Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В парламенте Эстонии заявили о недопустимости отправки военных на Украину
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Ровно 50 лет назад, 28 апреля 1969 года, на экраны вышла «Бриллиантовая рука» — лучшая комедия, снятая на русском языке, по опросу зрителей и один из трех самых кассовых фильмов за всю историю советского кинематографа. Журналист Алексей Королев для «Известий» вспомнил, что роднит кинематограф Гайдая с классикой советского «серьезного» кино и почему история о горе-контрабандистах встает с этой классикой в один ряд.

Артист Юрий Никулин (справа) в роли Семена Горбункова в художественном фильме «Бриллиантовая рука»

Артист Юрий Никулин (справа) в роли Семена Горбункова в художественном фильме «Бриллиантовая рука»

Фото: РИА Новости

Просто комедия какая-то

Всеобщее восхищение девятым (если считать короткометражки) фильмом Леонида Гайдая столь тотально и необсуждаемо, что обернулось гигантским количеством информации, которая известна практически любому телезрителю и интернет-пользователю. И что сценарий писался специально под Никулина, а Гешей мог стать Вицин (вот, кстати, несыгранная роль, о которой наверняка пожалел не только артист, но и история). Что Стамбул снимали в Баку, а на улице Асафа Зейналлы на стене дома специально соорудили рекламную вывеску Philips. Что «Отель Атлантик» — гостиница «Горизонт» в Адлере, «Михаил Светлов» — теплоход «Победа», «Плакучая ива» — кафе «Курортное», а знаменитый туалет снимали за несколько десятков километров от точки общепита. Что кинокритики отнеслись к фильму снисходительно, причем больше всего досталось Никулину и Мордюковой, а лучшей работой называли эпизодическую роль Николая Трофимова (он играл полковника). Кажется, такие фильмы называют культовыми.

Режиссер Леонид Гайдай (на первом плане) и оператор Сергей Полуянов во время съемок фильма «Инкогнито из Петербурга» на киностудии «Ленфильм»

Фото: РИА Новости/Галина Кмит

Советские кинокомедии строго делились на несколько поджанров. Была комедия лирическая, в ней зрителю полагалось несколько раз взгрустнуть, а темой была, разумеется, любовь. Была комедия приключенческая, сюда скопом зачислялись почти все соответствующие фильмы на историческом материале, от «Бумбараша» до «Не бойся, я с тобой». Была комедия сатирическая, исторически самая унылая. В ней первоначально и работал Гайдай, он же ее и спас своими «Самогонщиками» и особенно еще более ранним «Женихом с того света», фильмом, едва не стоившим Гайдаю карьеры, изуродованным цензурой и до сих пор сильно недооцененным. Но величие Гайдая в том и заключается, что на жанровые условности Госкино ему было плевать.

Кадр из фильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". Режиссер Леонид Гайдай. Киностудия "Мосфильм" 1965 г. В роли Шурика - артист Александр Демьяненко, в роли Лиды - актриса Наталья Селезнева

Кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Киностудия «Мосфильм», 1965 год. В роли Шурика — артист Александр Демьяненко, в роли Лиды — актриса Наталья Селезнева

Фото: РИА Новости

«Бриллиантовая рука» ни под какое определение не подпадает, это просто комедия, чистое развлечение, сгусток положительных эмоций, не растерявший своего терапевтического заряда и полвека спустя. Иначе говоря — великое кино. Снятое между тем в десятилетие, когда подобный статус заслужить было чрезвычайно трудно. Шестидесятые — серебряный век советского кинематографа, а «Бриллиантовая рука» — последний великий фильм этой эпохи.

Гайдаевские реформы

Кинематограф шестидесятых — при всем своем сверхнасыщенном, декларируемом реализме — это кинематограф утопии. (К шестидесятнической литературе это тоже относится, но в значительно меньшей степени). Не имея ни желания, ни возможностей превратить СССР в подлинно если не демократическое, то гуманистическое государство, шестидесятники стали придумывать свой собственный Советский Союз. Страну, населенную красивыми и свободными людьми — врачами, инженерами, архитекторами, студентами, рабочими, которые раскованно спорят о любви и современном искусстве, ссорятся, расстаются, пьют водку, рожают детей, танцуют, ровно так же, как это делают их ровесники в Нью-Йорке или Копенгагене. И это не только «Июльский дождь» или «Двое» — в какой-нибудь «Ошибке резидента» всё то же самое: интеллигентные чекисты в узких галстуках жарят шашлык на подмосковных дачах, а неотличимые от них старшие научные сотрудники ездят в Европу по делам.

Фестиваль солидарности рабочей молодежи СССР и Японии в Баку

Фестиваль солидарности рабочей молодежи СССР и Японии в Баку

Фото: РИА Новости/В. Калинин

Гайдай на первый взгляд вообще не из этой компании — мейнстримовый киносатирик, коваль больших касс. Но «Бриллиантовая рука» — не просто шестидесятническое кино, это, может быть, последний великий фильм этой эпохи вообще.

Строить свой персональный Советский Союз Гайдай начал еще в «Кавказской пленнице»: в сшитой из всех одновременно стереотипов «одной южной республике» расцветала мелко-частническая инициатива, организованная преступность и этнократия. Теоретически дело могло происходить в каком-нибудь Ливане. Потренировавшись на более шаблонном, а от того более простом материале, Гайдай взялся за дело всерьез.

Актриса Наталья Варлей (слева) в роли Нины и Александр Демьяненко (справа) в роли Шурика в фильме Леонида Гайдая «Кавказская пленница»

Актриса Наталья Варлей (слева) в роли Нины и Александр Демьяненко (справа) в роли Шурика в фильме Леонида Гайдая «Кавказская пленница»

Фото: РИА Новости

Условности гайдаевского хронотопа в «Бриллиантовой руке» устаешь перечислять очень быстро. Действие происходит в мире, где старшие экономисты «Гипрорыбы» не просто ездят в круизы по Средиземному морю (это как раз реалистично: именно в конце шестидесятых частные поездки за границу стали более-менее обыденными), но и спокойно разгуливают по условному же Стамбулу без товарищей по группе и экскурсоводов в штатском. Где отели называются «Атлантика» (нейминг для советской гостиницы столь же невероятный, как, скажем, «Африка» или «Австралия»), функционирует синагога (на весь Союз в то время синагог было 60, из них треть — в Закавказье), валютные проститутки не находятся под контролем КГБ, полицейские (то есть, простите, милиционеры) экипированы специальными оперативными средствами и вертолетами так, что никакому Грязному Гарри в Калифорнии и не снилось. В цветущем южном городе если кто и работает, то только манекенщик в доме моды и механик в автосервисе, а все остальные фланируют по ресторанам, рыбачат и едят мороженое. Про мафию во главе с таким же бесцветным старшим экономистом, только из другой «Гипрорыбы», и говорить нечего. Город-сказка, страна-мечта.

Вчерашний сатирик Гайдай никого не обличал и даже не «высмеивал», отсюда — сразу замеченный — идиотизм исходного посыла: ну в самом деле, зачем везти драгоценности в Советский Союз, ведь мечта каждого советского жулика, наоборот, оказаться за границей. Гайдай не впадает в маразм, но, напротив, абсолютно осознано выворачивает фабульную конструкцию наизнанку. Действие «Бриллиантовой руки» происходит не в реальном СССР образца 1969 года, а в предельно условной стране, жители которой по чистой случайности носят русские имена. Ну или в том Советском Союзе, в котором сам Гайдай хотел бы жить.

Андрей Миронов (слева) в роли Геши и Юрий Никулин (справа) в роли Семен Семеныча Горбункова на съемках кинофильма "Бриллиантовая рука" режиссера Леонида Гайдая

Андрей Миронов (слева) в роли Геши и Юрий Никулин (справа) в роли Семен Семеныча Горбункова на съемках кинофильма «Бриллиантовая рука» режиссера Леонида Гайдая

Фото: РИА Новости

Съемки «Бриллиантовой руки» завершились за месяц до ввода советских войск в Чехословакию, а когда полтора года спустя Гайдаю и Никулину вручали Государственную премию, дело происходило уже в другой стране. Шестидесятничество с его вольным духом и романтическими фантазиями о «другом СССР» умерло быстро и незаметно — и так получилось, что именно незатейливая комедия про недотепу из «Гипрорыбы» оказалась последним шедевром этого великого десятилетия.

Читайте также
Прямой эфир