Вместе STEM: как негосударственные вузы меняют систему образования в России


Россияне всё больше заинтересованы в получении высшего образования в частных вузах — базовые университетские программы не всегда справляются с новыми требованиями работодателей, полагают опрошенные «Известиями» эксперты. Отечественные компании нуждаются в узкоспециализированных кадрах, которых не требуется дообучать на месте работы. Болонская система, от которой планируется отойти уже в 2026 году, фокусируется в основном на базовых знаниях, а государственные учреждения пока не дают студентам достаточной практики. Активное развитие частных вузов хорошо иллюстрирует тот факт, что в самом центре Москвы, в здании Центрального телеграфа, скоро будут учиться студенты Центрального университета. Как дальше будет меняться система образования — в материале «Известий».
Как работают частные вузы в России
В России бурно развиваются университеты, созданные ведущими компаниями, и частные вузы, выяснили «Известия». Болонская система высшего образования создает дисбалансы на рынке труда — у выпускников бакалаврских программ может не хватать необходимых для работодателей навыков. Поэтому в стране всё больше растет влияние нестандартных и узкоспециализированных образовательных направлений. В авангарде этого процесса стоят крупнейших российские компании.
Например, в 2023 году Т-Банк при поддержке 50 крупнейших организаций России инициировал создание Центрального университета, который ориентируется на STEM-подход в образовании. Эта методика делает упор на междисциплинарном образовании, объединяя науку (Science), технологии (Technology), инженерию (Engineering) и математику (Mathematics) в единую систему обучения. Большое внимание здесь уделяется практическому применению знаний. В создании вуза участвуют крупные организации: Центробанк РФ, VK, «Яндекс», «Авито», а также «Сбер». Выпускники вуза получают дипломы о высшем образовании государственного образца по специальностям «Математика и компьютерные науки», «Бизнес-информатика» в трех направлениях: «Разработка», «Искусственный интеллект», «Бизнес и аналитика».
А уже в 2025-м стало известно, что Центральный университет займет одно из центральных зданий столицы — его планируют разместить в здании Центрального телеграфа в Москве на Тверской улице, на площади в в 71 тыс. кв. м. Сделка по приобретению этого объекта на сегодняшний день оценивается как крупнейшая на рынке недвижимости в этом году. В XVIII веке здесь был пансион Московского университета — лучшее учебное заведение тех лет, теперь здесь откроется корпус одного из крупнейших негосударственных университетов страны — прямо по соседству с факультетами журналистики и Институтом стран Азии и Африки МГУ, древнейшего государственного вуза.
STEM-модель обучения актуальная из-за нацеленности экономики страны на технологический суверенитет, инновации и цифровизацию, отметил доцент Института мировой экономики и бизнеса РУДН Равиль Асмятуллин. Эти стратегические цели закреплены в Указе о национальных целях развития РФ до 2030 года — для их достижения необходимо повышение конкурентоспособности российской экономики.
Центральный университет вошел в топ-10 лучших вузов России по качеству набора абитуриентов в 2024 году, заняв 8-е место. В рейтинге, составленном ВШЭ на основе данных более чем 800 учреждений, он также стал третьим по платному набору. В десятку лидеров вошли МФТИ, МГУ, МГИМО, НИУ ВШЭ (Москва и СПб), МИФИ, Университет Иннополис, ИТМО и Академия внешней торговли. Учреждение продолжает развивать свою научную деятельность — например, университет совместно с Институтом AIRI запустил Лабораторию искусственного интеллекта (ИИ), анализа данных и моделирования. Преподаватели Центрального университета в 2024 году привели к победе школьную сборную на первой Международной олимпиаде по искусственному интеллекту в Болгарии.
— Качество приема в платных вузах, включая государственные, растет. Студенты и родители всё больше доверяют платному образованию. Это связано с тем, что негосударственные вузы часто сотрудничают с крупными компаниями, которые финансируют нужные направления, предоставляют преподавателей-практиков и помогают адаптировать программы под требования рынка, — говорит ректор Центрального университета Евгений Ивашкевич.
Сегодня в России работает несколько корпоративных площадок для обучения, которые ранее открыли другие крупнейшие компании. Например, с 2012 года существует СберУниверситет, который фокусируется на подготовке топ-менеджеров и предпринимателей на базе опыта компании. Помимо того, с 2007 года действует Школа анализа данных «Яндекса».
Всего с 2022 по 2024 год число непосредственно вузов в РФ выросло на 38 — до 749 высших учебных заведений, следует из данных Минобрнауки (есть у «Известий»). При этом уже действующие учреждения увеличили число своих филиалов на 16 — до 540 отделений.
Нестандартный подход к образованию применяет Сколковский институт науки и технологий — там студентов готовят по программам математических, естественных и технических наук, инженерного дела, технологий, добавила экономист ИПЭИ Президентской академии Татьяна Блинова. Обучение там ведется только по программам магистратуры и аспирантуры. К образовательному процессу здесь активно привлекают зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей.
Университета Иннополис в Казани ориентирован преимущественно на подготовку IT-специалистов, добавила Татьяна Блинова. Однако большая часть студентов, обучающихся в нем, — это бакалавры.
Как изменится высшее образование в РФ
Российская система высшего образования уже адаптируется к новым требованиям рынка труда, поскольку с 1 сентября 2026 года власти должны существенно ее поменять, напомнил Равиль Асмятуллин из РУДН. Указ о реформе вузов президент РФ Владимир Путин подписал еще в мае 2023 года — с тех пор новые стандарты были опробованы в пилотном проекте в шести ведущих университетах страны.
Новый подход подразумевает отказ от бакалавриата — первой ступени в Болонской системе высшего образования, которая призвана объединить университетские стандарты в мировом масштабе. Бакалаврское образование длится четыре года — новая система хочет вернуть пятилетний специалитет. Образование будет больше направлено на получение профильных компетенций, а не базовых знаний, отметила Татьяна Блинова из Президентской академии. Студентам, которые уже обучаются на таких направлениях, дадут возможность доучиться по старой системе.
«Известия» направили запрос в Минобрнауки об изменении системы обучения.
— Новый формат образования должен приблизить навыки выпускников к требованиям рынка труда. Он должен давать возможность для более гибкого и тесного сотрудничества высшего образования и бизнеса, — подчеркнул Равиль Асмятуллин.
Уровень практической подготовки бакалавров часто был ниже ожиданий работодателей, отметила Татьяна Блинова. Реформа необходима для наполнения рынка труда более квалифицированными кадрами.
При этом реформа не отменяет того, что в России уже сформировался тренд на новые подходы к образованию, отметила директор Центра трансформации образования Московской школы управления «Сколково» Ольга Назайкинская. По ее словам, STEM-модель продолжит набирать влияние, поскольку приобретает особую значимость на рынке. Технологический рывок, внедрение новых технологий, производство высокотехнологичной продукции и инженерные разработки требуют прочной основы в виде STEM-образования.
В целом система высшего образования к 2030 году пройдет путь мягкой трансформации, а вузы будут консолидироваться вокруг крупных национальных университетов, добавил экономист Андрей Бархота.
— В ближайшие годы в РФ усилится кооперация между университетами, научными организациями и рынком труда. Достижение целей по технологическому лидерству потребует совместных усилий всех участников образовательного процесса, — добавила Ольга Назайкинская.
Помимо того, университеты от бизнеса будут стремиться к сжатию и концентрации учебных программ, чтобы достигнуть максимальной эффективности за минимальный период времени, заключил Андрей Бархота. Продолжится поиск баланса между базовой и прикладной частями образования — вузы, добавила Ольга Назайкинская, будут искать педагогические форматы, позволяющие связать фундаментальные знания с конкретными практическими навыками, которые будет возможно успешно применять в профессиональной деятельности.