Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Рубио указал на готовность США помочь в урегулировании конфликта на Украине
Общество
Число пострадавших в результате пожара на рынке Геническа выросло до восьми
Экономика
В Raiffeisen опровергли информацию о приостановке продажи бизнеса в России
Общество
Мосгорсуд продлил арест экс-замминистру обороны Иванову на три месяца
Общество
В ЛНР наемник ВСУ из Австралии предстанет перед судом за участие в боевых действиях
Общество
В Челябинской области пресечен канал контрабанды военной продукции
Армия
«Народный фронт» передал военным технику в память о военкоре «Известий» Федорчаке
Общество
Попова назвала пригодными пляжи Крыма и Севастополя для летнего курортного сезона
Армия
ВС РФ поразили ключевые производственные объекты выпуска БПЛА на Украине
Мир
Рубио назвал условие отмены санкций ЕС против России
Мир
Лавров отметил динамику диалога стран после встречи Путина и главы МИД Ирана
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Валентиновка в ДНР
Политика
Путин продлил срок госслужбы до 14 июня 2026 года замглавы МИД РФ Галузину
Мир
В Кремле указали на отсутствие призывов стран Европы к миру на Украине
Наука и техника
Ученые с помощью нового оборудования проверили образец Туринской плащаницы
Мир
Песков сообщил о передаче Путиным послания верховному лидеру Ирана Хаменеи
Политика
Путин освободил Павловского от обязанностей посла РФ в Австралии
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Книга Ирины Волковой и Марины Ивановой содержит девять разделов, посвященных разным эпохам, начиная от первобытного искусства до ХХ века. Каждый раздел начинается с временной шкалы, наглядно показывающей, о каком периоде истории пойдет речь, и помогает ориентироваться в хронологии даже не очень подкованному в истории и изобразительном искусстве читателю. По временам и эпохам путешествовала критик Лидия Маслова, представляющая книгу недели специально для «Известий».

Ирина Волкова, Марина Иванова

«Искусство в лицах. Портреты эпох от первобытных времен до наших дней»

Москва: «Эксмо», 2024. — 336 с.

«Искусство в лицах» отслеживает спиралеобразную траекторию развития изобразительных традиций, связанных с портретом, скульптурой, иконой и прочими способами передать внешний облик и внутренний мир человека. Хотя человек и является основным предметом искусства, поясняют авторы во введении, у них получилась книга не только о портретах, но и «о том, как стили сменяли друг друга под влиянием различных факторов. Ярче всего, конечно, это выражалось в том, как художники видели людей — императоров и священников, атлетов и жрецов, заказчиков и мучеников, мужчин и женщин».

Правда, в каменный век, с которого искусствоведы начинают свою экскурсию по стилям, с портретами заказчиков было не очень. Наскальные живописцы увлекались в основном изображениями животных с сугубо прагматическими целями: «Очень важно было привлечь как можно больше добычи и по возможности отвадить хищников от стоянок, и добиться этого пытались именно через их изображения». По мнению авторов книги, рисунки зверей даже больше годятся в качестве своеобразного портрета той эпохи, чем редкие изображения людей вроде известной Виллендорфской Венеры. Ее несоответствие нынешним канонам женской красоты не помешало ей сделаться частью современной массовой культуры: как напоминают Волкова и Иванова, в популярном сериале «Молодой Папа» эта бесформенная и оплывшая Венера даже становится объектом вожделения одного кардинала.

Более изящных Венер в книге, впрочем, тоже хватает. Это и знаменитая Венера Милосская, ознаменовавшая (наряду с Никой Самофракийской) переход греков от строгого героического классицизма к более эмоциональному и человечному эллинизму после смерти Александра Македонского и распада его империи: «Скульптура в этот период становится всё более сложной и максимально реалистичной, появляется всё больше динамики, индивидуализма, напряженности. <...> В эпоху эллинизма личные идеалы становятся важнее общественных, осознается ценность отдельно взятой человеческой жизни». Героиня античной мифологии Венера триумфально возвращается в эпоху Ренессанса вместе с возрождением интереса ко всей античности.

Особенно любил античные сюжеты Сандро Боттичелли, чье «Рождение Венеры» является одним из главных шедевров этого периода. Поза Венеры на холсте напоминает статую Венеры Капитолийской, которая, в свою очередь, является римской копией классической греческой Афродиты Книдской. Однако, по мнению авторов книги, боттичеллиева Венера выглядит менее реалистичной и телесной, чем статуя, то есть больше похожа на неземную богиню: «Такой эффект, с одной стороны, создается небольшим искажением пропорций (посмотрите на руки Венеры, ее длинную шею и слишком узкие плечи), с другой стороны, Боттичелли в качестве главного средства выразительности использует линию, которой он владеет виртуозно: на картине видны контуры тела, черт лица, волос».

А вот созданная Тицианом в эпоху Позднего Возрождения «Венера Урбинская», наоборот, выглядит уже не как олимпийская богиня, а просто как «прекрасная итальянка», которую некоторым счастливцам доводилось даже осязать: «Ее телесность выходит на первый план за счет работы с цветом, сосредоточения большего внимания не на линии, а на тоне — это особенность венецианской школы. Еще один прием, «приземляющий» героиню, — ее взгляд прямо на зрителя». «Венера Урбинская» послужила источником вдохновения для художников более поздних эпох, как отмечают авторы книги, не забывающие указывать на те или иные влияния и выявлять преемственность традиций — как иконографических, так и технических.

Ирина Волкова и Марина Иванова

Ирина Волкова и Марина Иванова

Фото: cоцсети Ирины Волковой

Правда, случаются в истории искусства периоды разброда и шатаний, когда после расцвета культуры наступает кризис: «Ко второй половине XVI века эстетика Ренессанса с его гармонией и античными идеалами красоты успела наскучить, а новая эстетика еще не сформировалась, и художники начали экспериментировать. Каждый автор пытался выделиться, изобретая собственные приемы, используя собственные техники — у каждого была своя манера». Вслед за крупнейшим историком искусства Джорджо Вазари авторы книги называют это явление маньеризмом, а в качестве ярчайшего образчика упоминают миланского оригинала Джузеппе Арчимбольдо, составившего портрет короля Священной Римской империи Рудольфа II в образе бога плодородия Вертумна из дынь, персиков, гороха и других продуктов питания. Волкова и Иванова выражают робкую надежду, что Рудольф сумел оценить этот несколько юмористический портрет: «...сравнивая императора с богом плодородия, Арчимбольдо хотел выразить ему свое уважение, ведь он написал этот портрет в подарок».

Но и традиционализм — приверженность привычным формам — не всегда гарантирует, что творение художника понравится заказчику, публике и критикам. Скажем, импрессионист Эдуар Мане никогда не стремился ниспровергать устои, а, наоборот, постоянно вдохновлялся работами старых мастеров, и на его картине «Олимпия» поза отдыхающей на кровати обнаженной дамы напоминает и ту же «Венеру Урбинскую», и «Спящую Венеру» Джорджоне, и «Маху обнаженную» Гойи. Тем не менее «Олимпия», в которой публика признала вульгарную парижскую куртизанку, произвела скандал на Парижском салоне 1865 года, когда критики брызгали ядовитой слюной: «Куртизанка с грязными руками и морщинистыми ногами»; «это самка гориллы, сделанная из каучука и изображенная совершенно голой на кровати»; «ее тело цвета разлагающейся плоти напоминает обо всех ужасах морга».

Картина

Картина Эдуарда Мане «Олимпия»

Фото: Global Look Press/Igor Russak

Бедные критики еще не подозревали, какие ужасы предстоят им через каких-нибудь полвека. В последней главе «Искусства в лицах», посвященной ХХ веку, камень, который был главным средством художественного самовыражения в эпоху палеолита, как бы возвращается, но уже на новом эволюционном витке — в виде фарфорового реди-мейда Марселя Дюшана «Фонтан», прославившего его автора в 1917-м. Может показаться, что названию книги «Искусство в лицах» меньше всего соответствует сантехнический аксессуар, в свое время шокировавший публику наглостью художника, не сумевшего овладеть фигуративной живописью: в 1912 году его радикальная кубистическая работа «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» была отвергнута коллегами и жюри Парижского салона.

Однако теперь вслед за провокатором Дюшаном авторы «Искусства в лицах» готовы очень гибко трактовать понятие «портрет» как один из способов оставить о себе память. «В широком смысле надпись «Киса и Ося были здесь» — тоже своего рода портрет», — верно подмечено в главе о пещерах, где найдены древние отпечатки человеческих рук (французская пещера Шове или аргентинская Пещера рук). С этой толерантной точки зрения выходку Дюшана, разместившего на писсуаре загадочные каракули R.Mutt, тоже вполне можно расценивать как автопортрет, говорящий о внутреннем мире и способе мышления художника гораздо выразительней, чем самое высокохудожественное фотографическое изображение.

Читайте также
Прямой эфир