Запасные отчасти: иностранных производителей авто заставят делиться техданными
Иностранные автопроизводители, в частности китайские, должны делиться с Россией технической информацией о своих машинах. Поправки, которые обяжут их делать это, необходимо внести в законодательство РФ и техстандарты, говорится в предложениях, которые направила в правительство и Минпромторг группа сенаторов Совета Федерации. Если инициативу одобрят, иностранные автоконцерны должны будут открыть свои эксплуатационные базы, диагностические протоколы и каталоги запчастей. Это поможет мелким сервисам ремонтировать импортные авто. Сейчас базы закрыты, что ограничивает автомобилистов в обслуживании машин — ремонт возможен только в официальных сервисных центрах по высоким ценам.
Почему все каталоги запчастей должны быть открыты
Комитет по регламенту Совета Федерации обратился в правительство и Минпромторг с предложением обязать производителей и импортеров автомобилей открыть каталоги запчастей и ремонтно-эксплуатационные базы для всех автосервисов («Известия» ознакомились с документом).
В письме за подписью председателя комитета Вячеслава Тимченко указывается: у владельцев иностранных автомобилей есть серьезные трудности с получением информации, необходимой для их обслуживания. Для потребителей закрыт доступ к каталогам деталей, что негативно сказывается на ремонте. Причем доступ ограничивают не только ушедшие с российского рынка из-за санкций европейские и американские компании, но и пришедшие на него китайские марки.
Проблема обсуждалась на круглом столе в Совете Федерации в начале октября при участии представителей Минпромторга, Росстандарта, Минэкономразвития, ФАС, Роспотребнадзора, отраслевых союзов и ассоциаций. Его участники порекомендовали Минпромторгу разработать обязательные требования к производителям, которые можно закрепить в действующих стандартах. В частности, Союз автосервисов просит скорректировать с этой целью технический регламент Таможенного союза.
— Мы совместно с профильными министерствами и ведомствами намерены добиться хранения всей критически значимой информации на территории РФ, а доступ к ней должны иметь не только официальные дилеры, но и независимые станции технического обслуживания, — рассказал «Известиям» один из авторов инициативы сенатор Олег Земцов.
Позиции, что технические базы нужно открыть всем сервисам, а не только дилерским центрам, придерживаются и в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). По словам ее председателя Алексея Подщеколдина, этот доступ может быть платной услугой.
По информации РОАД, сегодня есть сложности, в частности, с предоставлением актуальных баз китайских партнеров. Трудности отмечаются с отслеживанием истории гарантийного и сервисного обслуживания автомобилей, а также с обновлением ПО. По данным Российского союза автосервисов, китайские марки не спешат открывать техническую информацию российским партнерам из-за пробелов в действующем законодательстве.
По словам члена правления Союза автосервисов Ильи Плисова, государство никогда не предъявляло требований к иностранным автопроизводителям делиться технической информацией, хотя это общемировая практика. Сейчас это вызывает трудности с ремонтом, в особенности современных машин с множеством электронных опций.
При одностороннем разрыве партнерских отношений со стороны иностранных производителей техническая информация уже не передается сервисным станциям и они с трудом чинят автомобили, уточняет Плисов.
— Важным условием эксплуатации транспорта является доступ к программному обеспечению, которое стало неотъемлемой частью любого современного автомобиля, — рассказал Олег Земцов. — Однако импортеры ограничивают доступ к нему или вовсе блокируют.
Ситуацию осложняет значительный объем серого импорта через физических лиц без какой-либо сервисной и программной поддержки, отметил сенатор.
— Гарантировать права потребителей можно, только если обязать иностранные компании хранить все данные на территории России, — считает глава «Общественной потребительской инициативы» (ОПИ) Олег Павлов.
Как сообщили «Известиям» в пресс-службе правительства, рекомендации комитета СФ по регламенту поступили в кабмин и были направлены для проработки и ответа в Минпромторг. Редакция направила запросы в это ведомство, а также в ФАС и крупным автопроизводителям, присутствующим сегодня на российском рынке.
Какие трудности существуют с ремонтом китайских машин
В российских законах никогда не было требования к иностранным компаниям открывать техническую информацию. Они по своему желанию передавали ее официальным дилерам. Прочие мастерские и сервисные центры с 90-х годов выуживали ее у «официалов». Но если с немецкими, японскими и отчасти корейскими производителями это получалось, то с китайскими в этом плане работать непросто, рассказал «Известиям» владелец ГК «Механика» Дмитрий Даньшов.
Сейчас это породило массу проблем. Доходит до курьезов, когда на скопированные китайские моторы дилеры ищут запчасти по каталогам от немецких или японских аналогов. Всё это нарушает права тех автовладельцев, которые не хотят за дорого обслуживаться в официальных сервисных центрах и обращаются в независимые мастерские, отмечает участник рынка.
— В основном проблемы с доступом к онлайн-каталогам есть у китайских автоконцернов, которые недавно появились на российском рынке. Это Kaiyi, Voyah, Livan, Ora, Forthing, Skywell, SWM, Honqgi, Dongfeng, Li Xiang, Haima, Wey, Aito, Rising, Venucia, — рассказал «Известиям» руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса FRESH Евгений Житнухин. — Думаю, это связано с тем, что автоконцерны из КНР не готовы полностью давать доступ к каким-либо своим цифровым системам или платформам из-за национальных особенностей ведения бизнеса, направленных на развитие собственных производств.
Электронный каталог — программа, в которой можно быстро подобрать необходимые запчасти по VIN-коду. Проблемы с ними возникали у сервисных центров и раньше, рассказал «Известиям» руководитель отдела по развитию продуктов и услуг ГК «Альфа-Лизинг» Максим Давиденко. Например, с корейскими автомобилями, когда те только поступили на отечественный рынок.
Сейчас организация доступов к каталогам брендов из КНР находится в активной разработке. Параллельно актуализируются действующие базы поставщиков, так как в них много неточностей. Например, китайские смежники отправляют не те запчасти, что указаны по VIN-кодам в каталогах производителей.
Ситуацию спасает то, что большинство китайских автомобилей еще достаточно свежие и практически не нуждаются в капитальном ремонте. Но со временем проблемы с ремонтом будут нарастать, полагает Максим Давиденко.