Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин заявил об успешной совместной работе России и Китая в ООН, ШОС и БРИКС
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Разлив в ДНР
Мир
В США заявили о неготовности Вашингтона к затяжному конфликту с Пекином
Мир
Землетрясение магнитудой 5 произошло вблизи Мандалая в Мьянме
Мир
Польша намерена объявить в розыск экспертов из России по делу о крушении Ту-154
Мир
Историк связал рейды в Киево-Печерской лавре с желанием прикарманить реликвии
Мир
Премьер Канады Карни пригрозил США ответными мерами при вводе пошлин 2 апреля
Общество
В Смоленской области осудили причастного к хищениям бюджета фонда медстрахования
Политика
Путин принял в Кремле президента Республики Сербской Додика
Мир
Глава Гагаузии назвала свое задержание частью кампании по ликвидации автономии
Мир
В Германии подняли вопрос о судьбе СП-2 после конфликта на Украине
Мир
Макрон призвал Европу сократить зависимость от США в здравоохранении и обороне
Мир
Во Франции начали новое расследование в отношении Ле Пен
Мир
Лавров сообщил о подготовке новой встречи представителей России и США
Мир
Новый посол Франции Николя де Ривьер прибыл в Россию
Мир
Финляндия может выйти из Оттавской конвенции о запрете противопехотных мин
Мир
США возглавили рейтинг Forbes по числу миллиардеров
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Политический кризис во Франции постепенно получает новое измерение своего развития. На фоне неразберихи в правительстве, низких рейтингов президента и негативных экономических прогнозов всё чаще звучит идея о новом переформатировании государственного устройства страны. Система, созданная де Голлем в конце 50-х, вновь называется неэффективной. Откуда взялась идея Шестой республики, кто ее продвигает и есть ли у нее будущее, рассказывают «Известия».

Казна пустеет

Франция продолжает погружаться в состояние политической неопределенности. Правительство Мишеля Барнье проработало всего 91 день (меньше всех в истории страны), прежде чем было отправлено в отставку парламентом. Новому кабинету министров под руководством Франсуа Байру предрекают такое же будущее. Лидер левой партии «Непокоренная Франция» Жан-Люк Меланшон заявил, что «новое правительство, вероятно, падет в середине января», так же как и предшественники — после вотума недоверия.

Мишель Барнье

Уходящий премьер-министр Франции Мишель Барнье в день церемонии передачи полномочий новому премьер-министру Франсуа Байру

Фото: REUTERS/Abdul Saboor

Причиной вотума недоверия, вынесенного Барнье, стала попытка провести проект бюджета без одобрения оппозиции. Поскольку основной финансовый документ страны так и не принят, то правительство Байру обречено, как и предшественники, работать в условиях двойного давления. Сможет ли новый премьер-министр найти решение, находясь в условиях между молотом и наковальней, — большой вопрос.

Между тем проблема с бюджетом — следствие, а не причина царящего хаоса. Причина заключается в проявившихся негативных трендах во французской экономике. Государственный долг Пятой республики вырос за триместр на €71 млрд и составил доселе недостижимые €3,3 трлн, или 113,7% ВВП (по сравнению со 112,2% на конец июня 2024-го). Дефицит бюджета — 6%, а его треть составляют социальные выплаты. Их и требуется урезать или компенсировать. Левые хотят это сделать посредством налогов и дополнительных обязательств для бизнеса, правые — через сокращение пособий и преференций для мигрантов, а также части госслужащих.

Однако и это не является и не может являться решением системной проблемы. Как заявил уже бывший министр экономики Антуан Арман, экстремальная бюджетная ситуация будет только ухудшаться с течением времени.

Евро
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

Посреди дискуссии Эммануэль Макрон и его продолжающий падение рейтинг одобрения. По данным Politco, уровень доверия президента упал до минимального за всё время его правления значения — 22%. А 68% аудитории BFM TV высказались за его немедленную отставку.

«Для Макрона всё кончено. Мои слова не жестоки, это институциональная реальность. Он даже лишился способности назначать премьер-министра, который назначил себя сам», — заявила Марин Ле Пен.

Экономическая ситуация во Франции в этом контексте выглядит следствием политики президента. С момента вступления Макрона в должность государственный долг вырос на €1 трлн. Более того, за последние 20 лет государственные расходы (а с ними и долги) только увеличивались. В наступившем году агентство по управлению государственным долгом для погашения займов дополнительно выпустит облигаций еще на €285 млрд.

Картину дополняют и внешнеполитические неудачи: падение французской постколониальной системы в Африке и бесперспективная «стратегическая неопределенность» на Украине. Отдельный пункт — проблемы на заморских территориях: в Новой Каледонии, на Мартинике и Майотте.

ВСУ
Фото: REUTERS/Vyacheslav Madiyevskyy

В этих условиях на поверхность вновь всплыла еще одна традиционная в своей актуальности идея — изменение государственного устройства Франции. Пятая республика должна быть трансформирована в Шестую.

Свобода, равенство и должность

Концепция принадлежит французским левым. В первую очередь она заключается в критике существующего порядка. Нынешние полномочия президента позволяют ему оставаться во власти и проводить в жизнь свою политику — даже когда он полностью потерял политическое влияние в парламенте страны. Ключевым элементом этой системы является право назначать главу французского правительства. Таким образом, Франсуа Байру стал четвертым премьер-министром Франции за один прошедший год.

Продвигающий идею Шестой республики Жан-Люк Меланшон призывает положить конец такой «президентской монархии» и передать полномочия назначения главы правительства парламенту. Иными словами, перейти от президентской республики к парламентской. Она не позволит сложиться ситуации наподобие нынешней — когда президента никто не поддерживает, а он продолжает править и назначать.

Эта идея близка французским гражданам. По данным опроса, проведенного телеканалом Public Senat, 56% респондентов считают, что время Пятой республики истекло. 85% выступают за системные реформы государственных институтов, 76% хотят упразднить мажоритарную систему (то есть дать возможность представительства в парламенте для малых и региональных партий), 56% — за один пятилетний президентский срок без права переизбрания.

Парламент

Депутаты на заседании в Национальной ассамблее

Фото: Global Look Press/Alexis Sciard

Вместе с тем эксперты указывают, что изменение акцентов в государственном устройстве не может являться эффективным лекарством от экономических болезней, и тем более во Франции, где в свое время намеренно придали должности президента столь широкие полномочия.

Дай человеку власть

Пятая республика появилась в результате конституционной реформы, проведенной Шарлем де Голлем. Президент Франции таким способом стремился не только укрепить свою власть, но и покончить с парламентским кризисом. Наделенный исключительными полномочиями парламент Четвертой республики не только не справлялся с вызовами, самым серьезным из которых стала война за независимость Алжира, но и усугублял положение своими действиями.

За 12 лет во Франции сменилось 22 состава совета министров и 12 его руководителей. Предложенная де Голлем Конституция 1958 года устанавливала сильного президента в роли «авторитетного арбитра». И это было обусловлено сложившейся в стране политической реальностью, подчеркивает заведующий сектором региональных проблем и конфликтов ИМЭМО им. Е.М. Примакова Павел Тимофеев.

Парламент

Вид на Бурбонский дворец, где проходят заседания Национальной ассамблеи Франции

Фото: ТАСС/Денис Устинов

— Ключевое отличие Пятой республики от Четвертой заключается в том, что определяющая роль отведена не парламенту, а президенту, который назначает премьер-министра. Это страховка от парламентского кризиса. Сегодняшний парламентский кризис для Четвертой республики был нормальным явлением. И именно постоянная политическая нестабильность вкупе с внешнеполитическими неудачами (Индокитай, Алжир, Ближний Восток) и породили необходимость формирования Пятой республики. В ее системе существовало два возможных формата: сосуществование (когда президент и парламент представляют разные политические силы) и проведение политики президента через большинство в парламенте, — указывает собеседник «Известий».

Съеденные дети революции

Левые давно оспаривали приоритет президентской власти. Еще Франсуа Миттеран называл Пятую республику повторяющимся государственным переворотом. Но как только Миттеран сам пришел к власти, претензии мгновенно испарились, подмечает Павел Тимофеев.

— Левые были при власти и успешно использовали все преимущества президентской власти. Знаменитая полулегенда-полуистория о Франсуа Миттеране, который, когда был избран президентом, заявил: «Конституция 1958 года не для меня, но мне она подходит». Когда он был в оппозиции, то являлся ярым критиком правых. Например, он считал, что ядерный статус Франции угрожает глобальной стабильности, называл страну автократией и сетовал на невозможность парламента контролировать президента. Когда левые пришли к власти, выяснилось, что их на самом деле всё устраивает, — отмечает эксперт.

Миттеран был не единственным президентом-социалистом в истории Франции. Куда более близкий пример — Франсуа Олланд. Но и при нем никаких поползновений к изменению Конституции не предпринималось.

Франсуа Олланд

Французский государственный и политический деятель, 24-й президент Франции Франсуа Олланд

Фото: Global Look Press/IMAGO/Michael Baucher

Сейчас же возникла во многом уникальная ситуация. Оппозиция Макрону огромна, но при этом не монолитна. Президент попытался воспользоваться этим обстоятельством в июле, когда вопреки результатам выборов сумел договориться с правыми из «Национального объединения» и продвинуть на пост премьер-министра Мишеля Барнье. Таким образом, номинальные победители голосования, «Непокоренная Франция», остались ни с чем. Однако, как показали дальнейшие события, у этой сделки был очень недолгий срок действия. И теперь президент, как и назначенный им Франсуа Байру, находится под постоянным давлением с обеих полюсов французского политического поля.

Впрочем, о Шестой республике как о готовом политическом проекте говорить еще рано, утверждает Павел Тимофеев.

— Что такое Шестая республика — для всех что-то разное. Единого образа нет, и я не видел аргументированных обоснований того, что она будет точно лучше Пятой. Для того чтобы изменить Конституцию, необходимо 3/5 голосов обеих палат парламента. Пока представить такое очень сложно, — заключает эксперт.

Читайте также
Прямой эфир