Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В парламенте Эстонии заявили о недопустимости отправки военных на Украину
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В 102-м сезоне Театр Вахтангова представит 12 премьер. Вахтанговцам предстоит еще больше сплотиться для сохранения художественного уровня дома на Арбате, а история способна подсказать, как не наступить на грабли, по которым так любят гулять театральные коллективы. Труппа продолжит показывать спектакль «Питер Пен» для юных зрителей из ДНР и ЛНР, пригласит в творческую командировку артистов из Мариуполя, обустроит музей-квартиру Вахтангова во Владикавказе и вернет буфет на историческое место. Об этом накануне нового сезона, который откроется 6 сентября, «Известиям» рассказал директор театра Кирилл Крок.

«Если хотите узнать успешен ли театр, спуститесь в кассу»

— Кирилл Игоревич, с каким ощущениями, мыслями подошли вы к началу 102-го сезона?

— Если честно, с волнением и тревогой. Я буду говорить об этом и на сборе труппы, потому что мне кажется, что сегодня 100-летняя история Театра Вахтангова свершила свой оборот. Сегодня, как и 100 лет тому назад, от каждого, кто работает в театре, и, безусловно, в первую очередь от актеров — неважно народных или молодых, — зависит дальнейшая судьба нашего дома на Арбате.

театр

Артисты в сцене из мюзикла «Три товарища» Пермского академического Театра-Театра на сцене Театра Вахтангова

Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

— В вашем голосе сквозят нотки пессимизма, чего раньше за вами не замечалось.

— Это не пессимизм, а реализм. Римас Туминас неоднократно повторял одну, казалось бы, очевидную (на самом деле это не так) мысль: внимательно читайте автора, у него всё написано, не нужно ничего изобретать. Перефразируя, скажу: читайте внимательно историю любого театра, в ней всё уже было, она даст ответы на все, казалось бы, неразрешимые вопросы.

Когда уходит сильный художественный лидер, почти всегда в труппе начинаются брожения. С течением обстоятельств мы остались без Римаса Туминаса и, по сути, оголены перед всеми. Любую нашу премьеру, любое творческое решение будут сравнивать с той высокой планкой, которую задал Римас.

Поэтому, если мы будем думать больше о личных творческих амбициях, нереализованных желаниях: «Я это хочу играть, а это нет», «С тем буду работать, а с этим не хочу», то можем столкнуться с тем, что наш театр начнет хиреть на глазах. И здесь очень важно, чтобы каждый, повторюсь, каждый вахтанговец понимал, что пришло время отбросить личные творческие амбиции и сплотиться, сделать всё, чтобы сохранить Вахтанговский театр на высоком художественном уровне.

— Какие премьеры планируете в 102-м сезоне?

На шести сценах к репетициям приступят режиссеры Юрий Бутусов, Анна Горушкина, Олег Долин, Айдар Заббаров, Светлана Землякова, Наталья Ковалёва, Ирина Пахомова, Йозуа Рёзинг, Павел Сафонов, Влад Тутак, Анатолий Шульев и Сергей Яшин. Названия озвучу на сборе труппы. Хотя об одной работе могу рассказать уже сейчас. В прошлом сезоне мы набрали новую стажёрскую группу: семь человек, выпускники Щукинского института.

Я прекрасно знаю, как непросто начинающим артистам влиться в большой, уже устоявшийся коллектив. Конечно, постепенно начнутся вводы, но для того, чтобы заявить ребят, сразу окунуть в работу, мы решили выпустить на сцене «Студия» спектакль «Последний сон Уточки», где будут задействованы все стажёры. Ставит молодой режиссёр из Санкт-Петербурга Владислав Тутак. Премьера уже 16 сентября.

Гендиректор Театра Вахтангова Кирилл Крок

Гендиректор Театра Вахтангова Кирилл Крок

Фото: РИА Новости/Евгений Биятов

— По какому принципу вы формировали список режиссеров, названия, которые появятся в этом сезоне?

Мне в свое время Олег Павлович Табаков сказал формулу, к которой он пришел, когда возглавил МХТ имени Чехова. Опять же, вспомните историю и то, в каком состоянии он принял театр: был развал в труппе, зал заполнялся на 40% и так далее. Про прошествии нескольких сезонов Олег Павлович сформулировал для себя, что когда нет явного художественного лидера, режиссера, нужно в сезон выпускать как можно больше премьер разных режиссёров.

Безусловно, какие-то работы развалятся еще на стадии обсуждения, читок, проб — это нормальный творческий процесс. Какие-то спектакли дойдут до премьеры и пробудут в репертуаре год. И это тоже данность. Какие-то останутся на несколько сезонов. А один-два, надеюсь, станут событием.

Еще нужно понимать, что за эти годы Римасом Владимировичем и театром сформирован определенный круг режиссеров, которые с нами уже сотрудничали, чьи спектакли заняли свою нишу в репертуаре и пользуются популярностью у зрителей. Конечно, в первую очередь мы пригласили их, но, как вы видите, будут и новые для Вахтанговской сцены имена.

— Как вы будете определять, что достойно Вахтанговской сцены, а что — нет?

— Я помню, как Римас мучительно принимал решения о закрытии спектаклей. Такое было всего пару раз за 15 лет, но я присутствовал при этих моментах и видел, как тяжело ему это давалось. Как он потом несколько недель страдал. Поэтому я буду делать всё от меня зависящее в процессе постановки спектаклей, чтобы в итоге мы к таким решениям не пришли.

Второе — у нас в театре есть действующий художественный совет, который тоже может дать свою оценку, поделиться мыслями. Но если мы увидим, что работа недостойна сцен Вахтанговского театра, согласно нашему уставу, я буду вынужден воспользоваться своим правом и закрыть работу. Но я бы очень хотел, чтобы Бог уберег меня от этого права.

Третье — не забывайте, что театр — это самоочищающийся сосуд. Можно как угодно доказывать, что спектакль случился: «Я так вижу, чувствую! Да вы ничего не смыслите. Да, я витаю в высоких материях» и прочее, но есть понятие «кассы». Театр существует, извините, господа режиссеры, для людей, а не для товарищей из Ассоциации театральных критиков, которая, замечу, ни в одном театре кассу не делает.

Поэтому, если у нас появится спектакль, на который не будут продаваться билеты, я вынужден буду его в конце сезона снять. Театр случается только тогда, когда на сцене артисты, а в зале зрители. Мольер по этому поводу говорил: «Если хотите узнать, успешен ли театр, спуститесь в кассу».

Здание Театра имени Евг. Вахтангова

Здание Театра Вахтангова

Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

«Вахтанговцы пережили подобное, когда в 1941-м в здание на Арбате попала бомба»

— Есть и такая фраза: «Если спектакль получился хороший — молодцы актеры, если спектакль плохой, то виноват режиссер». В этом сезоне вы — лицо театра, следовательно, и все «лавры» критики тоже вам. Готовы к такому повороту событий?

Я готов к любой критике: если она конструктивна, то воспринимаю ее с уважением. Я довольно активно слежу в соцсетях за отзывами зрителей — читаю комментарии людей, короткие театральные зарисовки, впечатления от посещения Театра Вахтангова. Иногда встречаются негативные отзывы: в буфете не так обслужили, в гардеробе якобы нахамили и прочее. Если выясняется, что критика была обоснована, я принимаю очень жесткие решения по отношению к персоналу, который доставил зрителю неудобства.

Но бывает критика без понимания сути проблемы, без погружения в материал. Из недавнего: 6 сентября перед фасадом Симоновской сцены мы откроем памятник трем любимцам всего бывшего пространства СССР, трём нашим корифеям — Василию Лановому, Владимиру Этушу, Юрию Яковлеву. Это будет место силы и, я уверен, что у памятника в любое время года будут лежать свежие цветы. Казалось бы, отличная новость, но нашлись и недовольные, которые стали критиковать театр за то, что мы «забыли» Михаила Ульянова.

Во-первых, Лановой, Этуш и Яковлев связаны с тем местом, где будет установлена скульптурная композиция. Во-вторых, идея установки памятника Ульянову возникла гораздо раньше. Была запущена сложная процедур согласования. Вахтанговцы обратились к президенту России Владимиру Путину с инициативой, он идею поддержал и направил мэру Москвы. Сейчас дочерью Ульянова уже утвержден памятник, он сделан в натуральную величину из мягкого материала. Определено место — и в следующем году памятник будет установлен в Михайловском саду.

«Без вины виноватые»

Сцена из спектакля по пьесе А. Островского «Без вины виноватые» в постановке режиссера Петра Фоменко в Театре Вахтангова

Фото: РИА Новости/Владимир Вяткин

— Помимо премьер и открытия памятника вы подготовили для зрителей еще один приятный сюрприз.

— Да, мы вернули зрительский буфет на его историческое место — на уровень бельэтажа. В 1993 году с легкой руки Петра Фоменко, который зацепившись за фразу Островского: «Мы артисты, наше место в буфете», поставил в этом пространстве гениальный спектакль «Без вины виноватые». Его играли днем, а вечером буфет принимал зрителей. Но уж коли творческая дорожка была проторена, а Театр Вахтангова более 20 лет мечтал о малой сцене, то через какое-то время в этом пространстве стали выходить другие спектакли. Буфет пришлось закрыть,

Когда мы с Римасом отрыли в 2015 году Новую сцену и перенесли туда весь репертуар, то это пространство стали использовать как репетиционный зал. В конце прошлого сезона я посчитал его занятость: за сезон было около 30 репетиционных дней. Поэтому с согласия главного художника Театра Вахтангова Максима Обрезкова мы решили вернуть буфет на его историческое место. И вот 6 сентября мы откроем это пространство.

Слава Богу, там сохранился исторический буфет, датированный 1947 годом. Сохранились бронзовые люстры, лепнина. А когда мы вскрыли ниши, то обнаружили чугунные решетки. Отреставрировали, и они заняли своё законное место. Мы туда завели новую вентиляцию. А самое главное, там впервые в нашем театре появятся столики, которые можно будет заранее бронировать на сайте.

«Питер Пэн»

Сцена из спектакля «Питер Пэн» Театра Вахтангова

Фото: Театр Вахтангова

— В прошлом сезоне Театр Вахтангова присоединился к благотворительной акции «Открытый занавес», в рамках которого давались спектакли для жителей ЛНР и ДНР, семей военнослужащих, членов молодежных, волонтерских и ветеранских организаций, многодетных семей. Планируется ли продолжение?

Театр Вахтангова продолжит бесплатно играть спектакль «Питер Пэн» для детей из ДНР и ЛНР независимо от того, будет продлена акция на это сезон или нет.

Кроме того, я связался с руководителем Донецкого областного драмтеатра, здание которого в Мариуполе было взорвано, и пригласил 14 артистов в творческую командировку в Москву. Вахтанговцы в свое время пережили подобную историю, когда в 1941 году в здание на Арбате попала фашистская бомба и лишь к 1948-му его отстроили заново.

Поэтому для нас важно подставить коллегам из Донбасса плечо, дать понять, что они не одиноки. Артисты будут жить в нашей театральной гостинице, ходить на все спектакли. Мы организуем для них мастер-классы по актерскому мастерству и сценической речи, встречи с ведущими вахтанговцами, сделаем обзорную экскурсию по Москве.

«Приподняли головки к небу, пытаемся вглядеться туда, а там — огромный космос»

— Почти два года прошло с тех пор, как вы расселили Дом Вахтангова во Владикавказе. Как продвигается возрождение этого пространства?

— Каждые две недели либо я, либо мой заместитель летаем во Владикавказ для приема очередного этапа работ: отслеживаем их качество, решаем текущие вопросы. В сентябре должны завершиться все строительные работы. Уже сейчас подбираем антикварную мебель для реконструкции музейной зоны. Закупаем сценическое оборудование, столики и стулья для концертно-театрального зала, который будет на первом этаже.

А весной следующего года, чтобы устроить праздник для всех жителей Владикавказа и РСО-Алания, мы сделаем торжественный уличный концерт, посвященный открытию Дома Вахтангова. Приурочим к этому событию большие гастроли театра во Владикавказе.

Для меня очень важно подчеркнуть, что Театр Вахтангова восстанавливает дом за счет собственных средств. Мы не бегали в Москве с протянутой рукой по кабинетам, не пытались заполучить госфинансирование. Поэтому вот здесь — патриотизм по отношению к театру и к своей стране. Нас никто не просил, не заставлял, это наше внутреннее желание.

— Во Владикавказе люди тоже ждут этого события?

Я уверен, что это пространство станет местом культурного и туристического притяжения. Для жителей Владикавказа имя Евгения Богратионовича свято. И это не просто красивые слова. Вахтангов был не только гениальным художником, но и человеком с большим сердцем. Он умел объединять вокруг себя людей разных национальностей, вероисповедания, политических взглядов и так далее.

Вы только вдумайтесь: он же относился, как это сейчас принято говорить, к золотой молодежи. Сын богатейшего фабриканта! Но ему претила даже сама мысль об эксплуатации простого рабочего. Конечно, во Владикавказе гордятся своим земляком. В мае прошлого года исполнилось 100 лет со дня смерти Вахтангова. Ученики гимназии, в которой он учился, совсем юные мальчишки и девчонки, возложили цветы к его памятнику. Мне прислали ролик: без слез смотреть невозможно.

— В год 100-летия Театра Вахтангова вышел один из самых грандиозных спектаклей прошлого сезона — «Война и мир», на будущий год вы откроете Дом-музей Вахтангова во Владикавказе. Задумывались, а что дальше?

Жизнь постоянно подбрасывает новые задачи. Не надо думать, что мы достигли предела. Мы, возможно, только сейчас, наконец, приподняли головки к небу, пытаемся вглядеться туда, а там — огромный космос.

Читайте также
Прямой эфир