Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил о ликвидации нескольких БПЛА над регионом
Мир
Die Welt узнала о планах европейских стран провести в США переговоры по Украине
Мир
Ушаков заявил о регулярном диалоге РФ с администрацией Белого дома
Мир
Сенат США одобрил закон о продлении финансирования правительства до 30 сентября
Армия
Инженерные войска начали разминирование освобожденной территории в Курской области
Наука и техника
Корабль Crew Dragon с российским космонавтом Песковым стартовал к МКС
Политика
Медведев отверг призыв Великобритании к перемирию на Украине без условий
Мир
Землетрясение магнитудой 4,7 зафиксировали у берегов Италии
Мир
Трамп заявил о получении хороших новостей по урегулированию конфликта на Украине
Мир
Рубио сообщил о позиции США по поводу желания Европы ввести санкции против РФ
Мир
G7 пригрозила РФ санкциями в случае отказа от инициативы США по прекращению огня
Общество
Временные ограничения на работу введены в аэропортах Волгограда и Саратова
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу в Москве 15 марта
Происшествия
В Белгородской области сообщили о повреждениях в результате атак БПЛА на регион
Общество
В рамках конференции в Казани приняли резолюцию по спасению снежных барсов
Мир
Полиция Британии выдвинула обвинения против российского капитана судна Solong
Происшествия
Гусев заявил о ликвидации еще по меньшей мере пяти БПЛА над Воронежской областью
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Наверное, приемной комиссии Школы-студии МХАТ было непросто разглядеть в Олеге Ефремове будущую звезду: ведь внешность у него с юных лет и до седин оставалась самой обычной, ничуть не звездной. Однако что-то в нем всё же разглядели корифеи МХАТа, приняв в училище с первого раза. И не ошиблись: очень скоро Олега Ефремова полюбили миллионы зрителей. А секрет его был прост: он действительно был для зрителя своим парнем, воплощая на экране обычных людей и показывая их способность в нужный момент подняться над обстоятельствами и явить миру лучшую версию себя. Основные вехи биографии актера и режиссера в день 95-й годовщины его рождения вспоминают «Известия».

В переулочках Арбата

Олег Ефремов родился 1 октября 1927 года в простой московской семье. Его родители, Николай Иванович и Анна Дмитриевна, не имели никакого отношения к театру. Отец работал бухгалтером, одно время служил в Главном управлении лагерей, и поэтому будущий главный режиссер МХАТа с родителями несколько лет прожил под Воркутой. Но отцу не понравилось, что ребенок слишком близко соприкасается с уголовным миром, и он, уволившись, переехал обратно в столицу.

Спектакль "Нина"

Спектакль «Нина» по пьесе Андрея Кутеницкого. Режиссер Олег Ефремов

Фото: ТАСС/Василий Егоров

Олег Ефремов заболел театром с детства. Вместе с двоюродным братом Германом Меньшениным, впоследствии актером, режиссером и художником, они вырезали фигурки из бумаги, делали простые декорации из подручных материалов и с помощью такого нехитрого реквизита разыгрывали целые спектакли. Позднее, уже школьником, он занимался в драмкружке в арбатском Доме пионеров, которым руководила ученица Михаила Чехова Александра Кудашова. Ефремов становится вхож в столичные театральные круги — прежде всего благодаря своему дворовому приятелю Александру Калужскому, внуку прославленного актера МХАТа Василия Лужского. Еще один друг из того же арбатского двора, Сергей Шиловский, сын Елены Булгаковой, ввел его в булгаковский дом в Нащокинском переулке. «Самого хозяина дома, — писал он много лет спустя в статье «Несколько слов о Михаиле Булгакове», — конечно, не помню, но осталась в памяти атмосфера прекрасной, веселой, интеллигентной семьи… Не имел я тогда никакого понятия ни о «Днях Турбиных», ни о «Мольере», ни о самом главе этого дома… Просто булгаковский дом оказался частью жизни, предвестием встречи с Художественным театром».

О подмостках МХАТа Ефремов мечтал с юности. Еще в молодые годы, как рассказывали близкие, он решил, что однажды станет главным режиссером Художественного театра, и упорно шел к этой цели. В 1945 году вместе с Калужским и Шиловским они подали документы в Школу-студию МХАТ. Конкурс в тот год был гигантский, 500 человек на место, но Ефремов, единственный из тройки, с первой попытки прошел на курс к Михаилу Кедрову и Василию Топоркову.

Сцена из спектакля московского театра "Современник" по пьесе Виктора Розова "Вечно живые"

Спектакль театра «Современник» по пьесе Виктора Розова «Вечно живые»

Фото: РИА Новости/Александр Лобов

Получив диплом, Олег Ефремов думал только о МХАТе. Но на прославленную сцену его не взяли даже статистом. Оправившись от этого удара, он нашел в себе силы согласиться на другое предложение, став актером Центрального детского театра. Здесь состоялся его актерский дебют — в пьесе Виктора Розова «Ее друзья» он сыграл Володю Чернышова. Позднее, в эпоху «Современника», Розов на долгие годы станет одним из его любимых драматургов.

Между тем в ЦДТ, куда попал молодой актер Ефремов, назревали нешуточные перемены. К руководству театром пришла сначала покинувшая МХАТ Мария Кнебель, а затем и ее ученик Анатолий Эфрос. Им удалось влить в труппу свежую кровь, и очень скоро полузабытый ЦДТ стал одним из самых популярных театров Москвы, а Олег Ефремов — одной из главных его звезд. За время, проведенное в ЦДТ, он сыграл более 20 ролей самой разной направленности — от Иванушки-дурачка в «Коньке-Горбунке» до Митрофана в «Недоросле», Сани Григорьева в «Двух капитанах» и Самозванца в «Борисе Годунове». Здесь же он впервые попробовал себя в качестве режиссера, выпустив музыкальный спектакль «Димка-невидимка» по пьесе Вадима Коростылева и Михаила Львовского.

Звездный билет

С 1949 года Ефремов был бессменным преподавателем Школы-студии МХАТ. Система Станиславского тогда была не в моде, но Ефремов оставался ее стойким последователем. Постепенно он сплотил вокруг себя группу молодых актеров, мечтавших возродить студийные традиции МХАТа. В 1956 году они создали Студию молодых актеров, к которой помимо идейного вдохновителя и главного режиссера Олега Ефремова присоединились его талантливые студенты: Галина Волчек, Игорь Кваша, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков, Светлана Мизери, Лилия Толмачева. Они мечтали на правах театральной студии присоединиться к легендарному МХАТу, однако руководство театра не спешило брать их под крыло. Но отказываться от своего творческого детища Ефремов не хотел ни в коем случае. Так в 1956 году в Москве появился театр «Современник».

Кадр из фильма "Три тополя на Плющихе"

Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе». Татьяна Доронина и Олег Ефремов

Фото: РИА Новости

Это был, пожалуй, самый «оттепельный» театр столицы. Первым спектаклем нового театра стала постановка по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». Зрители были слегка разочарованы: как рассказывал Ефремов, актерам говорили, что спектакль всего лишь продемонстрировал добросовестное следование мхатовским традициям, Ефремов был счастлив: ведь именно к этому воспроизведению и оживлению театральных традиций МХАТа он и стремился, создавая свой театр.

Однако очень скоро «Современник» приобрел собственное лицо, отличное от мхатовского. Ефремов подбирал репертуар из пьес современных драматургов, которые показывали человека живым и настоящим, раздираемым противоречивыми эмоциями, ищущим собственный путь в суматохе жизни. Как вспоминала позже Галина Волчек, Ефремов призывал их делать психологический театр, в котором будут нерв и душа. Продолжая выходить на сцену, Ефремов собственным примером демонстрировал приверженность системе Станиславского, полностью погружаясь в мир своих персонажей.

Второй яркой особенностью «Современника» стала острая социальность подавляющего большинства пьес. Ефремов прогремел по всей Москве с язвительным «Голым королем» Евгения Шварца. Он ставил пьесы по произведениям опальных Галича, Аксенова и даже Солженицына. Но главным для него оставался открытый прямой диалог со зрителем.

В первые месяцы существования, когда «Современник» еще не обзавелся собственным помещением и декорации то и дело приходилось перевозить с одной площадки на другую, артисты и режиссер поневоле склонялись к минимализму в оформлении сцены. К тому времени, когда театр получил собственное здание, этот минимализм уже стал фирменным знаком театра и остался с ним навсегда. Во время некоторых спектаклей режиссер даже не считал нужным использовать занавес, чтобы ничто не стояло между актером и зрителем. Этот главный принцип своих режиссерских работ Ефремов пронес сквозь все 15 лет работы в «Современнике».

Строитель театра

В 1970 году Ефремова пригласили на должность художественного руководителя МХАТа. Это было исполнение мечты, записанной когда-то в юношеском дневнике. Но на практике эта мечта выглядела уже не столь манящей. К тому времени МХАТ уже много лет находился в состоянии глубокого творческого застоя. Театралы игнорировали спектакли, не ожидая от них никаких творческих открытий. Труппа неимоверно разрослась, и многие артисты годами не выходили на сцену — им просто не хватало ролей. При этом на многие яркие роли, наоборот, не находилось исполнителей. Ефремову предстояло, по сути, создать театр заново.

Решение об уходе из «Современника» было непростым. И всё же Ефремов не мог отказаться от юношеской мечты. Уйти вслед за ним в новую труппу согласился только Евгений Евстигнеев. Тем не менее Ефремову удалось привлечь во МХАТ много ярких артистов — по его приглашению в Художественный театр перешли Александр Калягин, Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Доронина. Однако большой проблемой оставалась инертная масса актеров, не нашедших своего места на сцене МХАТа и не желавших искать новые пути к зрительской душе. К концу второго сезона Ефремову по факту отказали в его плане реорганизации театра. Для того чтобы настоять на своем, у него не хватало официальных полномочий. И тогда он начал создавать собственную труппу внутри труппы, опираясь как на великих мхатовских «стариков», к которым питал огромный пиетет, так и на своих единомышленников, пришедших вслед за ним в театр. Специально для старшего поколения он поставил спектакль по пьесе Освальда Заградника «Соло для часов с боем», который стал одним из самых популярных мхатовских спектаклей 1970-х.

Спектакль «Соло для часов с боем»

Спектакль «Соло для часов с боем»

Фото: ТАСС/Василий Егоров

Ефремов выпускал на сцену МХАТа все новые постановки, от мхатовской классики, спектаклей по пьесам Чехова и Горького, до современных произведений в постановке молодых режиссеров-экспериментаторов Камы Гинкаса, Марка Розовского, Романа Виктюка. Примирить столь разные направления на одной сцене было нетрудно, а вот найти общий язык со всеми участниками труппы оказалось сложнее. Несмотря на все усилия, МХАТ всё отчетливее разделялся на «ефремовскую» и «антиефремовскую» группировки. В 1987 году это привело к разделу театра. Ефремов возглавил МХТ имени Чехова, обосновавшийся в новом здании театра в Камергерском переулке.

Потом в интервью Олег Ефремов не раз говорил, что раздел труппы стал наиболее гуманным решением накопившихся подспудных проблем. Тем не менее этот процесс дался ему нелегко. Еще сильнее подкосила его безвременная смерть Иннокентия Смоктуновского в 1994 году. После этого под руководством Ефремова в театре вышла лишь одна постановка — «Три сестры».

Парень с нашего двора

Хотя коллеги, режиссеры и актеры, говоря о Ефремове, в первую очередь называют его создателем современного российского театра, массовой публике Ефремов знаком прежде всего ролями в кино. Они-то и принесли ему всенародную славу.

Впервые Олег Ефремов снялся в кино в 1955 году. Его первым героем стал комсорг Узоров из фильма Михаила Калатозова «Первый эшелон». И хотя даже в юности Ефремов не был особенным красавцем, его актерские таланты и полная преданность делу на съемочной площадке привлекали к нему режиссеров, а искренняя, задушевная манера игры растопила сердца зрителей. С тех пор ему постоянно предлагали самые разные роли.

«Первый эшелон»

Кинофильм «Первый эшелон», Олег Ефремов (справа) в роли Узорова

Фото: youtube.com/Киноконцерн «Мосфильм»

Будучи мастером экранных перевоплощений, он успел выступить, кажется, во всех жанрах, на которые богат современный кинематограф. От красавца и гуляки Федора Долохова в «Войне и мире» до следователя Подберезовикова, честного служаки и настоящего друга из «Берегись автомобиля», от оружейника Просперо в «Трех толстяках» до доктора Айболита в музыкальной буффонаде «Айболит-66» — в этой роли его не сразу узнали даже искренние поклонники. Он никогда не был красавцем, но это лишь помогало зрителю отождествлять себя с его героями.

Но самой знаменитой, конечно, стала роль таксиста Саши в картине «Три тополя на Плющихе». Рассказывают, что когда Александру Пахмутову попросили написать песню для картины, она поначалу отказалась. Но потом, посмотрев эпизод, где должна была петь Татьяна Доронина, она увидела взгляд Ефремова, проникающий в самую душу, и тут же дала согласие. Так появилась знаменитая и нестареющая «Нежность».

Олег Ефремов скончался в Москве в своей квартире на Тверской улице 24 мая 2000 года на 73-м году жизни. Он похоронен на Новодевичьем кладбище. Его могила расположена недалеко от могилы Константина Станиславского.

Читайте также
Прямой эфир