Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Юрий Чурсин рад, когда его герой не плывет по течению. Актер готов к резкому изменению курса, предпочитает кино, но возвращается в театр и остается там исключительно востребованным. Об этом, а также о сладком предложении Светланы Ходченковой, играх со смертью и харизме Ренаты Литвиновой он рассказал «Известиям» накануне премьеры спектакля «Сирано де Бержерак» во МХТ имени Чехова, в котором играет главную роль.

«Это был момент преодоления, когда мир восстает против тебя»

— Насколько интересен герой пьесы Ростана молодежи? Не архаичен ли Сирано?

— Думаю, наоборот. Сирано сейчас — персонаж, который должен прозвучать для современного поколения. Потому что в нем есть смелость, принципиальность, желание быть честным, правдивым, но при этом веселым и не очень серьезным.

— В Театре Вахтангова вы также играли в «Сирано де Бержераке» Владимира Мирзоева. В главной роли был Максим Суханов. Насколько многогранен герой, если столь разноплановые артисты находят в нем новые краски? В чем секрет этого персонажа?

— Как и любое классическое произведение, эта пьеса всегда на поверхности, и вопросы, которые в ней поднимаются, всегда актуальны. Видимо, сейчас этот персонаж хочет появиться на свет.

— Спустя шесть лет вы вернулись в МХТ. Сколько сейчас у вас спектаклей?

— Три. «Лес» Кирилла Серебренникова, «Звезда вашего периода» Ренаты Литвиновой, «Сирано де Бержерак» Егора Перегудова. Паулина Андреева — Роксана. А Игорь Золотовицкий — граф де Гиш. 19 и 20 марта — премьера.

Антон Ефремов, Игорь Золотовицкий, Юрий Чурсин и режиссер Егор Перегудов на первой читке пьесы «Сирано де Бержерак» в МХТ имени Чехова

Антон Ефремов, Игорь Золотовицкий, Юрий Чурсин и режиссер Егор Перегудов на первой читке пьесы «Сирано де Бержерак» в МХТ имени Чехова

Фото: МХТ им. А.П. Чехов/mxat.ru/Олег Черноус

— А как вам Рената Литвинова в роли режиссера?

— Блестяще! Я испытываю огромное вдохновение рядом с этим творческим человеком. Рената Литвинова — это огромная харизма. Она написала пьесу, сама поставила ее и сыграла главную роль.

Мне кажется, что в данном случае всё происходит от любви. Если художник любит делать всё сам, он и делает. Как Алла Пугачева, которая, говорят, на том самом концерте в Кремле сама даже свет ставила. Потому что понимает, чего хочет.

Когда мне позвонили из репертуарной части с предложением роли у Ренаты, я уже играл «Лес», в антрепризе у Робермана репетировал с Игорем Скляром «Эмигрантов» и в «Табакерке» должен был вводиться в «Кинастон». Там главную роль играл Максим Матвеев. Но он переехал в Санкт-Петербург. Спектакль не хотели закрывать. И Владимир Львович Машков сделал мне предложение. Режиссер спектакля Евгений Писарев одобрил.

— Вы играете Эдварда Кинастона, актера шекспировского театра?

— Да, одного из последних актеров Англии, который играл женские роли. В XVII веке театр считался грубым искусством. Карл II, став монархом, разрешил женщинам играть на сцене. И Кинастон стал уже неинтересен.

Мне кажется, эта история была очень актуальна после локдауна, весной 2020 года. Многие столкнулись с тем, что их профессиональная деятельность накрылась, и нужно было ориентироваться в новом пространстве. Кто-то ушел в онлайн, но там не все смогли найти себя. Люди впадали в депрессию. Это был момент преодоления, когда мир восстает против тебя. Вот и герой спектакля Кинастон падает на дно, но набирается сил и поднимается. Очень трогательная история.

«Понял: я не затрачиваюсь, идет штамп»

— Вы пришли в МХТ в 2004-м. В тот момент Табаков собирал новую команду. Цените, что вы оказались в ней?

— Я не оценил этого, это случайность.

— Ничего случайного не бывает. Годом раньше в труппу вошли Константин Хабенский и Михаил Пореченков.

— Да, но я не был в каким-то капризом Олега Павловича. Табаков всегда имел план собирать в театре интересных творческих людей. Это было постоянно. Если вдруг кто-то где-то проявлялся, у Табакова всегда был в кармане пакет соблазнов. Он знал, как привлечь людей в театр.

Юрий Чурсин в спектакле «Лес»

Юрий Чурсин в спектакле «Лес»

Фото: МХТ им. А. П. Чехова/mxat.ru/Екатерина Цветкова

— Вас он чем соблазнил?

— Работой, ролями. И не то чтобы просто пригласил в спектакль «Лес», а когда роль была сделана, я получил приглашение в труппу. Поскольку к тому моменту я уже год не служил нигде.

— Вы тогда покинули Театр Вахтангова?

Год еще доигрывал там несколько спектаклей и участвовал в бенефисе Василия Семеновича Ланового, моего учителя в Щукинском училище. А еще играл в «Откровенных полароидных снимках» Кирилла Серебренникова в Театре Пушкина.

— С работой в МХТ пришло и признание. Если всё складывается, значит, ты находишься в нужном месте и занимаешься своим делом. Не замечали?

— Конечно. Признание, награды пришли, потому что в МХТ за этим следят. Понимают, что поощрения для актеров — подпитка и если их нет, то признание появится лишь по стечению обстоятельств.

— И всё же из МХТ вы ушли.

Это было расставание не с МХТ, а с театром. Я закрыл для себя все спектакли и в «Табакерке», и в МХТ. Не играл ничего. В какой-то момент стал себя чувствовать там, как на рельсах. И поезд нес меня, куда я не хочу. Это были мои внутренние переживания. Однажды, находясь на сцене, я вдруг понял, что нахожусь в форме, потому что играю в кино.

Сцена из спектакля «Звезда вашего периода» в МХТ имени Чехова

Сцена из спектакля «Звезда вашего периода» в МХТ имени Чехова

Фото: МХТ им. А. П. Чехова/mxat.ru/Александр Иванишин

— Некоторые считают, наоборот, театр держит в форме.

— И у меня долгое время было так. Но это прошло. Понял, что моя психофизика здесь выхолощена. Я не затрачиваюсь, идет штамп. Было ощущение выгорания, что ли. Потому выбрал кино.

«Первое, что приходит в голову, — «Игра престолов». Но у нас другое кино»

— Сейчас на «Кинопоиске» вышла первая часть фэнтези-саги «Этерна» по книге Веры Камши, в которой у вас роль герцога, маршала Талига Рокэ Алва. Режиссеры не всегда бережно относятся к первоисточнику. Вам важно, далек ли сценарий от литературной основы?

На этом фильме не было такого, что автора отодвигаем в сторону, делаем «по мотивам». Кино максимально приближено к тексту, который давал благодатную почву для творчества, для создания образа.

Не всегда, когда пишется сценарий по объемному произведению, всё прописано в мелочах. Образ создается на долгую экспликацию, чтобы его развивать. И это ложится на плечи артистов. Знать, быть в теме, прочесть оригинал, безусловно, для меня важно. Кроме экранизации, мы записали аудиоверсию «Этерны» для Storytel.

— Чем вас увлекла эта история?

— Когда начинаешь коммуницировать с книгой, понимаешь, что у нее есть большой круг фанатов. Она написана очень лихо, сюжет затягивает, и в том выдуманном мире у людей существуют такие понятия, такая мотивация для поступков, которых уже давно нет у нас.

— «Этерну» сравнивают с «Игрой престолов». Это льстит или напрягает?

— Штампованное сознание. Первое, что приходит в голову, — «Игра престолов». Но у нас другое кино. Что нас объединяет, так это тема чести. Говорить об этом важно.

Съемки сериала «Этерна»

Съемки сериала «Этерна»

Фото: Кинопоиск

— Вам важно, чтобы ваш герой выглядел красиво?

Это кредо моего героя — выглядеть красиво. Красота — фетиш Рокэ Алва. Он вообще всё делает красиво. Хочешь не хочешь, будь как он. Иной раз приходится немного усмирять художников, чтобы это не было так красиво. Самолюбование героя даже в том, что он портит свой внешний вид, переодеваясь в простонародную одежду. На войне это выглядит вызывающе, потому что не по кодексу. Рокэ Алва для меня герой, с которым можно хулиганить не останавливаясь.

— У вас, что не персонаж, то красавец. Взять хоть Стаса Шелеста в «Мосгазе». Умный, обаятельный, с прямой спиной.

— Это был его протест «совку». Стас мечтал оказаться там, где люди улыбаются друг другу и выглядят хорошо. А Рокэ Алва — герой просто вызывающе роскошный. Его цель — раздражать своей красотой.

— Он раздражает только мужчин или женщин тоже?

— Всех. Он смело садится рядом с врагами на собрании, он пренебрежительно относится к драгоценностям, может выбросить их в воду. Он говорит: «Я ничего не хочу, кроме вина, женщин и врагов».

— Вам-то самому красота важна?

— Конечно. Мне кажется, что это определенный язык разговора с окружающими, сообщение, кто ты есть. Поговорка «встречают по одежке» не шутка, лично для меня. Я этим кодом общаюсь.

«Мне кажется, думать о смерти очень полезно»

— Почему Стаса Шелеста в «Мосгазе» решили ликвидировать?

Нет ничего ценнее для общего дела, чем смерть одного из персонажей. В какой-то момент это должно было случиться и с ним. Я рад, когда герой умирает, это производит эффект.

Кадр из сериала «Мосгаз»

Кадр из сериала «Мосгаз»

Фото: Мосфильм

— А о своей смерти вы не думали?

— Я всегда думаю о смерти. Даже взял для себя привычку, когда вижу часы, а на них без пяти минут, — думаю о смерти.

— Серьезно?

— Абсолютно. Мне кажется, думать о смерти очень полезно.

— И какие мысли вас посещают в тот момент?

Думаю, а насколько в удовлетворительном состоянии все мои дела? Это меня провоцирует обратить внимание на то, что я в жизни пропускаю. Потом вступаю в диалог с совестью: всё ли у меня в порядке для последнего часа. Ну и вообще — ценю момент.

— Хорошо ли одет для последнего часа?

— Да, конечно. Мне кажется, это тоже важно.

— Моя подруга без макияжа мусор не выносит.

— Правильно. Я тоже слышал эти истории. Женщины говорят:«Если меня собьет автомобиль и меня будут вскрывать, будет стыдно оказаться в дешевом белье».

Юрий Чурсин

Юрий Чурсин

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

— Это история и про вас?

— Я играю в эту игру, и она мне нравится.

«Пугать иностранного зрителя русским акцентом мне неинтересно»

— Съемки «Этерны» выпали на пандемию. Это тоже было преодоление?

— Да. Многое в картине стало следствием того ада, который наступил для кинопроизводства. Фильм должны были снимать в Венгрии, в настоящих замках. Грянул локдаун, закрылись границы, пришлось всё делать своими руками: выстраивать декорации на родине, создавать новые миры. По-моему, так в последний раз работал Сергей Жигунов на «Графине де Монсоро». Но в те времена ресурсы были другие, да и зритель был не так искушен.

Мы только делаем первые шажки, а там уже люди размениваются огромными картами. Вы посмотрите «Дюну» — это же за гранью, это на сто лет вперед от нас. Они могут себе позволить сделать так, что у тебя искрится экран, и кажется, что ты сам дышишь этой золотой пудрой.

— Полагаете, нам такое не по плечу?

— Нельзя сказать, что у нас это невозможно. Но продюсеры «Этерны» даже не имели возможности обратиться к большим площадкам, потому что никто не знал в ту пору, что будет дальше. Вопросов было больше, чем ответов. Из группы каждый день выпадали люди. Кино вышло вопреки всему. Но на его создание был положен титанический труд.

— Может, наша фишка — не создавать новые миры, а снимать кино, как «Три тополя на Плющихе»?

— Может быть, я даже с вами во многом соглашусь. Но помните, как говорил герой в фильме «Пролетая над гнездом кукушки»?

— «Я хотя бы попробовал».

— Вот! Можно же хотя бы попробовать. Это разные уровни куража, смелости, преодоления препятствий. Начинать с нуля, знать, что обязательно скажут, «где-то это уже было», — сложная история. Но в «Этерне» есть и свои победы. Художник по костюмам Наталья Белоусова буквально совершила прорыв. Хедхантеры голливудские должны гоняться за таким мастером.

Кадр из сериала «Этерна»

Кадр из сериала «Этерна»

Фото: Кинопоиск

— А за вами гоняются?

— Наверное, гоняются, но не могут поймать. Может, хедхантеры просто не знают мой телефон.

— Вы хотите в Голливуд?

— Я не против конкретного предложения. Но пока они ничем не отличаются от предложений, которые делали коллегам 10–20 лет назад: с русским акцентом сыграть плохого парня. Но чем же удивлять тогда?

Самое сладчайшее предложение было у Светы Ходченковой, когда она в «Росомахе» красиво прошлась. Огромная зависть к Константину Хабенскому, который встречался с Гарри Олдманом, Анджелиной Джоли.

Спору нет, привлекательно встретиться с профессионалами, встать в один кадр со звездой. Но у меня и в России есть что поиграть, у кого поучиться. В этом смысле ответ ваш вопрос: «А не лучше ли «Три тополя на Плющихе?» — да, лучше. Мне и дома отлично. А пугать иностранного зрителя русским акцентом мне неинтересно.

Читайте также
Прямой эфир