. Об этом сообщает аналитическое агентство «Автостат», основываясь на количестве выданных ЭПТС. Показатели последнего зимнего месяца стали худшими с марта 2023 года, при этом впервые с апреля позапрошлого года авторынок показал отрицательную динамику, отметили в агентстве.

«Когда мы получили эти результаты, мы сначала не поверили цифрам, решив, что где-то произошла какая-то ошибка в расчетах. Всё еще раз перепроверили и пришли к выводу, что никакой ошибки, к сожалению, нет», — рассказал в ходе онлайн-эфира «Автостат Оперативка» генеральный директор агентства Сергей Целиков.

автосалон
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Еще одним неприятным сюрпризом февраля стала отрицательная динамика продаж новых машин по сравнению с январем, отметил исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. По его словам, в соотношении «февраль к январю» продажи автомобилей снизились на 12%. При этом, согласно многолетним наблюдениям, по сравнению с первым месяцем года февраль обычно показывал «плюс», подчеркнул он.

«Январь с длинными новогодними каникулами всегда демонстрировал низкие объемы продаж. Февраль хотя тоже не является прорывным месяцем, всё же был лучше по количеству проданных автомобилей. Нынешний год стал исключением», — констатировал он.

В «Автостате» называют два ключевых фактора, которые привели к резкому сокращению количества проданных в феврале автомобилей. Одним из них, по словам Сергея Целикова, является высокая ключевая ставка. Во-первых, она делает автокредиты слишком дорогими. В результате, по данным агентства, в феврале в количественном выражении число выданных ссуд на приобретение новой машины сократилось на 31%, а в денежном — на 46%.

«Помимо дороговизны автокредитов высокая ключевая ставка делает более привлекательными вклады на депозитах. Это также не способствует спросу на машины: люди предпочитают держать деньги в банках под высокие проценты, а не тратить их на покупку автомобиля», — отметил он.

машины
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Второй причиной пике, в которое попал авторынок, эксперт считает информационный фон, связанный с возможным возвращением в нашу страну ушедших автобрендов.

«Таким образом, на рынке появились своего рода «ждуны». Одни ждут, пока не снизится ключевая ставка, другие рассчитывают на возвращение «привычных» автомобильных марок. И то и другое ожидание негативно сказывается на самом рынке», — отметил Сергей Целиков.

Ушли в минус

Лидерство на авторынке в феврале сохранил АвтоВАЗ, продав 24 573 автомобиля Lada (–14,3% к прошлому февралю). Примечательно, что за прошлый месяц ни один другой автопроизводитель не преодолел отметку в 10 тыс. машин. Так, расположившийся на втором месте Haval ухудшил свои показатели сразу на 20,1%, продав всего 9570 авто. Третья позиция у Chery (8389 экз., –15,5%), четвертая — у Geely (5101 машина, сразу −58,4%).

Далее следуют Changan с результатом 4424 проданные машины (–26,2%) и Omoda, реализовавшая в феврале 2040 авто (–34,7%). Увеличили продажи по сравнению с февралем прошлого года (прежде всего на «низкой базе») бренды Belgee (седьмое место, 2001 машина, +92%), Jetour (восьмая позиция, 1770 штук, +22,5%), Jaeсoo (девятая строчка, 1627 машин, +39,8%). Замыкает топ-10 марка Exeed, автомобили которой разошлись тиражом 1442 штуки (–57,8%).

автосалон
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Lada Granta осталась лидером в «личном зачете» — 9513 машин, что на 27,2% меньше, чем год назад. Следом за ней идет Lada Vesta, продажи которой в феврале увеличились на 14%, до 8169 экземпляров. Китайский кроссовер Haval Jolion сохранил звание самой популярной иномарки (3770 экз.), но за счет того, что в начале года эта модель «вылетела» из госпрограммы льготного автокредитования, ее продажи по сравнению с прошлым февралем рухнули на четверть.

Далее следуют Chery Tiggo 7 Pro Max (3652 единицы, –2,9%), следом за этой моделью идут две «Нивы»: Travel (2771 машина, –33,6%) и Legend (2095 единиц, –49,4%). Также в десятку бестселлеров попали Chery Tiggo 4 Pro (2086 штук, −24,6%), Changan Uni-S/CS55 Plus (2075, −0,5%). Девятое место у Lada Largus, которая с результатом 1971 машина впервые попала в «десятку» после возобновления производства в прошлом году. Замыкает топ-10 Geely Monjaro (1912 авто, −60,4%).

«Цементирование» рынка

По мнению заместителя генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Рената Тюктеева, одна из причин февральского падения продаж — ожидание уменьшения цен на машины со стороны покупателей на фоне снижения курса евро и доллара по отношению к рублю. Однако рассчитывать на то, что из-за этого автомобили станут дешевле, не стоит, убежден он.

— Этого точно не произойдет в силу того, что рост ставки утильсбора отработан в закупочных ценах от дистрибьюторов лишь наполовину, — заявил он «Известиям».

автосалон
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Другая причина падения спроса, по мнению Тюктеева, — это ряд политических новостей, на основании которых клиенты делают выводы о частичном либо полном возвращении на наш рынок ряда автопроизводителей. При этом покупатели рассчитывают на возврат к ценам уровня 2022 года, отмечает он.

— Эти предположения и ожидания еще более ошибочны и имеют ничтожную вероятность. Утильсбор многократно ушел в рост, курс того же евро был на четверть ниже в 2022 году, ряд покинувших нас автопроизводителей, которые в прошлом имели в нашей стране линии сборки машин, потеряли свои субсидии от государства, нет совместных предприятий, — подчеркнул Ренат Тюктеев.

автосалон
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

По его мнению, всё это говорит о том, что нынешняя пауза с покупкой машин, а также настроения и ожидания покупателей не подтверждаются экономическими предпосылками. Не вселяет оптимизма и высокая ключевая ставка, замораживающая кредиты. Все эти факторы в совокупности «цементируют» интерес к покупке автомобиля, констатирует замгендиректора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон».

Доживем до лета

По данным «Автостата», в феврале на долю автомобилей, выпущенных в 2025 году, пришлось всего 8% проданных машин. При этом 88% — это модели 2024 года выпуска, а оставшиеся 4% — авто, произведенные еще в 2023 году. Запаса автомобилей на складах хватит как минимум до лета, полагает Сергей Целиков. На фоне затоваривания стоков производители уже изменили свои планы по ввозу новых машин в нашу страну: в феврале импорт авто без пробега рухнул на 73%, отметил Сергей Удалов.

автосалон
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Сроки дальнейшего падения зависят от способности рынка адаптироваться к новым условиям, считает генеральный директор компании Frank Auto Ирина Франк. Отечественные и китайские бренды активно замещают ушедших конкурентов, но их рост не компенсирует общий спад, отмечает она. По ее мнению, роста продаж в ближайшие месяцы ждать не стоит, но к концу года возможна коррекция.

— Если макроэкономическая ситуация не улучшится, а инфляция и доступность кредитов останутся, снижение может продлиться до середины 2025 года. Однако важно учитывать, что рынок постепенно перестраивается: локальное производство расширяется, а доля бренда Lada и китайских марок растет, что создает базу для стабилизации, — заявила «Известиям» Ирина Франк.

автосалон
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

В лучшем случае рост рынка можно будет наблюдать только ближе ко второй половине года, считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. До этого момента продажи машин в состоянии «месяц этого года к месяцу прошлого года» будут только снижаться, полагает он.

— Очевидно, что рынок еще не насыщен, по-прежнему остается большой проблемой старение автопарка. Только для того чтобы сохранить средний возраст машины в России на нынешнем уровне, в год необходимо продавать не менее 2 млн новых машин, чтобы средний возраст уменьшался — необходима прибавка в 2,3–2,5 млн новых автомобилей ежегодно. Потенциальный спрос на новые машины колоссальный, но экономические и геополитические факторы и ожидания пока не дают покупателям его реализовать, — считает Максим Кадаков.

Читайте также
Прямой эфир