Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Бедроса Киркорова похоронили на Троекуровском кладбище в Москве
Мир
Bloomberg сообщило о дефиците пороха и взрывчатки в Европе
Мир
Эрдоган назвал уличным террором протесты из-за задержания мэра Стамбула
Мир
США согласились на исключение из санкций для Венгрии по оплате газа из России
Общество
Правительство РФ выделит 750 млн рублей на конкурс «Интервидение»
Мир
Путин и эмир Катара отметили важность сохранения единства Сирии
Мир
Бортников заявил о готовности РФ реагировать на вызовы безопасности совместно с КНР
Мир
Маск пригрозил судом «сливающим фейки NYT» сотрудникам Пентагона
Мир
Орбан заявил о риске экономического краха ЕС при вступлении Украины
Армия
ВСУ за сутки потеряли более 240 боевиков в курском приграничье
Мир
Додон заявил о заинтересованности Санду в продолжении конфликта на Украине
Авто
В России стали покупать меньше кроссоверов и внедорожников
Мир
Шойгу сообщил Ким Чен Ыну о внимании Путина ко всем договоренностям с КНДР
Мир
В Молдавии сообщили о намерении властей установить слежку за гражданами
Мир
WP узнала о плане изменить номера страхования из документов об убийстве Кеннеди
Общество
Синоптик посоветовал московским автомобилистам менять резину после 25 марта
Общество
Минюст внес экс-участника «Короля и Шута» Балунова в реестр иноагентов
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Представители Wildberries не выполнили обещание, которое они дали депутатам Госдумы. Как сообщил «Известиям» глава комитета по защите конкуренции Валерий Гартунг, компания не провела переговоры с предпринимателями — владельцами пунктов выдачи заказов (ПВЗ), которые ранее обращались в парламент и объявляли забастовку. Впрочем, в ГД дали маркетплейсу дополнительное время, чтобы тот выполнил договоренности. При этом в Wildberries подтвердили, что намерены разблокировать деактивированные пункты выдачи, которые участвовали в забастовке.

Игнорирование ситуации

По словам Валерия Гартунга, представители Wildberries на встрече 15 марта заверили парламентариев, что проведут переговоры с бизнесменами, объявившими о забастовке, а также рассмотрят их требования.

— Они просили у нас контакты пострадавших и время, мы его дали. В итоге сегодня оказалось, что они этого не собирались делать. Мы решили еще подождать. Если ничего не изменится, то будем принимать другие меры, — пояснил он.

Встреча представителей Wildberries и предпринимателей была назначена в Госдуме на 17 марта в 12:00. Однако результативных переговоров не получилось.

 офис Wildberries
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Пока есть вопросы, по которым они не могут договориться. Но мы надеемся, что это произойдет. Изменения в законодательство всё равно потребуются, и мы их будем обсуждать совместно со всеми маркетплейсами, — сказал «Известиям» первый зампред комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев.

Справка «Известий»

14 марта в интернете появилась информация, что владельцы пунктов выдачи заказов пытались пройти в главный офис Wildberries, а также планировали устроить забастовку. Владельцы ПВЗ недовольны тем, что с них списываются штрафы за брак и утерянные товары. В этот же день пресс-служба компании заявила, что информация о начале забастовок в ПВЗ не соответствует действительности. Однако они всё же начались на следующий день. В то же время прокуратура Московской области организовала проверку сведений о нарушении трудовых прав работников интернет-магазина.

17 марта в пресс-службе Wildberries рассказали, что топ-менеджмент компании и «Опора России» провели встречу с представителями инициативной группы ПВЗ. По итогам разговора была создана комиссия по разрешению вопросов между маркетплейсами и их партнерами. Впрочем, речь, по всей видимости, не идет о переговорах именно с владельцами пунктов выдачи, которые ранее обратились в Госдуму.

— Мы несколько недель тестировали новую систему защиты продавцов от подмен и собирали обратную связь. Принято решение временно приостановить текущий механизм списаний за подмены, чтобы разобраться во всех спорных ситуациях и провести дополнительную проверку начислений. При этом компания вернула удержанные суммы на балансы пунктов выдачи, — рассказала директор по развитию сервисов Wildberries Кристина Спирева.

офис вайдберис покупатель клиент
Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников


По ее словам, платформа также будет улучшать обратную связь с партнерами. Планируется увеличить количество встреч в онлайн-формате, также будут доработаны механизмы оспаривания начислений (арбитраж), заверила она.

Кроме того, 17 марта появилась информация, что компания разблокирует деактивированные пункты выдачи, которые участвовали в забастовке.

Не всё так гладко

Однако один из владельцев заблокированного ПВЗ в Краснодарском крае сообщил «Известиям», что площадка продолжала списывать штрафные деньги за товар и после того, как публично заявила о приостановке применения санкций за брак и подмену. При этом на товары с дефектами приходится 5–10% от всей продукции, проходящей через пункт выдачи, уточнил он.

— Почему владельцы ПВЗ должны платить за брак, к которому они не имеют ни малейшего отношения, нам непонятно. В случае подмены товаров также нет ясности. В этой ситуации именно сотрудник склада определяет, заменил ли покупатель продукцию или нет. При этом Wildberries удерживает всю стоимость товара с ПВЗ, но он не возвращается компании, а, по сути, остается работнику склада, — пояснил он.

Wildberries фура склад
Фото: ТАSS/EPA/MAXIM SHIPENKOV

16 марта замглавы Минпромторга Виктор Евтухов призвал Wildberries «усилить обратную связь как с сотрудниками, так и с партнерами компании». При этом чиновник отметил: помимо внутреннего контроля для предотвращения мошеннических действий любому маркетплейсу необходимо в постоянном режиме развивать и совершенствовать свои сервисы и инструменты, уделяя особое внимание эффективности каналов обратной связи с продавцами и покупателями.

— Платформы обязаны соблюдать нормы трудового законодательства России и должны придерживаться принципов, закрепленных в стандартах по взаимодействию маркетплейсов с продавцами товаров (в случае если площадка их подписала), — подчеркнул Виктор Евтухов.

Нужно было договариваться сразу

Вице-президент коммуникационного агентства КРОС Константин Панарин назвал кейс Wildberries уникальным. В современной истории корпоративных отношений случаи, когда внутренние разногласия оказались поводом для публичного конфликта, стали довольно редки.

В настоящих причинах этой ситуации предстоит еще разбираться. Детали тут очень важны, и, как говорится, всё может быть не столь однозначно, как мы видим в информационном поле. Тем не менее репутационные потери уже есть, и их несет Wilberries. Даже если степень их формальной вины окажется не такой, как представлено в СМИ, — считает эксперт.

Wildberries  офис выдача клиент
Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

По его словам, сложившийся конфликт нужно было решать с помощью переговоров, уделить внимание значимости партнерских и внутрикорпоративных отношений.

Вице-президент российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников отметил, что подключение к системе Wildberries зачастую похоже на работу онлайн агрегаторов такси, когда приложение можно просто отключить от распределения заказов.

— Другой вопрос, что написано у них в контракте. Какие там обозначены условия отключения? Только после наличия какого-то количества предупреждений можно отключать? — задался вопросом эксперт.

По его словам, сейчас владельцы ПВЗ могут, во-первых, направить претензию и свои объяснения по тем жалобам, которые компания обязана рассмотреть, а затем согласиться с доводами или отказать. В случае отказа они вправе обратиться в суд, чтобы он обязал Wildberries восстановить их в системе, а также компенсировать убытки и издержки, добавил эксперт.

По мнению президента АКИТ Артема Соколова, интернет-торговля сейчас идет по пути саморегулирования, который уже позволил отрасли выработать подходы к решению сложных задач. Для этого даже уже есть и независимый арбитраж — комиссия по созданию условий саморегулирования при Минпромторге.

Читайте также
Прямой эфир