«Две наши компании хотят вернуться в Россию»
Заграничные компании проявляют интерес к возвращению на российский рынок, сообщил «Известиям» глава Ассоциации итальянских предпринимателей в РФ Витторио Торрембини. Более того, как минимум две фирмы хотят вернуться в Россию в ближайшее время, поскольку не хотят потерять рынок, хотя Рим и не одобряет этого, уточнил он. Также, по его словам, ни одна итальянская компания — а здесь их более 300 и около трети имеют тут свое производство — не планирует уходить из России до конца года. Страна остается привлекательной не только для бизнеса, но и для итальянских туристов, приезжающих сюда, несмотря на отсутствие прямого авиасообщения.
«Очень мало кто ушел»
— Сколько в России сейчас действует компаний с итальянским капиталом?
— Тут надо разделять. Есть итальянские компании, имеющие производство в России. Их около 110. А есть фирмы, у которых здесь просто представительство, или просто маленькие компании. Их примерно 250. В основном в России работают компании, продающие комплектующие для автомобилей, оборудование, стройматериалы. Кроме того, много компаний, торгующих одеждой, мебелью, вином.
— Есть ли сейчас итальянские компании, желающие вернуться на российский рынок до конца 2023 года?
— Две компании, которые занимаются производством оборудования, хотят вернуться в Россию, поскольку рискуют потерять рынок. Но какие конкретно, сказать не могу: они боятся, что о них узнают. Ни одна наша фирма при этом не планирует уходить из России до конца года. Некоторым приходится сокращать персонал, но они всё равно продолжают работу.
— Обращались ли какие-либо итальянские компании с просьбой помочь открыть новый бизнес в России?
— Да, но таких очень мало. Некоторые маленькие и средние фирмы спрашивают об этом, но это лишь на уровне ознакомления с обстановкой.
— Пока некоторые западные ритейлеры из-за украинского конфликта ушли с российского рынка, итальянская сеть OVS, напротив, решила вернуться в страну. Проводила ли компания перед этим какие-либо консультации с Ассоциацией итальянских предпринимателей в РФ?
— Нет, поскольку это крупная фирма. У нее есть здесь свои представители, и поэтому ей не требуется особая консультация. Она прекрасно понимает рынок, и, если она решила так сделать, значит компания опасается потерять рынок.
— Ожидаете ли вы возвращения других итальянских брендов одежды в ближайшей перспективе?
— Стоит сказать, что, во-первых, очень мало кто ушел. А во-вторых, даже те, кто формально ушли, благодаря параллельному импорту, всё равно присутствуют на российском рынке.
— Недавно акционерное общество «Банк Интеза» получило одобрение президента Владимира Путина на проведение сделки по продаже 100% акций своей российской дочки. В августе итальянские владельцы банка объявили о решении закрыть свое представительство в Москве...
— Я думаю, они уже продали акции. Насколько я знаю, владельцем банка всё равно остался итальянский капитал. То есть банк всё равно остался итальянским.
— Ушли ли с февраля 2022 года с российского рынка итальянские автомобильные бренды?
— Вы, наверное, знаете, что автоконцерн Stellantis, образованный в результате слияния итало-американской Fiat Chrysler Automobiles и французской PSA Group, в прошлом году приостановил производство в Калуге. У него снизились продажи, и сейчас они продолжают быть низкими.
— Возможно ли, что западные автомобильные бренды могут построить в соседних странах свои заводы, например, в Киргизии, чтобы продолжать продавать автомобили для России?
— Пока я такой тенденции не вижу. Строительство завода — очень крупные инвестиции, и у автомобильного рынка свои правила игры.
«Итальянская продукция продолжает оставаться востребованной в России»
— По данным Национального статистического агентства, с января по сентябрь 2023 года импорт из России в Италии сократился на более чем 86% по сравнению с аналогичным показателем в 2022-м. В августе сокращение объема экспорта из РФ в Италию составляло более 90%. Ожидаете ли вы падения товарооборота между Россией и Италией в этому году?
— Согласно прогнозам, может быть снижение на 15—18%. Ситуация тяжелая: много отраслей под санкциями. Тем не менее итальянская продукция продолжает оставаться востребованной в России.
— Как к негативной тенденции относится итальянский бизнес в России?
— Фирмы, оставшиеся здесь и имеющие производство, это не беспокоит. Переживают только те, у кого есть только представительства. Они затягивают пояса, но стараются держаться.
— В каких сферах российского рынка наблюдается прирост инвестиций из Италии и наоборот?
— Прироста инвестиций практически нет, поскольку это очень сложно. В последний раз их прирост наблюдался в пищевой промышленности. Что касается инвестиций из России в Италию, я их не вижу. Опять же отправить деньги из России в Италию сложно из-за санкционных препятствий.
— Препятствует ли Рим своим компаниям возвращаться в РФ?
— Официально правительство не препятствует. Но существуют другие препятствия со стороны банковской и финансовой системы. Самые неприятные запреты неофициальные. Однако потом фирме говорят, что работать в России, мол, сложно и опасно, и поэтому лучше не рисковать. Много итальянских компаний, желающих работать в РФ, пока не рискуют выходить на этот рынок.
«В Россию по-прежнему приезжает много туристов из Италии»
— Насколько Россия осталась привлекательной для туристов из Италии?
— Поток туристов уже не такой большой, как был, но в Россию по-прежнему приезжают много людей из Италии. Тем более с 1 августа граждане Италии могут обратиться за получением электронной визы в Россию, и это упрощает операции.
— По вашей оценке, много ли россиян в этом году отправились отдыхать в Италию?
— Много, и это показывает статистика. Но, естественно, еще два года назад их было больше. При этом наше консульство выдает больше всех шенгенских виз в России. Спрос на это тут, конечно, есть.
— Как вы думаете, спрос на визы для путешествий в Италию может возрасти?
— Я думаю, что да, если будет восстановлено прямое авиасообщение между Россией и Италией.