Пустой коридор: США и Индия решили проложить пути в Европу
Президент США Джозеф Байден объявил о создании с Нью-Дели крупного экономического коридора Индия — Ближний Восток — Европа для поставки энергоресурсов и продукции. Этот проект может стать конкурентом аналогичной китайской инициативы — «Шелкового пути». Помимо этого, Вашингтон хочет втянуть ближневосточные страны в свою орбиту. Подробности — в материале «Известий».
Большой проект для маленькой компании
«Это большой проект. Это действительно большой проект», — прокомментировал президент США Джозеф Байден на саммите G20 планы построить коридор, который бы связал Индию с Ближним Востоком и Европой.
Инициатива предусматривает инвестиции в морские и железнодорожные перевозки, что, в свою очередь, облегчит торговлю, поставки экологически чистой энергии и прокладку интернет-кабелей для «процветающего, стабильного и интегрированного Ближнего Востока», сообщает пресс-служба Белого дома.
Участниками проекта планируют стать Индия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Иордания, Израиль и Европейский союз, уточнил советник американского лидера по национальной безопасности Джейк Салливан.
Предусматриваются два альтернативных коридора: восточный, который соединит Индию морем с Персидским заливом в ОАЭ, и северный — из ОАЭ по суше через Саудовскую Аравию, Иорданию и Израиль, а дальше морем в Грецию.
По словам Салливана, эта инициатива «отражает видение Байдена о далеко идущих инвестициях», основанных на «эффективном американском лидерстве и готовности принять другие страны в качестве партнеров». Салливан добавил, что улучшенная инфраструктура будет способствовать экономическому росту, сможет объединить страны Ближнего Востока и «превратить регион в центр экономической деятельности, а не источник проблем, конфликтов и кризисов», как это было раньше.
«Улучшение связей со всеми регионами было ключевым приоритетом для Индии», — заявил премьер-министр Индии Нарендра Моди.
Проект, предложенный Байденом, стал одним из ключевых инициатив, которые продвигает Вашингтон, для того чтобы противостоять растущему влиянию Пекина и создать альтернативу проекту «Один пояс, один пути», сообщает издание Axios.
Критика со стороны США и ЕС
Лидер КНР Си Цзиньпин выдвинул инициативу «Один пояс, один путь» в 2013 году. Целью проекта стало создание новых транспортных, торговых и экономических путей, которые бы связывали Китай со странами Центральной Азии и Африки. По задумке Пекина, этот самый протяженный в мире экономический коридор должен был связать 4,4 млрд человек.
«За последние годы отношение к проекту «Один пояс, один путь» в США, Европе, Индии, Пакистане и вообще повсюду постоянно ухудшалось, и сейчас его по всему миру считают выражением китайских амбиций. ЕС одним из первых начал что-то предпринимать из-за беспокойства по этому поводу, пытаясь ограничить присутствие Китая на своей территории и противостоять его влиянию», — писала по этому поводу The South China Morning Post.
В частности, представители Евросоюза критиковали китайскую инициативу за то, что она «мешает свободной торговле и обеспечивает привилегированные условия китайским компаниям, которые субсидирует Пекин».
«Для всех, от Америки до Европы, «Один пояс, один путь» потерял свой привлекательный блеск, и его теперь критикуют, называя долговой ловушкой и эгоистичным проектом», — отмечало издание.
Сроки реализации и стоимость коридора, предложенного Байденом, не сообщаются. По словам наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана, запуск экономического коридора обойдется в $20 млрд. Впрочем, идет ли речь об общей стоимости или же исключительно о тратах Эр-Рияда, также не уточняется.
Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен объявила также о создании Трансафриканского коридора. По задумке он должен соединить ангольский порт Лобито с районами континента, у которых нет выхода к морю: провинцией Кананга в Демократической Республике Конго и Замбией, где добываются медь и важные для зеленой экономики металлы. Сейчас в их добыче доминирует китайский бизнес.
Столкнуть всех лбами
По сути, запускается огромный амбициозный геополитический и торговый проект, отмечает в беседе с «Известиями» востоковед, публицист Андрей Онтиков.
— Он направлен против Китая и будет являться конкурентом инициативы «Один пояс, один путь». Многие связывают отсутствие Си Цзиньпина на G20 как раз с этой идеей нового транспортного коридора, — пояснил политолог.
По его мнению, сложившаяся ситуация гораздо шире. В транспортной артерии задействуется такая страна, как Индия, а у нее масса противоречий, в том числе территориальных, с Китаем.
— Американцы потихоньку запускают свою любимую игру, успешную на всех направлениях в Африке, на Ближнем Востоке, в Европе, — «разделяй и властвуй». По сути, США будут эксплуатировать эти противоречия между Пекином и Нью-Дели, будут сталкивать их лбами в самых разных сферах, в том числе торговых, и снимать сливки. Как было в ряде других горячих точек, — считает эксперт.
Он подчеркнул, что автоматически в условиях усиления конкуренции и разноплановых противоречий между Индией и Китаем одновременно возникает вопрос о том, как будут развиваться взаимоотношения в рамках БРИКС.
— Сейчас БРИКС расширяется, это очень привлекательная структура по ряду причин: многие страны, в том числе те, которые недавно вошли в союз, пытаются уравновесить излишнее американское влияние на свою внутреннюю политику. Но есть китайско-индийские противоречия, с которыми будут активно работать США, в том числе с помощью создания этого самого транспортного коридора, — полагает аналитик.
Онтиков подчеркнул, что транспортный коридор должен пройти в том числе через территорию Саудовской Аравии. По его мнению, одна из сложных проблем, которую придется решать американцам, — это договоренности между ближневосточным королевством и Израилем. США предпринимают большие усилия по примирению израильтян и саудовцев, и эти усилия укладываются в идею о транспортном коридоре. В каком виде будет реализовано примирение, пока не ясно, отметил специалист.
По словам эксперта, речь может идти об установлении дипотношений или заключении некоего соглашения без урегулирования отношений.
— С учетом того что появляется перспектива получения прибыли, конкретно по коридору договоренности вполне возможны. Превратятся ли они во что-то большее, в примирение по типу того, что произошло между Израилем и ОАЭ, сказать сложно, — резюмировал востоковед.
Денег не хватит
Директор Института стран Азии и Африки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Алексей Маслов, в свою очередь, считает, что в этой инициативе Китай задействован косвенно.
— Стало очевидно, что из-за развала идеи глобализации сегодня большую роль могут играть отдельно взятые транспортные и логистические коридоры и какие-то инфраструктурные проекты, объединяющие группы стран. Впервые к этому пришел как раз Китай, построив «Один пояс, один путь», — пояснил китаист.
По его мнению, то, что тогда казалось маловероятным, учитывая необходимость огромных капиталовложений, сегодня со стороны КНР кажется вполне реализуемым. Пусть и с большими огрехами. Китай, по самым разным подсчетам, вложил почти $1 трлн в строительство коридора. Собеседник «Известий» отмечает, что около двух-трех лет назад США начали проявлять озабоченность, когда стали понимать, что многие страны за счет китайских коридоров «Пояса и пути» становятся частью большого китайского макроэкономического региона.
Специалист добавил, что США воспользовались китайской идеей, попытавшись создать коридор не столько против Пекина, сколько привязав к себе целый ряд выгодных для себя стран.
— То есть США пытаются стабилизировать свой макроэкономический регион. Формально кажется, что это сделано очень грамотно, — Ближний Восток, Индия. Технически это может создать альтернативу Китаю. Но это не значит, что страны, которые теоретически могут присоединиться к так называемому американскому коридору, отойдут от китайского «Пояса и пути», — подчеркнул аналитик.
По его мнению, государства будут продолжать сотрудничать. Китайский коридор базируется на нескольких очень важных моментах, которые для США сейчас довольно сложно осуществить. Во-первых, огромные капиталовложения без очевидной моментальной отдачи, второй момент — это создание очень больших преференциальных мер для перевозки грузов, единых стандартов для растаможивания грузов, создание логистических сооружений, указал специалист.
Он уверен, что Китай преуспел в этом.
— Для США это только начальная стадия проекта. Есть еще один очень важный момент: Китай для хеджирования собственных рисков берет под контроль многие порты, управляющие компании отдельно взятых дорог. Для США пока это только идея, и в ее реализацию должны быть вложены очень большие деньги — сотни миллиардов долларов, для того чтобы оттеснить китайскую инициативу на второй план, — подытожил Маслов.