Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Китай с 12 апреля увеличит пошлины на товары из США до 125%
Политика
Лавров заявил об исходящей одновременно от РФ и США идеи обмена заключенными
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили 30 беспилотников ВСУ над двумя регионами РФ
Экономика
Порядка 5 млрд рублей предусмотрено для аграриев новых регионов РФ в 2025 году
Мир
Президент Республики Сербской Додик назвал Европу синонимом кризиса
Мир
Посольство РФ потребовало от МИД Эквадора отменить запреты на въезд россиян
Мир
Генсек UNCTAD указала на блокировку притока инвестиций в мире из-за пошлин США
Армия
Спецназ Росгвардии уничтожил БМП-1 с боевиками ВСУ в Сумской области
Мир
Глава МИД Индии заявил о готовности сотрудничать с США по торговому соглашению
Мир
Лавров обратил внимание на желание США урегулировать конфликт на Украине
Мир
СМИ сообщили о намерении лидеров ЕС посетить Пекин в конце июля
Общество
Мошенники выманили более 10 млн рублей у ветерана ВОВ из Санкт-Петербурга
Политика
Захарова заявила об использовании Зеленского США для сделки по ископаемым
Общество
Верховный суд признал право на компенсацию за навязчивые звонки с рекламой
Спорт
Овечкину подарили золотую клюшку в честь поставленного рекорда по забитым шайбам
Мир
МИД РФ назвал целью визита Лаврова в Казахстан подготовку двусторонних мероприятий
Авто
Лукашенко предрек превосходство автопрома РФ и Белоруссии над Mercedes
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Оператор-документалист Наум Аврунин собрал и подробно осмыслил свои беседы с коллегами, благодаря которым теперь можно говорить о феномене ленинградской кинематографической школы. Критик Лидия Маслова представляет книгу недели, специально для «Известий».

Наум Аврунин

«Великолепная семерка. Кинооператоры Ленинграда»

СПб. : Сеанс, 2024. — 432 с.

«Ленинградская школа» — явление не только географическое, территориальное, непосредственно связанное с киностудией «Ленфильм», но и психологическое, ментальное, как разъясняет автор в одном из своих комментариев, где отдает должное одному из основоположников советской операторской школы Андрею Москвину: «Киностудия «Ленфильм» была уникальным в своем роде организмом. Уникальность ее состояла в том, что на ней сформировалась своя операторская школа. Школа Москвина. Это была не просто школа ремесла, но еще и этики взаимоотношений, понимания уникальности своей профессии и уважения к труду коллег. <...> Школа Москвина определялась не подражательством мастеру, а отношением к профессии, соблюдением нравственных принципов, традициями, заложенными личностью».

Эти рассуждения о том, что операторское искусство не исчерпывается одними лишь техническими навыками, можно встретить уже в первой главе, посвященной Валерию Федосову, работавшему с Алексеем Германом («Двадцать дней без войны», «Мой друг Иван Лапшин»), Семеном Арановичем («Противостояние»), Сергеем Овчаровым («Небывальщина», «Левша», «Оно»). В заголовок каждой из семи глав книги вынесена цитата из интервью, наиболее точно характеризующая героя не только как художника, но и как личность, и в случае с Федосовым это фраза «Я люблю решать трудные задачи». Федосов произносит ее по конкретному поводу, рассказывая о сложности переноса на экран стилистики ожившего лубка в овчаровской фольклорной комедии «Небывальщина», но в принципе искренняя любовь к преодолению художественных, психологических и технических препятствий так или иначе заложена в характере любого талантливого оператора.

В этом отдельная ценность книги Аврунина — он не просто собирает свидетельства непосредственных участников и соавторов тех или иных знаковых фильмов, но и формулирует внутреннюю суть профессии оператора, с точки зрения широкой публики остающегося в тени, за кадром, хотя прежде всего благодаря оператору этот кадр и получается именно таким. Более того, часто именно от оператора зависит вся стилистика фильма, как поясняет в последней главе Юрий Векслер, единственный среди героев фильма оператор без вгиковского, да и вообще без высшего образования, зато с обостренным художественным вкусом и четким пониманием операторской миссии: «Свет, цвет — это в конечном итоге инструмент, которым пользуются операторы. Главное же — точный выбор стилистики изображения, которая естественным образом должна вытекать из драматургии и режиссерской трактовки (если она есть)».

В «Великолепной семерке» много интересных соображений о нюансах отношений оператора с режиссером и о тонкостях расстановки сил на съемочной площадке. Так, в главе об операторе-документалисте Сергее Скворцове, позже подавшемся в режиссуру, Аврунин делится наблюдениями о взаимодействии Скворцова с режиссером Павлом Коганом, автором фильма 1987 года «Скоро лето»: «...в этой паре была странность. Из них двоих говорливее был не режиссер, что характерно для этой профессии, а оператор, которому по профессии — так уж принято полагать — свойственно помалкивать, смотреть в рот режиссеру, догадываясь о том, что тот никак не может сформулировать».

Наум Аврунин

Наум Аврунин

Фото: пресс-служба СПбГИКиТ

А Валерий Федосов, не разрешавший режиссерам заглядывать к себе в камеру, говорит о необходимости режиссерского безоговорочного доверия оператору и о трудностях настройки внутреннего операторского «механизма»: «У хорошего режиссера своих дел невпроворот, ему нет нужды заглядывать в глазок. Если он выбрал для своего фильма оператора, то должен ему доверять. Его доверие дорогого стоит. Оно вдохновляет и накладывает ответственность. А наши ощущения — операторские — и без того робки, иногда интуитивны. Сбить их легко, а восстановить практически невозможно. У нас в голове множество вариантов съемки каждого эпизода, но мы выбираем из этого множества один. Что-то же нас заставляет остановиться именно на этом одном...»

В целом «Великолепная семерка» подтверждает бытующее в кинематографических кругах мнение, что операторы — вообще лучшие люди в этой отрасли, мало подверженные тем неприятным профессиональным деформациям личности, какие случаются порой с прославленными актерами и режиссерами. Кроме того, операторы как-то больше, глубже и содержательней рефлексируют по поводу своего занятия в самом широком философском смысле. Как, например, Анатолий Лапшов, герой главы «Свобода, которую мы выбираем» — с ним Аврунин обсуждает не только культового «Господина оформителя» Олега Тепцова, но и короткометражные студенческие дебюты, на которые Лапшов соглашался чаще, чем на полный метр, из любви к скорости процесса, свободе и разнообразию: «Помнишь, ты как-то сказал, что кинооператор — это не совсем точное определение того, что ты делаешь в кино? Точнее было бы: архитектор пространства».

Тщательно выверенная архитектура пространства в кадре — то, что отличает «ленинградскую школу», изобразительные традиции которой в сегодняшнем кинобизнесе во многом утрачены, как сетует Аврунин на продюсерский кинематограф: «Сегодня, к несчастью, в кинопроцессе свирепствует новая профессия, которой прежде не было, — супервайзер. Это художник, который разрисовывает сценарий своими комиксами. Их, естественно, видит продюсер и уже ничего другого представить себе не может». Его собеседник Дмитрий Долинин печально соглашается: «Значит, правильно, что я сейчас не снимаю».

Камера
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Немного утешает, что из троих ныне живущих героев книги еще два — Сергей Астахов и Юрий Шайгарданов — всё-таки задействованы в текущем кинопроцессе, в котором часто чувствуют себя как на войне, по образному описанию Наума Аврунина: «Оператор-постановщик игрового фильма. Что это? Если исключить из профессии художественную составляющую и оставить только организационную, то заботы этой составляющей сродни заботам главного инженера крупного завода, эвакуированного за Урал в чистое поле, где в короткий срок необходимо восстановить производство и дать продукцию, как это было в первый год Отечественной войны; или начальника штаба армии, которая постоянно находится в движении. И этому начальнику штаба всякий раз при смене дислокации нужно заново учитывать все высоты и впадины, водные преграды, перелески, открытые пространства, время года, погодные условия и силы, необходимые для успеха операции. На плечи оператора-постановщика ложится вся производственная махина по созданию изображения. Здесь мелочей не бывает».

Читайте также
Прямой эфир