Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Антииранская резолюция МАГАТЭ была поддержана США, Британией, ФРГ и Францией
Мир
CNN узнал о получении китайскими хакерами доступа к перепискам политиков США
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до 0 градусов в Москве 24 ноября
Мир
В Германии 16 человек пострадали при пожаре в центре временного размещения
Мир
Захарова высмеяла заявление Подоляка о якобы несуществующей ракете «Орешник»
Происшествия
В Ростове школьник оказался в реанимации после удара током на крыше поезда
Мир
Трамп выдвинул кандидатуру Брук Роллинс на пост министра сельского хозяйства
Спорт
Российская команда выиграла международный турнир «Битва роботов»
Происшествия
Губернатор Курской области сообщил об уничтожении двух ракет и 27 БПЛА ВСУ
Армия
Женщины-медики группировки войск «Запад» рассказали о работе в зоне СВО
Армия
Медведев назвал танк Т-90М самым лучшим в мире
Спорт
«Тоттенхэм» разгромил «Манчестер Сити» в матче чемпионата Англии
Мир
Медведев заявил о самостоятельном производстве Россией большинства вооружений
Мир
Застрявшему между скалами в Австралии туристу ампутировали ногу
Культура
Группа «Пикник» выступила с концертом «Один на один» в Москве
Мир
Глава минобороны ФРГ указал на увеличение масштаба украинского конфликта
Общество
Путин подписал закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Активные бои в зоне специальной военной операции предъявляют особые требования к восстановлению боевых машин — делать это нужно быстро, качественно, ориентируясь в разнообразии моделей танков — как своих, так и трофейных. Корреспонденты «Известий» посетили ремонтную базу тяжелой бронетехники, организованную в 1-й Славянской бригаде 1-го армейского корпуса. Какие танки лучше всего проявили себя в ходе СВО, как ремонтируют поврежденную технику и зачем тюнингуют трофейные боевые машины — в нашем репортаже.

Фронтовой тюнинг

Разнообразие боевых машин разных лет и моделей предъявляет к ремонтникам особые требования — им необходимо досконально знать многие модели танков, постоянно работать с литературой. В самых сложных случаях они прибегают к помощи интернета.

— По гражданским специальностям я был водителем, механизатором, слесарем-ремонтником, сварщиком, буровым мастером. Так что с техникой я на «ты», — рассказывает «Известиям» военнослужащий ремонтной базы 1-го армейского корпуса с позывным «Карел».

ремонт
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Астрахань

В это подразделение набирают тех, у кого есть военный опыт и технические знания, и «Карел» как нельзя лучше отвечает этим требованиям.

Свой позывной он получил, так как 15 лет проработал в Карелии, еще до начала войны в Донбассе. В 1-м корпусе он служит с 2016 года.

— Стараемся брать тех, у кого душа лежит к технике, а не просто тех, кому сказали гайку крутить — он ее и крутит, — рассказывает «Карел». — Часто приходится выезжать на передовую: если можно сделать ремонт на месте и в короткий срок, то делаем это там. Если нет, то экипажи вместе с машинами и ремонтниками отправляются в организованный пункт обслуживания. И уже общими силами ведут работы.

Присутствие экипажей танков и участие в работе по обслуживанию — это не просто традиция. Никто лучше экипажа не сможет подсказать, что сломано и на что стоит обратить внимание. И конечно, это три совсем не лишние пары рук.

При этом на вооружении подразделения большое количество разных танков: есть и Т-64, и Т-72, включая самые первые модификации.

Большая часть машин подвергается тюнингу: не имевшие динамической защиты (ДЗ), получают ее. Остальные оборудуются дополнительной защитой, изготовленной исходя из опыта ведения боев.

танк
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Астрахань

— Мы досконально знаем, где необходимо добавить блоки ДЗ. Всё это делаем с учетом реальных ситуаций, наши знания кровью пишутся, — рассказывает «Карел».

На танке, возле которого мы беседуем, блоки ДЗ установлены и на ящиках ЗИП (запаса инструментов и принадлежностей), и сзади на башне. Специфика боев в городской застройке выдвигает свои требования.

Трофейная техника

Знакомы здесь и с украинскими модернизациями танков. Трофейные машины тоже приходилось изучать и ставить в строй.

— У них модернизация происходит в заводских условиях. Кроме защиты обновлению подвергается система управления огнем. Старые приборы ночного видения заменяются современными тепловизорами, ставятся более совершенные прицелы, — рассказывает специалист по ремонтам систем управления огнем с позывным «Мироха».

За девять последних лет он успел послужить в пехоте, ПВО и танкистом, поэтому знает работу танков изнутри, во всех смыслах.

Во дворе осматриваем восстановленные машины. Один из танков подорвался на противотанковой мине, об этом теперь напоминает отсутствие брызговика, в остальном он уже восстановлен.

двор
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Астрахань

Следующим «Мироха» показывает нам танк, у которого есть имя — «Копченый». Это одна из трофейных машин, которую восстановили и поставили в строй. Название он получил за то, что попал к новым хозяевам с копотью на башне.

«Мироха» показывает приборы, которые он поставил на «Копченого» с других танков противника, не подлежащих восстановлению. Интересно, что, бросая танки, украинские экипажи часто снимают и уносят радиостанции шифрованной связи — подавляющее большинство машин становятся трофеями без них.

Корреспондентам «Известий» показывают пример технической и тактической смекалки — танк Т-64, которому с помощью экранов изменили форму башни, сделав его похожим на украинские танки «Булат». Сходство силуэта затрудняет опознание украинцами наших бронемашин. Хотя прямые танковые дуэли во время СВО — редкость.

— В реалиях нынешней <спецоперации> потерять танк — это полбеды. Главное — людей сохранить. Слаженный, обученный опытный экипаж быстро не подготовить, его тяжело заменить. Человек, который бывал в танковом бою, наработал уровень, без особой нужды рисковать не будет и в бою не подведет, — объясняет «Мироха» редкость танковых дуэлей.

При всей стандартизации большинство машин имеет свою индивидуальность, если не в техническом смысле, то в виде надписей и отличительных знаков.

Многие машины кроме личных имен имеют надписи. Например, «За пацанов!». На башнях и бортах пишут позывные погибших сослуживцев или членов экипажей. Известный нам по одному из огневых налетов танк «За Макеевку!» получил имя в честь родного города командира.

за пацанов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Астрахань

Лучший танк спецоперации

Ремонтная база работает по принципу конвейера. Пока в боксе проверяют двигатель одного танка, на улице подтягивают гусеницу другой машине. Работа идет без перерыва: важны и скорость, и качество. А вот о каких-то особенных, опасных или героических моментах, связанных с ремонтом и эвакуацией техники, нам так и не рассказали.

— Всё как на хорошем заводе, где никто не оценивает производство по количеству подвигов. Если машины не подводят экипажи — это и есть главный результат. Лучший танк — исправный танк, — делится с нами напоследок опытом один из танкистов 1-й Славянской бригады.

По мнению практиков войны, это лучший ответ на многолетние споры экспертов о том, какие модели танков лучше.

Читайте также
Прямой эфир