В одной берлоге: автопроизводителям становится тесно в России
Количество новых моделей, официально вышедших на российский рынок, в этом году уже превысило сотню, подсчитали аналитики «Автостата». В то же время число новых брендов в сравнении с прошлым годом сократилось. Эксперты считают, что в следующем году разнообразие рынка сократится, так как некоторые автомобильные марки покинут Россию. Подробности — в материале «Известий».
Новинок становится больше
Российский авторынок пополнили уже более ста моделей (с учетом тех, что появятся до конца года), отмечают в «Автостате». Это превышает результат прошлого года — число новинок не дошло до сотни.
Лидеры рынка показали по несколько новых моделей. Так, Нaval запустил обновленный Jolion, H3, H9, рестайлинговые H5 и F7. Столько же новинок представила Geely — Preface и Сityray, Atlas нового поколения, обновленный Monjaro, рестайлинговый Okavango; кроме того, компания запустила новый бренд Knewstar и расширила линейку Belgee белорусской сборки. Chery привезла в РФ Tiggo 7 Pro Max и Tiggo 4 нового поколения и открыла предзаказы на Tiggo 9. Три кроссовера под брендом DFSK привез в Россию Dongfeng. Премиум-бренд Tank представил флагманскую модель. Сhangan обновил кроссовер CS75 Plus, GAC привез в Россию минивэн М8 и кроссовер GS3. Omoda в конце ноября поставит дилерам обновленные кроссоверы С5. Свои новинки в течение года демонстрировали BAIC, JAC, Jaecoo, Foton, Hongqi, Haima, Eхееd и другие.
Knewstar, KGM и другие
При этом количество новых марок оказалось меньшим, чем в прошлом году. Если в 2023 году «Автостат» насчитал их 19, то в 2024-м — пока только 13. Большинство из них китайские: Avatr, Oting, VGV, Knewstar, Soueast, M-Hero, MG, Wey, Seres Aito, Lynk & Co. Но есть и российские: Xcite, Solaris, «Амберавто». Отдельные марки, озвучивавшие свои планы, пока так и не появились на рынке. Это BYD и Zeekr, а также новый бренд eπ («Ипай») от китайского концерна Dongfeng.
До конца года может запустить свои автомобили в продажу Exlantix, отмечают в «Автостате». Однако в пресс-службе нового премиум-бренда заявляли, что начнут продажи в I квартале 2025 года. Представители аналитического агентства считают, что под конец года на российский рынок выйдут две некитайские марки: KGM (бывший SsangYong) из Южной Кореи и иранский IKCO (Iran Khodro). Вполне возможно, что эти автопроизводители начнут продажи в нашей стране в 2025 году.
Лидеры забирают всё
Количество брендов на российском рынке стало избыточным, а лидеры уже определены. По результатам 10 месяцев этого года более половины рынка занимают АвтоВАЗ (27%) и большая китайская «четверка» (Нaval, Chery, Geely, Changan) — 40%. Доля топ-10 популярных в России автобрендов, куда помимо китайских марок входят российская Lada, белорусский Belgee и японская Toyota, в этом году достигла 78% рынка.
Десять популярных моделей по результатам десяти месяцев этого года заняли 47% рынка.
Кандидаты на вылет
Разнообразие моделей и марок в России будет сокращаться, уверены эксперты и игроки рынка. Ранее опрошенные «Российской газетой» представители автодилерских и лизинговых компаний назвали марки, которые могут покинуть российский рынок после повышения утилизационного сбора. В их числе Livan, FAW, Haima, Oting и Venucia, Kaiyi, Forthing и Skywell. Последний — самый вероятный «кандидат на вылет», так как заморозил активность в России и до сих пор распродает машины выпуска 2022–2023 годов.
В компании Sinomach, которой принадлежит бренд Oting, заявили «Известиям», что не планируют уходить с рынка РФ, и пообещали несколько новинок, в том числе модели на базе Nissan Qashqai и Patrol, выпускающиеся в Китае.
Весна покажет
Сокращения на российском рынке начнутся с весны 2025 года, считает партнер «Автостата» Игорь Моржаретто.
— К тому времени закончатся автомобили, которые были завезены до повышения утильсбора, его второй раз повысят с января. Соответственно, очень много моделей уйдет из тех, что не производятся в России. Будут производиться те, которые можно продать тиражом более 10 тыс. Сейчас, насколько я знаю, ведущие китайские производители ищут в России партнеров по промсборке. Я думаю, что уйдут многие модели из бюджетного сегмента. При такой величине утильсбора к нам можно ввозить только дорогие машины, — считает эксперт.
Скорее всего, в следующем году продажи автомобилей пойдут на спад, а модельные ряды многих производителей подвергнутся ревизии, считает главный редактор «За рулем» Максим Кадаков. Среди причин он называет высокие цены и высокую ключевую ставку.
— Одни дилеры будут закрываться из-за нерентабельности, другие отказываться от дилерства каких-то брендов. Сложно на самом деле будет многим, в том числе и тем, кто в первой десятке. Просто у них есть запас прочности, некая перспектива, объем продаж, — предположил Максим Кадаков.
Испытание на прочность
Следующий год будет испытанием на прочность, особенно для тех, кто находится ниже десятого места в рейтинге по объемам продаж, рассказал «Известиям» заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон».
— Более уверенно будет себя чувствовать премиум-сегмент. Сложнее придется массовым маркам, где дилерская сеть уже сегодня испытывает серьезное конкурентное давление ввиду перенасыщения численности дилерских центров, — считает Ренат Тюктеев.
Часть брендов, представленных сейчас на российском рынке, его покинет, а какая-то часть придет, убежден директор департамента новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов.
— Будут такие замены, ротации. Но количество брендов и масса моделей останутся примерно на таком же уровне, что и сейчас, — отметил он.
По словам Иванова, есть определенные ниши, которых не коснется «вымывание» иностранных брендов, например коммерческий транспорт.
— В год на этот сегмент приходится 11–12 тыс. продаж, а 90% рынка — «УАЗ», «ГАЗ» и Lada. Модели иностранных брендов — только 10%, это очень маленький объем. Второй выпадающий блок — это премиальные модели. Да, сейчас есть некоторые бренды, которые себя так называют, но по факту таковыми не являются. Нужно понимать, что реальных премиальных брендов, которые официально поставляются в Россию, просто нет, — считает Николай Иванов.
Без резких колебаний
Возвращения ушедших брендов пока не предвидится, для этого нет политических предпосылок, отметил Ренат Тюктеев. По его словам, рынок в следующем году будет более сдержанно реагировать на любые новые марки — потребитель становится более осторожным. Поэтому резких колебаний по составу выведенных на рынок новых марок не будет, основная волна пройдена за прошедшие два года.
Ренат Тюктеев считает, что количество моделей, представленных на российском рынке, в 2025 году будет увеличиваться в первую очередь за счет расширения модельного ряда уже представленных китайских брендов.
— Темп вывода новых моделей будет похож на 2024 год в силу того, что автопроизводители из Китая обновляют модельные ряды чаще, чем это раньше делали европейские и корейские марки, — рассказал Тюктеев.
Иранский фактор
Новые бренды вряд ли сильно повлияют на рыночный расклад, считают эксперты.
— Наш глубинный народ ждет, что придут недорогие иранские автомобили. Все помнят Samand, который был неказистым, но стоил вменяемых денег. Сейчас, если мы говорим о более-менее приличной модели Tara, то она вряд ли будет стоить дешевле 2 млн. Конечно, какой-то спрос будет, но я не думаю, что иранские автомобили серьезно повлияют на рынок, — считает Кадаков.