Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Против экс-замглавы Минобороны Иванова могут возбудить еще три дела
Спорт
Сергей Ковалев одержал победу над Артуром Манном и завершил карьеру
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении двух БПЛА над Белгородской и Курской областями
Мир
СМИ узнали о разработанном США плане мониторинга прекращения огня
Мир
Госдеп не стал связывать сделку с Украиной по ископаемым с возможным перемирием
Мир
Politico сообщила о планах главы аппарата Пентагона покинуть свой пост
Наука и техника
В Китае запустили шесть спутников Shiyan-27 для исследования космоса
Мир
В США заявили о готовности признать Крым российским
Общество
Студенты притворялись иностранками и выманивали деньги на сайтах знакомств
Спорт
РФС пожизненно дисквалифицировал Мерзлюка и Симбаева за договорной матч 2024 года
Мир
В Эквадоре в результате стрельбы на петушиных боях погибло 11 человек
Мир
Туристов из РФ выгнали с пляжа в ОАЭ за отдых в купальниках
Общество
РФ денонсировала договор со странами Скандинавии о сотрудничестве в Баренцевом море
Армия
Минобороны показало кадры боевой работы расчетов БПЛА тульских десантников
Мир
Трамп опроверг «конкретное количество дней» для ясности в сделке по Украине
Общество
В Новосибирске осуждены шесть организаторов незаконных азартных игр
Спорт
Южноафриканский бегун смог побить рекорд Усэйна Болта
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

«Россия 1» возглавила рейтинг телеканалов по доле аудитории в 2024 году, далее идут НТВ, Пятый канал, Первый канал и РЕН ТВ. Такие данные «Известиям» предоставили в Mediascope. Среди развлекательных лидируют «Домашний» и СТС. Наиболее успешными, по словам экспертов, оказались каналы, сделавшие ставку на семейный контент. Какие именно проекты стали самыми востребованными и что ждет телевизионный рынок в наступившем году — в материале «Известий».

Как изменился топ популярных каналов

Компания Mediascope подвела итоги прошедшего телевизионного года. Первые две позиции сохранили телеканал «Россия 1» (14%) и НТВ (9,5%). Пятый канал поднялся на третье место, нарастив долю аудитории на 0,3 п.п., до 7,7%. Первый канал занял четвертую позицию (7,3%), а РЕН ТВ сохранил пятую строчку, увеличив долю на 0,6 п.п., до 6,9% — это максимальный рост среди каналов большой десятки.

Первый канал
Фото: РИА Новости/Наталья Селиверстова

В сегменте развлекательного вещания с большим отрывом от конкурентов лидируют «Домашний» (на шестой строчке общего рейтинга) и СТС (на седьмой). Далее следуют «ТВ Центр», ТНТ, а замыкает десятку канал «Звезда», который за год поднялся с двенадцатого места.

В топ-10 кинофильмов и сериалов лидерство, по данным Mediascope, также за «Россией 1». Канал в 2024 году показал восемь из десяти самых популярных проектов, среди них: «Чебурашка», «Конек-Горбунок», «По щучьему велению», «Иван Васильевич меняет профессию». Что касается рейтинга уникальных программ, то здесь помимо «России 1» лидируют Первый канал и НТВ: «Голубой огонек на Шаболовке», «Новогодняя ночь на Первом. 30 лет вместе», «Привет, Андрей!», «Невский. Близкий враг» и другие.

Пятерка лидеров среди вещателей осталась той же — это говорит о том, что отечественное телевидение продолжает уверенно держать внимание зрителей, сказала «Известиям» операционный директор коммуникационного агентства Breaking Trends, член Союза журналистов России Виктория Загитова. По ее словам, именно эти каналы умело сочетают традиционные форматы и актуальный контент, что позволяет им оставаться востребованными.

Контент для всей семьи

Помимо общего рейтинга, учитывающего всех зрителей в стране от четырех лет, Mediascope проводит замеры в отдельных возрастных категориях. Сегмент от 10 до 45 лет считается семейным, он наиболее привлекателен для рекламодателей, и телеканалы активно конкурируют за аудиторию именно в этой категории. Лидируют тут, как правило, те, кто предлагает больше развлекательного и познавательного контента. Уже пятый год подряд на первом месте здесь главный развлекательный телеканал страны — СТС. А вот вторую строчку в этот раз впервые занял РЕН ТВ, который за год обошел ТНТ (на третьей позиции) и вырос на 0,4 п.п., до 7,6%.

тв
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

В 2024-м, который был объявлен в России годом семьи, эксперты фиксировали тренд на актуализацию семейных ценностей и популяризацию образов отечественных героев. СТС уже не первый год делает ставку именно на такой контент и, как видно по рейтингу, оправданно. В эфирной сетке полюбившиеся зрителям сериалы и фильмы: «Папины дочки. Новые», «Ивановы-Ивановы», «Последний богатырь» и другие.

Как подчеркивала ранее генеральный директор НМГ Светлана Баланова, молодежь стала больше интересоваться культурным кодом России. В пример она привела программу РЕН ТВ «Легенды и мифы». В ней в том числе исследуются прототипы героев легенд, мифов и сказок, чтобы открыть зрителю уникальные находки разных исторических эпох. Помимо этого, популярными проектами на канале в прошедшем году стали программы «Купи-продай», «Безумные факты», сериал «Банда «ЗИГ ЗАГ» и другие.

Виктория Загитова подтверждает актуальность семейного тренда. Эти ценности — основа российского общества, подчеркнула она.

Уверена, что этот тренд будет только усиливаться. Телевидение продолжит создавать программы, которые объединяют поколения, вдохновляют на взаимопонимание и поддержку внутри семей, — отметила эксперт.

События и тренды

В 2024-м состоялась одна из самых крупных сделок за последние годы — медиахолдинг «Медиа1» был продан группе инвесторов, среди которых компания «Медиа-Телеком» (совместное предприятие «Ростелекома» и НМГ). По словам экспертов, приобретенные каналы — «МУЗ-ТВ», «Ю» и «Солнце» — добавят компаниям еще больше возможностей для работы с молодой аудиторией.

россия1
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

В пресс-службе НМГ отметили, что по результатам 2024 года НМГ сохраняет уверенное лидерство по доле аудитории каналов в разрезе всех медиахолдингов с долей в 25%, еще более увеличив разрыв с другими участниками рынка.

В 2024 году НМГ и РФПИ создали совместный коммерческий фонд развития кино и анимации, начал свою деятельность «НМГ Док» — кластер документального производства. Также холдинг объявил о первом ко-продакшене с Китаем — уже в этом году в эфир выйдет российский художественный фильм «Красный шелк» режиссера Андрея Волгина.

После ухода западных мейджоров отечественные вещатели продолжат делать ставку на собственное производство. И каждый год количество такого контента растет в разы. Так, этот показатель на каналах НМГ в 2024 году вырос по сравнению с 2022-м почти в полтора раза в часах, сообщили в холдинге. У телеканалов ВГТРК эфирная сетка также построена на собственных форматах.

Медиаэксперт Павел Рудченко считает, что в 2025 году внимание зрителя будет также направлено на политическую и международную арену, сохранится акцент на острые темы, информационный контент. С этим согласен и гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. Он ожидает появления на федеральных каналах новых публицистических шоу.

123

По мнению Виктории Загитовой, телезрителей ждет больше интерактивного контента, где они будут активнее вовлекаться в процесс.

— Думаю, на первый план выйдут темы, связанные с личностным ростом, здоровым образом жизни, технологиями будущего и экологией. Также сохранится интерес к историческим и культурным проектам, которые помогают понять наше прошлое и построить уверенное будущее, — сказала она.

Будут расти и нишевые проекты для молодежи, посвященные их интересам — от киберспорта до новых медиаформатов (к примеру, короткометражные сериалы), станет расширяться направление научно-популярных программ. Главное, чтобы контент оставался искренним, интересным и близким каждому зрителю — в этом секрет успеха отечественного телевидения, резюмировала эксперт.

Справка «Известий»

Исследовательская компания Mediascope выполняет функции официального измерителя ТВ-аудитории в стране с 2017 года. Ее отчет — самый авторитетный и объективный вердикт телеотрасли, позволяющий оценить не только общие результаты каналов, но и их успехи по работе с различными возрастными аудиториями, а также показатели конкретных проектов.

В июле 2024 года Mediascope впервые опубликовала данные по панели 0+, учитывающей аудиторию всех населенных пунктов страны. Ранее была доступна панель 100+, в которую включались только крупнейшие города, и в итоге демонстрировались предпочтения зрителей, по сути, лишь половины России. Хотя сама панель 0+ появилась еще в 2019 году, и ее данные использовались для определения стоимости рекламы, открыто они не публиковались по согласованию Mediascope с телеканалами. В отрасли решение измерителя изменить подход сочли логичным и обоснованным.

Читайте также
Прямой эфир