Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин заявил об успешной совместной работе России и Китая в ООН, ШОС и БРИКС
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Разлив в ДНР
Мир
В США заявили о неготовности Вашингтона к затяжному конфликту с Пекином
Мир
Землетрясение магнитудой 5 произошло вблизи Мандалая в Мьянме
Мир
Польша намерена объявить в розыск экспертов из России по делу о крушении Ту-154
Мир
Историк связал рейды в Киево-Печерской лавре с желанием прикарманить реликвии
Мир
Премьер Канады Карни пригрозил США ответными мерами при вводе пошлин 2 апреля
Общество
В Смоленской области осудили причастного к хищениям бюджета фонда медстрахования
Политика
Путин принял в Кремле президента Республики Сербской Додика
Мир
Глава Гагаузии назвала свое задержание частью кампании по ликвидации автономии
Мир
В Германии подняли вопрос о судьбе СП-2 после конфликта на Украине
Мир
Макрон призвал Европу сократить зависимость от США в здравоохранении и обороне
Мир
Во Франции начали новое расследование в отношении Ле Пен
Мир
Лавров сообщил о подготовке новой встречи представителей России и США
Мир
Новый посол Франции Николя де Ривьер прибыл в Россию
Мир
Финляндия может выйти из Оттавской конвенции о запрете противопехотных мин
Мир
США возглавили рейтинг Forbes по числу миллиардеров
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Бизнес призвал власти увеличить разрешенный срок использования двигателей одной из самых массовых линеек вертолетов — Ми-8. Большинство этих моторов уже практически выработали предписанное производителем время, после чего эксплуатировать аппараты будет нельзя, следует из протокола конференции Росавиации (есть у «Известий»). Utair попросила ведомство подключить к решению вопроса Минпромторг, чтобы тот обратился к разработчику двигателя («ОДК-Климов») с просьбой продлить срок использования с назначенных 7,5 тыс. часов до 9 тыс. часов. «ОДК» уже занимается этим вопросом, сообщили в пресс-службе корпорации.

Продлить ресурс

Крупнейший в России эксплуатант вертолетов — компания Utair — обратилась к властям с предложением продлить заканчивающийся ресурс двигателя для популярных вертолетов Ми-8 и Ми-172. Ресурсом двигателя называется время, в течение которого аппарат можно использовать до следующего ремонта. С просьбой обратился гендиректор «ЮТэйр — инжиниринг» (входит в группу Utair) Алексей Будник на летно-технической конференции в Росавиации в июле. У «Известий» есть копия протокола встречи.

«Ресурсное состояние двигателей ТВ3-117 (изготовители «ОДК Климов», «МоторСич») для большинства эксплуатируемых вертолетов Ми-8МТВ/АМТ, Ми-172 приближается к предельному уровню. Решением представляется увеличение назначенного ресурса», — рассказал гендиректор «ЮТэйр-инжиниринг» Алексей Будник, указано в документе.

Топ-менеджер подтвердил «Известиям» эту информацию.

Назначенный ресурс двигателя сегодня составляет 7,5 тыс. часов. Utair предлагает продлить его до 9 тыс. часов.

«Вопрос безотлагательный, требующий решения в 2022 году для обеспечения перевозчиков двигателями с достаточным ресурсом в 2023 году, включая поддержку нефтегазодобывающего комплекса и социально значимых перевозок в труднодоступные районы», — сказано в протоколе.

ТВ3-117

Турбовальный двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1В серии 4Е для Ми-8Т

Фото: commons.wikimedia.org/Vitaly V. Kuzmin

В компании предложили Росавиации привлечь к решению проблемы Минпромторг.

В пресс-службе Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, входит в «Ростех») «Известиям» сообщили, что «ОДК-Климов» является держателем сертификата типа двигателя ТВ3-117 и уже прорабатывает варианты решения проблемы с его ресурсом совместно с ГосНИИ гражданской авиации и Центральным институтом авиационного моторостроения им. П.И. Баранова.

— Чтобы увеличить ресурс любому авиационному изделию, требуется провести комплекс специальных ресурсных испытаний, в том числе летных. Испытания призваны подтвердить надежную эксплуатацию изделия при новых ресурсах, определенных сверх тех, которые были защищены ранее, они являются обязательными, — добавили в ОДК.

В пресс-службе Минпромторга не ответили на запрос редакции. Представитель Utair не предоставила комментариев. Источник в другом крупном операторе вертолетного парка сообщил, что их эта проблема пока не касается — средний возраст машин не такой большой.

Вечный двигатель

Семейство Ми-8 (модификация Ми-172 также относится к нему) составляет основу российского вертолетного парка. По данным «Вертолетов России», Ми-8 с учетом всех моделей — самый популярный в мире двухдвигательный вертолет, их выпущено более 12 тыс. штук. Эти машины сегодня выполняют и коммерческие перевозки пассажиров и грузов, доставляют вахтовиков на шельфовые месторождения, используются для эвакуации людей в санавиации.

По данным Росавиации (последнее обновление опубликовано в феврале), в коммерческой авиации в РФ эксплуатируется 744 вертолета линейки Ми-8; 803 из них сертифицированы для выполнения авиаработ. ТВ3-117, который на них устанавливался с советских времен, постепенно завоевал весь рынок двигателей для вертолетов среднего класса, признавали в ОДК. C момента создания агрегата было выпущено более 25 тыс. экземпляров. Сегодня он всё еще занимает колоссальный объем рынка, заявил «Известиям» источник в сфере вертолетных перевозок.

Сборка осевого компрессора двигателя ВК-2500

Сборка осевого компрессора двигателя ВК-2500

Фото: РИА Новости/Алексей Даничев

До 2014 года двигатель собирали на «ОДК-Климов» из украинских комплектующих. После предприятие перешло на сборку ТВ3-117 из российских деталей. В 2016 году началось серийное производство современных двигателей для средних вертолетов ВК-2500 (тоже модификация ТВ3-117). В 2021 году «ОДК-Климов» выпустила около 300 двигателей ТВ3-117 и ВК-2500, отчитывалась компания в марте.

Но возможности по выпуску ВК-2500 сегодня крайне ограничены, заменить весь пул ТВ3-117 ими не получится, считает топ-менеджер российской компаний по ремонту авиатехники.

— Кроме того, на старые модификации Ми-8 подходят только ТВ3-117. Плюс нужно обслуживать потребности в новых двигателях самого производителя («Вертолеты России», также входят в «Ростех». — «Известия»), — уточнил собеседник.

Ресурс двигателя ТВ3-117, разработанного в 60–70-х годах прошлого века, продлевали уже не единожды: с 3 тыс. часов в 1993 году до 6 тыс., а позднее и до нынешних 7,5 тыс. часов. Об этом рассказал источник «Известий», близкий к производителю.

Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что продлевать ресурс агрегатов стоит не по конкретному сроку, а по состоянию. То есть регулярно проверять двигатель и параметры его работы и, если всё в норме, продолжать его эксплуатировать.

— В целом мировая современная авиапрактика — это переход на эксплуатацию по состоянию. Тогда двигатель работает до тех пор, пока это выгодно. В конце концов, ремонты станут слишком частыми и дорогими, и эксплуатанту будет выгоднее купить новый двигатель. Конкретно по ТВ3-117 — срок и опыт его эксплуатации колоссальные. Этих собранных за годы данных, я думаю, достаточно, чтобы можно было разработать программу эксплуатации, при которой ресурсные показатели двигателя будут еще увеличены, — добавил Олег Пантелеев.

Турбовальный двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1В

Турбовальный двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1В

Фото: commons.wikimedia.org/Vitaly V. Kuzmin

Заменить весь пул ТВ3-117 его новыми модификациями действительно вряд ли получится, согласился эксперт. Программы ОДК сильно зависят от программ выпуска самих «Вертолетов России», которым выгоднее производить новые машины, комплектуя их и новыми двигателями, пояснил он.

«Известия» направили запрос в пресс-службу «Вертолетов России».

Как напомнил военный эксперт Владислав Шурыгин, первые ТВ3-117 имели ресурс менее 1 тыс. часов, но по мере накопления опыта производства и эксплуатации их надежность совершенствовалась, рос и этот параметр.

— Обычно увеличение ресурса — техническая процедура. Кроме того, она касается достаточно возрастных вертолетов в парке авиакомпаний — Ми-8МТ. Конечно, таких машин и в России, и по всему миру очень много, — сказал эксперт.

Да и проблемы старых Ми-8 одними двигателями не исчерпываются — другие компоненты воздушных судов тоже требуют продления. Рано или поздно авиакомпаниям всё равно придется переходить на новые винтокрылые машины, произведенные недавно, считает эксперт.

Читайте также
Прямой эфир