Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении 47 БПЛА над регионами России
Мир
Трамп лишил Камалу Харрис и Хиллари Клинтон доступа к секретной информации
Армия
Расчеты гаубиц Д-30 поразили военную технику ВСУ в белгородском приграничье
Мир
В Германии предложили отменить пособия для украинских беженцев
Армия
Мотострелковые подразделения отразили атаки безэкипажных катеров ВСУ
Мир
В Братиславе прошел крупнейший антиправительственный митинг на 10 тыс. человек
Общество
Мемориал в память о жертвах теракта в «Крокусе» открыли в годовщину трагедии
Мир
Corriere della Sera сообщила об отказе Италии помочь США с поставками яиц
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность без осадков в Москве 22 марта
Армия
Минобороны РФ сообщило об уничтожении украинского МиГ-29
Мир
СМИ сообщили о желании Франции применить мощный торговый инструмент ЕС против США
Мир
Суд Румынии поместил под арест финансиста кампании Джорджеску
Политика
Россиян начнут штрафовать за рекламу в Instagram, Facebook и Twitter
Мир
В Молдавии сообщили о намерении властей установить слежку за гражданами
Мир
Politico сообщило о беспокойстве в ЕС из-за больших расходов Германии
Мир
Уиткофф назвал территории ключевой проблемой урегулирования конфликта на Украине
Политика
Депутат предложил отменить критерии нуждаемости для многодетных при получении льгот
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Мировая премьера балета «Буря» по одноименной пьесе Уильяма Шекспира состоялась на Новой сцене Большого театра и стала финальным аккордом завершающегося театрального сезона. Это третья постановка хореографа Вячеслава Самодурова в ГАБТ — и опять большой успех. Билеты на премьерные показы закончились еще накануне, у перекупщиков они начинаются от 30 тыс., но и те в дефиците. Почему балетная «Буря» в Большом — одна из лучших постановок в сезоне, — в материале «Известий».

Мглою небо кроет

Оваций в 13 минут удостоились артисты Большого театра. Вечером 4 июля они выходили не на один, и не на два поклона. Новая интерпретация — премьерная во всех смыслах: до этого в России балеты по «Буре» не ставили. Премьерные показы новой постановки проходят с 4 по 7 июля при полном аншлаге. К вечеру четверга, когда состоялся первый показ, на официальном сайте ГАБТ купить билет уже не представлялось возможным на все предстоящие дни. Закончились они и у перекупщиков — самые настойчивые зрители могут найти лишь парочку мест на обочине партера, цены начинаются от 30 тыс. рублей.

«Бурю» называют завещанием Шекспира. При всей загадочности и сложности в адаптации (неудачных попыток больше, чем достойных) она остается одним из самых популярных произведений в мировом театре. В России «Бурь» насчитывается с десяток, но в классической драматической форме. Первая прогремела еще в 1821 году в Александринском театре, самые же известные постановки были в Театре на Малой Бронной (роль Просперо стала одной из последних для Льва Дурова), Театре имени Комиссаржевской и Et Cetera. В Большом театре «Бурю» давали почти 200 лет назад: премьера первой постановки, которая включала в себя музыкальный пролог из произведений Луиджи Керубини и Даниэля Штейбельта в аранжировке Катерино Кавоса, состоялась здесь в 1827 году.

актеры
Фото: пресс-служба Большого театра России/Елена Фетисова

Ажиотаж по поводу новой постановки закономерен: над «Бурей» работал сильнейший театральный тандем. Трехкратного обладателя премии «Золотая маска» Вячеслава Самодурова можно назвать одним из самых успешных современных российских хореографов. «Буря» — его третий опыт в Большом театре. В 2016 году он выпустил здесь «Ундину», а в 2022-м «выстрелила» его одноактовая «Танцемания». С инициативой поставить «Бурю» Самодуров выступил лично: после балета «Ромео и Джульетта» в Екатеринбургском театре в 2017 году хореограф снова захотел вернуться в мир Шекспира. «Буря», по его словам, обладает нужной пропорцией метафизики и быта, трагедии и комедии.

Соавтором Самодурова стал композитор Юрий Красавин. Для него «Буря» — уже третья мировая премьера в текущем театральном сезоне, причем две состоялись в Большом. В декабре 2023-го здесь вышла «Пиковая дама» Юрия Посохова, «Буря» — вторая.

Музыка Красавина — одна из главных удач балета Самодурова. По признанию композитора, над балетной партитурой «Бури» он работал около года, порой ожесточенно споря с постановщиком. Для Красавина ведущая тема в «Буре» — романтическая, для балетного интеллектуала Самодурова — первостепенный посыл, что человек — это мера всего. Первый подчинился второму, а сентиментальное проиграло внутреннему конфликту Просперо, столкновению цивилизации и природы.

актеры
Фото: пресс-служба Большого театра России/Елена Фетисова

— Наверное, хорошо, что «Бурь» в балете не так много, поэтому сейчас я работал с чистого листа. Мы знаем интерпретации этой пьесы в кино, также есть спектакли, снятые на пленку. Было интересно всё это собирать, но у нас пластический театр, поэтому такие вещи не могут быть заимствованы напрямую, — сказал Самодуров на пресс-конференции в преддверии премьеры.

Все бесы здесь

Спектакль открывается мужским моряцким хором, озвучивающим мысли главного героя. Вскоре его сменит хоровод духов на острове. Но всё внимание — на Просперо в исполнении Дениса Савина, одетого в развевающийся фиолетовый балахон. У танцора типичная для хореографии Самодурова пластика. Напряженный, точный, подчиняющий себе всё и всех. Его дочь Миранда (Маргарита Шрайнер) — не больше, чем его марионетка.

При этом Просперо Савина больше похож на татуированного рокера, чем на свергнутого старого волшебника. А где-то и вовсе на своего антагониста Калибана (Игорь Горелкин). Калибан, по версии Самодурова, — герой не комический, а трагический, правда, содержательно раскрытый не до конца. Движения танцоров сложные, но при этом кажутся невесомыми. Динамичная хореография сменяет одну сцену за другой: полтора часа балета проходят незаметно.

актеры
Фото: пресс-служба Большого театра России/Елена Фетисова

Самодуров и Красавин создали совершенно оригинальное произведение, авторское, но с явно ощущаемым присутствием шекспировского духа. Хотя формально отсылают к нему лишь несколько костюмов, созданных художником Игорем Чапуриным. Ему потребовались тысячи эскизов, чтобы найти нужные образы. К слову, Чапурин — это первый российский фэшн-дизайнер, которого Большой театр удостоил права создать сценическое оформление и костюмы к балетным спектаклям.

Остров на Новой сцене ГАБТ — это проекция сознания Просперо. Но всё же либретто к «Буре» (лучше после знакомства с оригиналом) к прочтению обязательно, тем более что хореограф написал его сам. Сценография в постановке минималистическая, декораций почти нет. За их созданием стоит Алексей Кондратьев — драматический художник, преподававший в школе-студии МХАТ. В Большом театре он дебютировал в 2022-м в качестве художника-сценографа «Танцемании».

актеры
Фото: пресс-служба Большого театра России/Елена Фетисова

Волшебный остров, созданный Кондратьевым к «Буре», лишен отсылок к природным реалиям. Вдохновляясь работами Ивана Айвазовского и Джексона Поллока, художник заполнил пространство сцены металлическими серыми волнами и такими же серыми абстрактными панелями с иллюминаторами, напоминающими глаза — на острове Просперо спрятаться невозможно. Ад пуст, все бесы здесь!

Очевидно, что после этого триумфа сотрудничество Самодурова с ГАБТ продолжится, хотя сам хореограф пока о конкретных планах не говорит. На ближайший год он свой график работы сформировал, но есть ли там постановки в главном театре страны, пока неизвестно.

Читайте также
Прямой эфир