Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В парламенте Эстонии заявили о недопустимости отправки военных на Украину
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Восток — дело музейное: зачем Эрмитажу узбекское оружие

Российские институции лидируют в популяризации культурного наследия Средней Азии
0
Фото: Наталья Думко
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Ювелирные украшения и национальные костюмы. Кинжалы и сабли. Конская упряжь и серебряная посуда. А также ковры, ткани, тигровая шкура и другие дары восточных ханов российским императорам. На VI Международном конгрессе «Культурное наследие Узбекистана — основа нового Ренессанса» в Самарканде представлены новые издания Государственного Эрмитажа и Музеев Татарстана. В проекте, объединившем востоковедов всего мира и на данный момент включающем 60 томов, отечественные собрания на тему Средней Азии занимают ведущую позицию. «Известия», побывав на конгрессе и расспросив специалистов, оценили достижения ученых в сохранении и популяризации всемирного культурного наследия.

С чего всё начиналось

В мае 2017 года в Ташкенте и Самарканде состоялся первый международный научно-культурный конгресс «Культурное наследие Узбекистана — путь к диалогу между народами и странами». Тогда же была выдвинута идея создания Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана как одного из центров цивилизации, объединившего на Великом шелковом пути множество мировых культур и религий.

В 2018 году конгресс прошел в Санкт-Петербурге, признанном центре востоковедения. Сразу в восьми музеях открылись выставки узбекского искусства, а более 350 ученых и экспертов утвердили устав общества. На третьем конгрессе в 2019-м было объявлено о его официальной регистрации. К тому времени уже вовсю развивались инициативы организации, в частности — проект «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира» и создание на его основе документальных фильмов.

— Вклад российских партнеров в этот проект огромен, говорю об этом с волнением — признался «Известиям» председатель правления общества Фирдавс Абдухаликов. — Приступая к изданию книг, мы разослали письма по очень многим странам мира, выходили на многих ученых, библиотеки, музеи, но первой, кто нам в этом плане поверил, была Россия. Первые семь томов проектов — это собрания российских музеев. После того, как в мире увидели, что они начали с нами работать, потихоньку пошли другие. И теперь каждый год, несмотря на пандемию, стабильно издаем по десять томов.

Еще один магистральный проект общества — издание «Шедевров письменных памятников Востока», факсимильных копий древних рукописей, хранящихся в зарубежных собраниях. Российские востоковеды уже создали и передали в дар Узбекистану факсимильные копии древних манускриптов, в том числе рукописи Катталангарского Корана IX века, «Дивана Хусейна Байкаро», «Раузат-ас-Сафо» и «Уложения Темура».

— В число первых изданных вошли факсимиле наших рукописей, — рассказала Ирина Попова, директор Института восточных рукописей РАН, где хранятся документы на 65 восточных языках. — Задача проекта с первых дней его существования — показать эти объекты, их ценность, то, что они человеку могут дать для дальнейшего развития. Миссия сохранения рукописи в том, чтобы она служила духовной силе человечества.

Жаркие дискуссии

Шестой конгресс пришелся на самое жаркое время в году, на солнце было +45. Тем не менее в Самарканд приехали 250 ученых-востоковедов из России, Индии, Японии, Китая, Франции, Великобритании, США, Египта, Швейцарии и других стран.

Центральными моментами форума стали две презентации — факсимиле рукописи «Книга неподвижных звезд», созданной по заказу Мирзо Улугбека, и десяти новых книг-альбомов серии «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира», в том числе двух российских. Свой третий том в серии — «Дипломатические дары узбекских ханов и этнографическая коллекция XIX – середины XX веков» — представил Эрмитаж. Впервые в проекте участвовал Национальный музей Татарстана с томом «Собрания музеев Республики Татарстан», где запечатлены ювелирные украшения, головные уборы, костюмы, предметы быта.

— Эти вещи бытовали в татарских семьях, — пояснила заместитель гендиректора музея Лилия Саттарова. — Казанские татары имеют очень глубокую связь с этим регионом. Они здесь получали образование, были переводчиками, торговали со Средней Азией.

С докладами выступили научный сотрудник отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа Всеволод Образцов, рассказавший о среднеазиатском оружии в эрмитажном собрании; ведущий научный сотрудник Российского этнографического музея Татьяна Емельяненко, представившая материалы этнографа и фотографа С.М. Дудина по традиционной культуре Узбекистана в музеях Санкт-Петербурга; профессор «Строгановки» Кирилл Гаврилин, избравший темой выступления «Художественное наследие Узбекистана и стран Центральной Азии в собрании музея Строгановской академии», и другие специалисты. Всего от России участвовали представители шести культурных институций.

Вице-президент Академии наук Узбекистана Бахром Абдухалимов считает, что вклад российских ученых в развитие науки в Узбекистане трудно переоценить.

— Наше поколение в основном обучалось на их учебниках и рекомендациях, — напомнил он. — Можно сказать, что у истоков узбекского востоковедения стояли российские востоковеды. Русское востоковедение в мировом масштабе очень сильное, а мы — ученики своих учителей. Читали их книги, посещали лекции, и эти знания стали фундаментом для появления местных экспертов.

С коллегой согласилась Татьяна Емельяненко, подчеркнувшая, что благодаря российским ученым в Центральной Азии поднялись школы искусствоведения и этнографии.

— И специалисты местные ехали в Россию, чтобы получать образование, и очень многие из России приезжали сюда: изучать, собирать коллекцию, работать в научно-исследовательских учреждениях, — рассказала она. — Конечно, что-то утратилось в смутное время 90-х, «нулевых». Но всё наладится, придет на круги своя. Школа среднеазиатского востоковедения никуда не делась.

Узбекский пример

Россияне активно участвуют во всех проектах, всего в них них задействовано 15 музеев и библиотек. Результат впечатляет. Из 60 книг-альбомов серии «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира» пятнадцать посвящены музеям Российской Федерации. Некоторые тома культурные институции делают в содружестве. Например, книгу-альбом «Ковроделие Узбекистана» создавали сотрудники Государственного музея народов Востока, Эрмитажа, Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Института востоковедения РАН, Российского этнографического музея. А в создании тома «Музыкальное наследие Узбекистана» к двум последним присоединились Пушкинский дом и Государственный музей имени Глинки.

Редактор отдела культуры «Известий», доктор искусствоведения Светлана Наборщикова считает, что Узбекистан, который успешно каталогизирует свое культурное наследие, вдохновляет и служит примером.

— Не могу припомнить другого такого явления, когда бы специалисты стольких стран объединились вокруг культурного наследия одного государства, — заметила она. — У России не менее великая история, а в музеях и библиотеках мира немало материала, связанного с русской культурой. В свое время мы ее утратили, но Узбекистан показал, как утрату можно превратить в приобретение. Собрать российские ценности в подобном издании — значит, объединить специалистов разных стран, познакомить россиян с оказавшимся за рубежом отечественным искусством, предложить социально ориентированному бизнесу поработать на благо родной культуры, профинансировав проект, и, конечно, укрепить межкультурный межгосударственный диалог.

В планах общества и российских ученых — издание нескольких томов, посвященных собранию Музея Кунсткамеры. А ближайшая большая встреча с узбекской культурой состоится 29 декабря. В этот день в Санкт-Петербурге начнутся Навоийские чтения, посвященные 581-й годовщине со дня рождения поэта и мыслителя Алишера Навои. Первое такое событие состоялось в декабре 1941 года в блокадном Ленинграде. В прошлом году по инициативе общества и поддержке его членов — Института восточных рукописей РАН, Государственного Эрмитажа и Российской национальной библиотеки чтения были возобновлены в статусе ежегодных.

Читайте также
Прямой эфир