Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Уроженца Центральной Азии лишили гражданства РФ за конфликт в Липецке
Общество
Покупательница квартиры Долиной обжаловала в суде ее передачу певице
Общество
Не менее 35 палестинцев погибли из-за ударов Израиля по Газе за сутки
Мир
Такер Карлсон заявил о деградации авторитета и военной мощи США
Мир
Мадуро объявил 30 апреля Днем победы человечества над фашизмом
Общество
Недонесение о диверсии станет уголовным преступлением в РФ с 2 мая
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Мир
Times заявила о провале плана по отправке миротворцев на Украину
Мир
В Казахстане учредили «золотую визу» для инвесторов
Мир
Исполняющий обязанности президента Южной Кореи ушел в отставку
Мир
Великобритания и Франция начали переговоры о возможном признании Палестины
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Более 3 тыс. машин скопилось в очередях к Крымскому мосту
Армия
Росгвардейцы уничтожили склад боеприпасов ВСУ на харьковском направлении
Мир
NYP узнала о недовольстве США подходом Уиткоффа к переговорам с Россией
Спорт
«Вашингтон» с Овечкиным впервые за семь лет вышел во второй раунд Кубка Стэнли
Общество
Путин присвоил скрипачу Владимиру Спивакову звание Героя Труда РФ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

«Людям в погонах я всегда кажусь очень подозрительным», — признается Дмитрий Лысенков. Актер уверен, что может перевоплотиться в кого угодно. Не считает себя востребованным, хотя любой артист может позавидовать количеству премьер, в титрах которых значится его фамилия. Одна из них — фильм Антона Маслова «Многоэтажка», вышедший на на платформе START. «Известия» поговорили с актером не только об этой картине, но и обо всей его карьере.

«Все подростковые проблемы меня миновали»

— В фильме «Многоэтажка» режиссер Антон Маслов собрал прекрасную компанию артистов. У каждого небольшая, но яркая роль. Почему вам достался образ странного любителя животных, который дома держит леопарда?

— Мы знакомы с режиссером еще со времен работы над сериалом «ИП Пирогова». С тех пор Антон Маслов не снял ни одной картины без меня. Сейчас снова в планах совместное кино. А в «Многоэтажку», полагаю, он взял меня за некую неоднозначность фактуры, а не из-за моей любви к животным. Кстати, вы можете даже не подозревать, кто живет у вас за стенкой. Порой люди содержат в квартирах не только леопардов или змей, но и крокодилов. Вот будет сюрприз для соседей, если однажды эта живность разбежится.

— В чем ваша неоднозначность?

— В том, что, глядя на меня, не поймёшь, маньяк я или нет. Например, людям в погонах я всегда кажусь очень подозрительным. Зритель детективов тоже в первую очередь должен думать плохо на меня.

— Вас это ранит или смирились с сим фактом?

— Я подозрителен только для тех, кто не знает меня лично. Поэтому нет, никаких обид и эмоций на этот счет. А до того, что думают обо мне чужие люди, мне дела нет. Я могу быть разным, и режиссеры, которые это видят, используют по полной. И правильно. Результат будет интересный.

— Фильм об одиночестве в большом городе. Родители ничего не знают о детях, которые, в свою очередь, не торопятся откровенничать со взрослыми. Вы были проблемным подростком?

— Нет. Никаких подростковых проблем, даже прыщей, у меня не было. И один против всего мира я не воевал. Родители не вспомнят моих эмоциональных истерик, уходов из дома. Вся эта требуха меня миновала.

Я довольно рано повзрослел, еще в начальной школе. Сначала в стране была перестройка, а следом пришли суровые девяностые. Они и продиктовали — надо быстро повзрослеть.

— Вы понимаете подростков, которых это накрывает?

— Мои дети еще не достигли подросткового возраста, посмотрим, как это всё будет. Я, наверное, понимаю как родитель. Ребенок растет, он не осознает даже, что с ним происходит. В нем гормональные перемены, они влияют на его настроение, на мысли, порой суицидальные, потому что просто устал. Ты как родитель должен ему помогать. Уловить, не пропустить этот момент — важно. Но самое главное — любить детей.

«Могу себе позволить играть разное»

— Завершены съемки «Воланда» по роману Булгакова «Мастера и Маргариты». У вас в картине роль критика Латунского. Маргарита считает, что он похож на патера. Почему одни режиссеры видят в вас маньяка, а другие — католического священника?

— Потому что в моем профессиональном наборе есть всё. В «Воланд» режиссер Миша Локшин пригласил меня на небольшую роль. Критик Латунский у Булгакова в романе только упоминается, а в фильме сценарист Роман Кантор вывел его в реально осязаемого персонажа.

— Дописал Булгакова?

— Это интерпретация, не точное следование тексту автора. Латунского сценарист описывает как человека, проводящего в мир некие государственные установки, выступающего против «ненужной» литературы. Именно он разрушает карьеру Мастера. Латунский не просто цензор, он мнит себя вершителем судеб. Кстати, поступал я в ЛГИТМиК с Булгаковым — на вступительных экзаменах читал Понтия Пилата.

— А каким вы видели свое будущее? О каких героях мечтали?

— Поступая, думал, что дешевый успех — это успех комического артиста. Читал я в школе мало, поэтому говорить о том, что я себя кем-то видел, вряд ли можно.

Есть артисты, которые становятся заложниками своей внешности. Используют свою смазливость как амплуа. Ходят туда-сюда по сцене или в кадре, нравятся девочкам. Но какая же скучная судьба им уготована — всегда играть «штаны». У меня, к счастью, более содержательная карьера. Я могу себе позволить играть разное.

— Вы получили «Золотую маску» за роль в спектакле «Преступление и наказание» Александринки. И в тот же год покинули театр. Почему руководство театра не удержало вас?

— Решение покинуть Александринский театр я принял до получения «Золотой маски» и сообщил об этом руководству. Я решил выйти из труппы, но полагал и предлагал, что останусь играть свои спектакли. Однако руководство театра решило от меня избавиться вовсе.

— Спектакли, в которых вы играли, ушли вслед за вами?

— Некоторые спектакли сняли. А «Преступление и наказание» идет. В нем играет другой артист.

— Вы в обиде на театр?

— Театр — прекрасный. Александринка –— лучшая для меня сцена на всем континенте. Здесь я наиболее комфортно себя чувствовал как артист. В этом театре у меня остались друзья. А то, что я покинул его, так это мои проблемы с руководством.

Дмитрий Лысенков в роли Свидригайлова в спектакле Александринского театра (Санкт-Петербург) «Преступление и наказание» 

Дмитрий Лысенков в роли Свидригайлова в спектакле Александринского театра (Санкт-Петербург) «Преступление и наказание»

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

— Не нашли общий язык с худруком Валерием Фокиным?

— Дело не только в Валерии Владимировиче. Им выстроена система, где есть кольцо администрации, которое даже не подпустит к худруку на разговор. Может быть, он просто не в курсе многих вещей, которые там творятся. Если бы он чаще разговаривал с челядью, было бы больше пользы, больше понимания того, чем люди внизу недовольны.

«Стать «сыном» Нееловой, я согласился сразу»

— Сейчас вас можно увидеть на сцене «Современника». Это тот театр, в который вы хотели попасть?

— Нет, просто когда я переехал из Санкт-Петербурга в Москву, мне позвонил Виктор Рыжаков, худрук театра, и предложил войти в спектакль «Современника» «Собрание сочинений». Узнав, что я буду «сыном» Марины Нееловой, я сразу согласился. Я посмотрел премьеру, где эту роль играл Никита Ефремов, и после приступил к репетициям, чтобы у постановки было два состава.

— Сложно соответствовать Марине Нееловой?

— Марина Мстиславовна — строгая и требовательная. И даже не к партнерам, а к режиссеру. Ему предстоит мотивированно доказать свою позицию, почему именно так, а не иначе. Чтобы не было каких-то разночтений, вариантов сыграть по-другому. Есть текст Евгения Гришковца, но все мы читаем его по-разному. Спорили, дискутировали. Марина Мстиславовна может уесть очень хлестко. И даже при этом немножко покусать.

Марина Неелова на традиционном сборе труппы Московского театра «Современник»

Марина Неелова на традиционном сборе труппы Московского театра «Современник»

Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

— Вы были покусаны?

— Нет, меня она бережет, уж не знаю, почему. Даже почтила своим визитом в мой день рождения. После спектакля Марина Мстиславовна пришла поздравить, произнесла теплые слова. Это было неожиданно и приятно.

— После кончины Галины Волчек от прежнего «Современника» мало что осталось.

— И это логично. Разве может оставаться «театр Волчек», когда там нет Волчек? Рассчитывать на прежний «Современник» можно лишь по скудоумию. Если хочется сохранить, как было, тогда театр надо переименовать в музей Волчек.

Никогда и нигде еще не было, чтобы новый режиссер пришел и оставил все, как при прежнем лидере. Основы Станиславского сохранить можно, мы все воспитаны в его системе координат. Но художественный язык развивается. Театр Виктюка не останется таким же. При всем усилии может быть лишь театром подражания Виктюку.

— Оставшись без лидера, театру приходится завоевывать аудиторию заново.

— Да, и это работа. Нужно будет доказывать публике свое право. Но не переживайте за аудиторию. Ничего страшного: ушли одни, придут другие. А кто-то выберет жить воспоминаниями.

— Вы теперь живете в Москве. Не хочется ли оказаться в штате того же «Современника» или Театра Вахтангова, где главным режиссером ваш педагог по ЛГИТМиКу Юрий Бутусов?

— Признаться, я неплохо себя чувствую на воле. Да и зарабатывать так намного проще. Но свобода и погоня за рублем могут обернуться халтурой. Я осознаю, что есть опасность потерять квалификацию. Надеюсь, пока мне удается держаться. Но не исключено, что я все-таки оценю нехватку ежедневных репетиций и попрошусь на службу в театр. Артист должен быть в форме. Сейчас я, кроме всего прочего, занят в двух спектаклях Театра Наций и третий репетирую.

— Что репетируете?

— Мюзикл «Кабаре».

— Спектакль, репетиции которого откладывались из-за полета Юлии Пересильд в космос?

— Планы театра изменились. Предполагалось, что Юлия Пересильд и Саша Урсуляк сыграют по очереди главную роль. Но теперь выяснилось, что Юли в спектакле уже не будет. Сейчас только Саша готовится исполнить партию Салли Боулз. Я репетирую конферансье.

— Вы никогда не мечтали о космосе?

— Полететь в космос мне хотелось классе во втором. Но меня укачивает в любом транспорте. Поэтому я отринул эту идею еще в детстве.

— Вы играете на лучших сценах страны и вдруг согласились на роль «литературного негра» Ольги Бузовой в сериале «Бедные люди». Размениваетесь по мелочам?

— Во-первых, я сыграл это семь лет назад, работая еще в Александринском театре. Во-вторых, почему по мелочам? Там рассказывается о том, как «литературный негр» вынужден сталкиваться с лакшери-жизнью. Для него это другая планета. Отсюда высекается юмор. Сериал скорее констатация того, что люди с головой часто остаются не у дел.

Причиной тому может быть, например, высокомерие, как у моего персонажа. Будем жить в своей коммуналке, считать себя высокодуховными людьми, но ничего при этом не делать. Будем лежать на диване, ждать, когда же придет вдохновение или спонсор, который издаст твою книгу. А вокруг другая сторона — шебуршащая блестками жизнь.Мне не близка ни та ни другая крайность. Я self-made man.

— В год выходит фильмов семь с вашим участием. Вы считаете себя востребованным?

— Вы посмотрите объем этих ролей: три съемочных дня на каждую. Это же эпизоды, роли второго плана. Когда будут главные роли, тогда справедливы вопросы: «Не много ли у вас ролей? Когда вы успеваете?»

— На эпизоды в кино попасть может любой. И учиться не надо. Не обидно?

— Нет. Брать на эпизоды людей без образования, которые вообще не понимают, что происходит в кадре, — это от жадности и желания продюсеров сэкономить. Такая тенденция везде. Не только в кино. Но профессионалы всегда будут нужны.

— Так вас и потеснить могут.

— А я не жадный. Пусть пытаются. Лично мне хватит двух ролей в год, главных.

— Вам в этом году исполнится сорок. С каким ощущением вы ждете юбилея? Нет ли опасений, суеверий на этот счет?

— Когда роняю пьесу, сажусь ли на нее? Нет. Если черные кошки пробегают — мне всё равно. Не отношусь я и к числу тех, кто верит в гадалок и астрологический прогноз.

Сорок — дата серьезная. Понимаю, что я еще очень многого не успел и времени остается всё меньше. Надо набирать обороты. Как это получится, не знаю, это не всегда от меня зависит, есть еще режиссеры и продюсеры. Посмотрим, как будет развиваться. Хотелось бы больших, интересных ролей в кино. В театре я их много сыграл.

Справка «Известий»

Дмитрий Лысенков — актер театра и кино. Родился 6 июля 1982 года в Ленинграде. В 2004-м окончил СПбГАТИ (курс Владислава Пази). С 2000 по 2007 год работал в Театре им. Ленсовета. С 2007-го по 2018-й — актер Александринского театра. В 2017 году — Премия правительства РФ в области культуры. В 2018-м — награжден «Золотой маской» за спектакль «Преступление и наказание». В 2020-м — Премия Станиславского. Снимался в фильмах и сериалах, в том числе «Серебряные коньки», «Топи», «Большая секунда», «Почка», «Вампиры средней полосы», «Союз Спасения», «Домашний арест», «Шерлок Холмс».

Скрытая часть

Читайте также
Прямой эфир