Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В парламенте Эстонии заявили о недопустимости отправки военных на Украину
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Композиторы стали плохо владеть фортепиано, отход от авангарда — общемировая тенденция, а систему госзаказов надо распространить на оперы и балеты. Об этом «Известиям» рассказал народный артист России, почетный председатель Совета Союза композиторов РФ Александр Чайковский. Беседа состоялась в разгар Международного конкурса им. С.В. Рахманинова, председателем жюри которого в номинации «Композиция» стал Чайковский.

«Последствия «усилий» Болонской системы»

— На Конкурс Рахманинова композиторы должны представить сочинения в любимых жанрах Сергея Васильевича — в частности, это фортепианный концерт. Как вам кажется, насколько для сегодняшней академической музыки этот жанр актуален?

— Вы знаете, я думаю, что он не очень актуален, к сожалению. Во-первых, современные композиторы, особенно молодое поколение, плохо владеют фортепиано. Это последствие «усилий» Болонской системы. Ведь раньше у нас в музыкальном образовании была единая четкая линия профессионального формирования, включавшая музыкальную школу, училище и вуз (либо спецшколу-десятилетку и вуз). И все обучающиеся с самого младшего возраста должны были в первую очередь учиться играть на рояле. И те, кто видел себя в будущем пианистами, и все остальные, включая композиторов. Ну а потом это перестало быть жестким требованием.

Во-вторых, сейчас практически все молодые ребята сочиняют за компьютером, а не за роялем. Они набирают ноты, потом нажимают кнопку — и компьютер сам играет. Поэтому зачастую пишут очень неудобно или примитивно. А ведь для того, чтобы создать фортепианное сочинение, которое бы заинтересовало пианиста-виртуоза, рояль надо знать очень хорошо. Раньше же композиторы были блестящими пианистами. Тот же Рахманинов или уже более поздние имена — Прокофьев, Шостакович, Щедрин, Эшпай, Хренников. В консерватории все учились на двух факультетах: и как исполнители, и как композиторы.

Участник Международного конкурса им. С.В.Рахманинова

Участник Международного конкурса им. С.В. Рахманинова

Фото: Евгений Евтюхов

— Есть, вероятно, и другая проблема. Для фортепиано написано огромное количество замечательной музыки. Как здесь сказать новое слово?

— Это очень трудно, да. Надо иметь, с одной стороны, очень большие знания и талант, а с другой — большую смелость, чтобы чем-то увлечь пианиста. Потому что, конечно, существует совершенно гигантский репертуар для фортепиано, и пианисты могут замечательно на нем жить, вообще не касаясь музыки XXI века. Поэтому я считаю, что это задание конкурса Рахманинова чрезвычайно трудное. Думаю, правильно, что у нас нет возрастного ценза. Благодаря этому, как выяснилось, в финалисты прошли в том числе и авторы уже очень опытные.

«В микрофон что-то шепчут»

— Если говорить о стиле, эстетике выбранных партитур, можно ли определить какое-то магистральное направление?

— Во всех сочинениях, на мой взгляд, есть достаточно интересные задачи для солиста. А кроме того, при всех различиях в языке, приемах и так далее здесь чувствуется стремление создать музыку для широкой аудитории. Это вещи не узкокабинетные.

— Недавно был конкурс «Партитура», и я обратил внимание, что там уход от авангарда явно чувствовался.

— Совершенно верно, абсолютно точно вы заметили!

Участники Международного конкурса им. С.В.Рахманинова в категории «Композиция»

Участники Международного конкурса им. С.В. Рахманинова в категории «Композиция»

Фото: Алексей Молчановский

— На ваш взгляд, с чем это связано? Можно ли здесь говорить о каком-то глобальном развороте?

— Конечно, можно. И это, кстати, подтверждается многими примерами западных композиторов, считавшихся авангардными. Например, такой один из идолов авангардизма, как Сальваторе Шаррино. Он вдруг начал писать оперы. И в весьма близком к классическому пониманию стиле. Оперы, где надо петь настоящими голосами, а не такими, как в некоторых экспериментальных сочинениях, где в микрофон что-то шепчут, изображают всякие звуки. Что, кстати, при талантливом воплощении бывает весьма интересно, но для профессиональных вокалистов совершенно неприемлемо, потому что они голоса свои испортят.

В общем, у меня ощущение, что отход от авангарда — это в целом такая общемировая тенденция.

— И что интересно, это происходит и у молодых композиторов тоже, которые только начинают свой путь.

— Абсолютно. Я это вижу по нашим студентам. И не только из Московской консерватории, где я преподаю, но и из других вузов. Да, везде есть, конечно, ребята, которым нравится такой очень жесткий современный авангард. Они пытаются найти какие-то еще новые приемы, чем-то там поскрежетать по инструментам. Но есть и те, кто просто начинают сочинять тональную мелодичную музыку, и их количество всё возрастает. Я даже уже удивляюсь, когда молодой человек пишет сочинение и сразу ставит при ключе знаки (бемоли и диезы при ключе — атрибут тональной музыки. — «Известия»). Причем, часто совершенно необоснованные. Я говорю: «Зачем ты пишешь пять бемолей, если потом всё время их меняешь?» Но, понимаете, так вот. Видимо, это какая-то реакция.

Александр Чайковский в составе жюри Международного конкурса им. С.В.Рахманинова

Александр Чайковский в составе жюри Международного конкурса им. С.В. Рахманинова

Фото: Алексей Молчановский

— На что реакция?

На бытовавшее раньше мнение, что только жесткий авангард может привести к успеху. А он к успеху, по сути, не привел. Я имею в виду, к общечеловеческому. Люди, несмотря на все эти новшества, почему-то всё равно хотят слушать Баха, Рахманинова, Шостаковича или Бернстайна.

Молодой композитор думает: «Какой прием я изобрел! А вот там у меня вообще такое происходит!» Но выясняется, что публика на это реагирует в лучшем случае с интересом и один раз, а дальше это никто не хочет играть. А любой композитор хочет, чтобы его исполняли снова и снова.

Я часто сталкиваюсь, что делают заказ, но при этом предупреждают сразу: «Только, пожалуйста, чтобы не было крайнего авангарда». То есть заказчики — например, оркестр или театр — знают, что если будет ультраавангард, народ на это не пойдет. И они хотят не потерять деньги.

Хотя, может быть, пройдет какое-то время — и начнется новая волна авангарда. В искусстве всегда такое происходит.

Музыка вопреки санкциям

— В продолжение темы заказов задам вопрос по поводу недавно запущенной программы Союза композиторов «Ноты и квоты», которая при поддержке Минкультуры России фактически возрождает систему госзаказов, но немного в ином ключе, нежели это было в СССР. Поясню для читателей ее суть. Заявку на финансирование создания произведения посылает исполнитель, а не композитор. Но он указывает, от кого конкретно он хочет получить музыку и где будет ее играть. Соответственно, эксперты программы оценивают перспективы охвата аудитории, престижность названных площадок и прочие параметры, выбирая, какие заявки поддержать. В итоге композитор получает средства и гарантии исполнения, а исполнитель — желаемое сочинение в репертуар. Как вы сами оцениваете ход реализации проекта?

— Полагаю, это уже пошло в массы. Стало популярным в музыкальной среде. Многие стали проявлять активность — и композиторы, и исполнители. Что, конечно, радует. В прошлом году благодаря нашей программе появилось 12 новых сочинений, в этом году победителями стали 25 композиторов. Думаю, мы получим гораздо больше сочинений, интересных сочинений в сфере симфонической, хоровой и камерной музыки, нежели было раньше. И для композиторов очень важно, что появилась какая-то возможность заработать своей профессией. Но нам нужно, чтобы этого было раз в сто больше, чем на начальном этапе.

В конце концов, наверное, должно быть несколько систем заказов или же «Ноты и квоты» надо расширить. Например, предусмотреть деньги, которые будут выделяться театрам на заказы больших произведений — опер, балетов, оперетт, мюзиклов. Сегодня театры очень редко могут оплатить работу композитора из собственных средств. Как следствие, на всю Россию появляется в год два-три таких произведения. Это очень мало для такой страны, как наша.

Назар Кожухарь, Александр Чайковский и Никита Борисоглебский на концерте цикла «Я - композитор!» в Зарядье 

Назар Кожухарь, Александр Чайковский и Никита Борисоглебский на концерте цикла «Я - композитор!» в Зарядье

Фото: Союз композиторов России/Анна Махортова

— Если оставить за скобками «Ноты и квоты» и оценить в целом ситуацию с гонорарами современным композиторам, что здесь можно сказать?

Если иметь в виду всё, что сейчас создается композиторами, то я не уверен, что хотя бы за 10% музыки выплачиваются какие-то деньги. В основном это всё в лучшем случае просто где-то исполняется, а автору — ничего. Разве что он уже со сборов получит какие-нибудь небольшие авторские отчисления. И вот посудите, какой смысл сейчас авторам писать оперу, симфонию или ораторию, если он знает, что ничего за это не получит и почти наверняка это никто не сыграет.

— Но ситуация же постепенно меняется?

— Думаю, да. Главное, Союз композиторов подталкивает государство к тому, чтобы оно принимало участие в этих проблемах.

— В прошлом десятилетии у нас появился целый ряд композиторов, в частности совсем молодых, которые стали востребованы на Западе. Сейчас мы понимаем, что для многих из них закрылись возможности, связанные с европейскими, американскими институциями и коллективами. Какой совет вы бы им дали в этой ситуации? Что им теперь делать? Искать выходы на Восток?

— Вы знаете, я бы прежде всего советовал не суетиться, а продолжать писать музыку. И находить как можно больше контактов среди наших музыкантов, отечественных коллективов. Это всегда было лучшей стратегией, во все времена. Что касается Запада, то если, в конце концов, вы будете писать хорошую музыку, то она прорвется вопреки всему. В конце концов, санкции в искусстве не могут быть долговечны. Потому что это противоестественно природе человеческой культуры. Ну не будут вас приглашать год, два. Так потратьте это время на создание хорошей музыки! И потом обязательно воздастся.

Справка «Известий»

Александр Чайковский в 1966 году окончил Центральную музыкальную школу как пианист, в 1972-м — Московскую консерваторию по классам фортепиано и композиции. С 1985 по 1990 год — секретарь Союза композиторов СССР по работе с творческой молодежью. В 2004–2008 годах — ректор Санкт-Петербургской консерватории. С 2016-го — почетный председатель Совета Союза композиторов России. Автор опер, симфоний, балетов, симфонической и камерной музыки. Народный артист России. Лауреат премии правительства РФ.

Читайте также
Прямой эфир