Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Экипаж вертолета Ка-52М уничтожил технику и живую силу ВСУ в курском приграничье
Мир
Die Welt узнала о планах европейских стран провести в США переговоры по Украине
Армия
Расчеты «Гиацинт-Б» уничтожили опорный пункт ВСУ на красноармейском направлении
Армия
Инженерные войска начали разминирование освобожденной территории в Курской области
Мир
Die Zeit узнала об утверждении Германией нового пакета военной помощи Украине
Мир
Делегация МИД России прибыла с визитом в Пхеньян
Спорт
Мирра Андреева победила Швентек и вышла в финал турнира в Индиан-Уэллсе
Мир
Трамп заявил о получении хороших новостей по урегулированию конфликта на Украине
Мир
Экс-канцлер ФРГ Меркель призвала учитывать интересы России
Армия
Военные группировки войск «Центр» за сутки ликвидировали более 495 боевиков ВСУ
Мир
Вэнс заявил об утрате Европой своей идентичности
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу в Москве 15 марта
Происшествия
В Белгородской области сообщили о повреждениях в результате атак БПЛА на регион
Общество
В рамках конференции в Казани приняли резолюцию по спасению снежных барсов
Мир
Трамп сообщил о ликвидации лидера «Исламского государства» в Ираке
Мир
Полиция Британии выдвинула обвинения против российского капитана судна Solong
Общество
В МВД предупредили о списании средств со счета при разговоре с мошенниками
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

По итогам трех кварталов многие европейские автоконцерны показали существенное снижение прибыли. Это стало следствием падения продаж с одновременным увеличением издержек на производство. Автокомпании ЕС испытывают сильнейший за последние полвека кризис, считают эксперты. Подробности — в материале «Известий».

Потерянные миллиарды

По итогам девяти месяцев чистая прибыль Mercedes-Benz Group AG снизилась на 31% по сравнению с тремя кварталами прошлого года. Об этом сообщается в финансовом отчете, опубликованном германским автопроизводителем. В денежном выражении прибыль концерна снизилась с €11,37 млрд до €7,8 млрд.

«Мы трезво оцениваем развитие рынка в будущем и будем наращивать все усилия по дальнейшему повышению эффективности и снижению затрат во всем бизнесе», — приводит Bloomberg слова финансового директора фирмы Харальда Вильгельма.

евро
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Несмотря на то, что с начала года мировые продажи автомобилей с трехлучевой звездой сократились незначительно (на 1,4%), в некоторых сегментах отмечается падение спроса. Так, продажи электрических моделей Mercedes-Benz упали на 31%, есть проблемы с представительскими седанами S-класса, а также с премиальными моделями Maybach.

Финансовые трудности испытывают и другие европейские автопроизводители. Так, финансовый директор Porsche Лутц Мешке недавно заявил о снижении операционной прибыли компании в III квартале на 41%. Из-за этого на фоне низкого спроса на свои модели в Китае компания планирует сократить дилерскую сеть в КНР. У шведского Volvo, показавшего за девять месяцев рост прибыли на 5,1%, в III квартале всё же отмечается снижение этого показателя на 28,5%.

Некоторые автоконцерны пока не опубликовали финансовые отчеты по итогам трех кварталов. Однако и обнародованные ими итоги полугодия оптимизма не внушают. Так, у Stellantis чистая прибыль за шесть месяцев сократилась почти в два раза: с €10,92 млрд до €5,6 млрд.

автомобиль продажа
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Серьезные проблемы испытывает крупнейший немецкий автопроизводитель Volkswagen. Компания также еще не обнародовала свои финансовые результаты, однако, по предварительным прогнозам аналитиков, ожидается, что выручка за девять месяцев составит €75,63 млрд по сравнению с €78,85 млрд за тот же период прошлого года. При этом операционная прибыль может снизиться почти вдвое, с €4,89 млрд до €2,86 млрд.

На этом фоне Volkswagen готовится закрыть в Германии заводы в Оснабрюке, Дрездене и Эмдене, что грозит сокращением около 10 тыс. сотрудников. Эти планы уже вызвали недовольство рабочих, которые вместе с сотрудниками металлургической и электротехнической промышленности Германии вышли на забастовку. К ней присоединились и рабочие одного из предприятий BMW.

Кумулятивный эффект

Кризисные явления в европейском автопроме наблюдаются уже достаточно давно, однако сейчас они подходят к своей наиболее острой фазе, считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

Пожалуй, это самый тяжелый период в истории европейского автопрома за последние полвека — с нефтяного кризиса 1973 года. Проблемы начались не вчера, а гораздо раньше. Серьезным ударом для автомобильной промышленности Европы стала пандемия 2020 года, а также последовавшая за ней глобальная нехватка полупроводников 2020–2021 годов, — заявил он «Известиям».

Другой немаловажной причиной трудностей, с которыми сейчас сталкиваются автопроизводители ЕС, эксперт называет чрезмерное увлечение «зеленой» повесткой под давлением мощного «экологического» лобби. В определенный момент европейские автоконцерны решили резко перейти на выпуск электромобилей и гибридов, потеряв интерес к разработкам моделей с традиционными ДВС, отметил он.

завод в Китае
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кирилл Сазонов

— Однако оказалось, что китайские «зеленые» модели гораздо технологичнее европейских и при этом дешевле. И потребители отдают предпочтение именно машинам из КНР, — заявил Максим Кадаков.

Попытка сыграть на чужом поле, создав собственные электромобили и гибриды, в подавляющем большинстве случаев закончилась неудачно, подчеркивает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. При этом наработки в отношении моделей с ДВС и вложенные в них немалые инвестиции, по сути, оказались выброшенными на ветер, отметил он.

— Европа внезапно решила уйти в «зеленую» тематику в отношении производства автомобилей. При этом были заброшены все многолетние и весьма удачные достижения и технологии в области создания автомобилей с ДВС. Ряд доступных моделей с дизельными и бензиновыми моторами были сняты с производства, от создания новых поколений этих машин было решено отказаться. В итоге «зеленые» модели оказались не особо востребованными, а традиционных автомобилей «в портфеле» уже не осталось, — рассказал он «Известиям».

Нынешние трудности в автомобильной промышленности Старого Света уходят корнями в широко раздутый скандал с «дизельгейтом», считает вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. Именно на его фоне началась попытка перевода европейских моделей на электрические и гибридные технологии.

— Но Китай, который, по сути, перескочил стадию создания автомобилей с ДВС, к тому времени уже был далеко впереди в производстве «электричек» и гибридов, как с технологической, так и финансовой точки зрения. Европейцы попытались его догнать, но у них это не получилось, — считает он.

МАШИНА
Фото: РИА Новости/Кирилл Зыков

Европейские автопроизводители поздно осознали свое серьезное отставание от китайских брендов в «зеленых» технологиях, согласен главный редактор российского электромобильного портала EV-Start Руслан Тарасов. Чтобы успешно конкурировать с моделями из КНР, европейским компаниям следовало гораздо раньше серьезно заняться созданием машин на электротяге и с гибридными силовыми установками.

— Большинство европейских моделей гибридов и электрокаров проигрывают китайским конкурентам как в технических характеристиках, так и в плане технологий. Многие гибриды из ЕС вообще были созданы лишь ради цифр, чтобы уложиться в жесткие нормы по выбросам, — рассказал «Известиям» Руслан Тарасов.

Безрассудная политика

Еще одной причиной проблем, с которыми столкнулся европейский автопром, стали политические решения, принятые властями ЕС, считают эксперты.

— Основой прежнего благополучия европейской автомобильной промышленности в целом и немецкой в частности были дешевые российские энергоносители и сырье. Отказ от газа и нефти из нашей страны привел к резкому росту цен на электроэнергию, которая в огромных объемах необходима автопрому, а также к повышению себестоимости производства химических компонентов для автомобилей — красок, пластиков, полимеров и т. д. Это привело серьезному росту издержек европейских автопроизводителей и в конечном итоге — к подорожанию машин на внутреннем рынке ЕС, — считает вице-президент НАС Антон Шапарин.

флаг ЕС
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Свою лепту внес и уход из России ряда крупных европейских автопроизводителей, полагает главред «За рулем» Максим Кадаков. Помимо расходов, связанных со списанием инвестиций и оставлением заводов и оборудования, определенные издержки автоконцерны понесли и из-за снижения объемов производства машин.

— На российские заводы поставлялись детали и автокомпоненты, выпущенные зарубежными предприятиями-смежниками. Снижение объемов их производства в той или иной степени сказалось и на себестоимости этих деталей для самих автопроизводителей. Эти издержки не могли не сказаться на стоимости европейских моделей как на внутреннем рынке ЕС, так и на рынках других стран, — отметил он.

Растет потихоньку

На фоне кризиса, который испытывают европейские автопроизводители, российский автопром уверенно восстанавливается после серьезного падения производства в 2022 году. В нашей стране постепенно возобновляется работа остановленных больше двух лет назад предприятий, на которых прежде собирались в том числе и европейские модели машин. В итоге за девять месяцев этого года производство автомобилей в РФ выросло почти на 35%. А по объему выпуска грузовиков и небольших автобусов отечественные автозаводы уже превзошли показатели «досанкционного» 2021 года.

Читайте также
Прямой эфир