Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Bloomberg заявило о возможном отказе Украины и ЕС от перемирия на условиях РФ
Армия
Силы ПВО сбили четыре управляемые авиабомбы JDAM и 141 дрон ВСУ
Общество
С освобожденных территорий Курской области с 12 марта вывезли более 370 человек
Политика
Ушаков назвал призыв к перемирию попыткой дать ВСУ время на перегруппировку
Спорт
Пилот «Макларена» Норрис выиграл стартовый этап сезона «Формулы-1»
Экономика
Цены на жилье могут вырасти на 10–20% из-за расширения семейной ипотеки
Мир
Журналист Карлсон заявил об уважении к Путину за его отношение к России
Мир
Уиткофф отметил сокращение дистанции в переговорах РФ и США по Украине
Мир
Эмир Катара обсудил с Мантуровым в Дохе укрепление двусторонних отношений
Мир
Минфин США назвал операцию в Йемене началом «максимального давления» на Иран
Спорт
«Рейнджерс» обыграли «Коламбус» в матче регулярного чемпионата НХЛ
Армия
Ракета «Ангара-1.2» с военными спутниками стартовала с космодрома Плесецк
Мир
МИД Израиля ограничил работу журналисту «Известий» после вопроса о Бандере
Политика
В МИД РФ заявили о поиске Макроном оправдания для участия в конфликте на Украине
Происшествия
Водитель трактора погиб при атаке дрона ВСУ в Брянской области
Спорт
Овечкин забил 887-й гол в НХЛ и сократил отставание от Гретцки до семи шайб
Общество
В Совфеде предложили ввести уголовную ответственность за самовыгул собак

Танец о полку Игореве: Ансамблю Моисеева — 85

Где посмотреть русское «Яблочко» и мексиканское «Сапатео»
0
Фото: ГААНТ имени Игоря Моисеева
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Русское «Яблочко» и испанские кабальеро. Мексиканское «Сапатео» и греческий «Сиртаки». Государственному академическому ансамблю народного танца (ГААНТ), известному в России как Ансамбль Моисеева, а на Западе как Балет Моисеева, исполнилось 85 лет. За это время коллектив отразил в танце жизнь десятков народностей, представил более 300 названий, сменил шесть поколений артистов (ныне танцует седьмое) и не побывал с гастролями разве что в Антарктиде.

По партийной программе

Славную дату ансамбль празднует серией гала-концертов — очередной состоялся в Большом театре, альма-матер отца-основателя. Игорь Моисеев начинал артистом ГАБТа, в 24 года поставил там свой первый балет, делал физкультурные парады на Красной площади, спектакли в Армянской студии Рубена Симонова, давал уроки фехтования в МХТ. А в тридцать организовал Ансамбль народного танца. «Оказалось, — признавался он потом, — что созданный мною коллектив на редкость подходит к той партийной программе, которая говорит, что создает искусство народ».

Со своими артистами он ездил в фольклорные экспедиции, искал то, что впоследствии назовут фольклорной интонацией, а танцам, созданным на ее основе, придавал академический блеск и отточенность. Незадолго до войны у ансамбля появился собственный дом — недостроенный театр Всеволода Мейерхольда, нынешний Концертный зал имени Чайковского, в разгар Великой Отечественной — собственная школа. А после Победы началась миротворческая и дипломатическая миссия.

За свою 85-летнюю историю моисеевцы объездили более 60 стран, наращивая коллекцию танцев и не побывав разве что в Антарктиде. В каждой стране ансамбль осваивал местную хореографию, причем результат порой оказывался и народнее, и совершеннее первоисточника. Носители оригинала охотно помогали: Ким Чен Ир, восхитившись артистами, прислал в Москву корейских педагогов.

Праздник с тобой

После ухода из жизни отца-основателя авторские коллективы обычно хиреют, рано или поздно исчезают или до неузнаваемости переформатируются. Ансамбль Моисеева избежал этой участи, созданный им сценический жанр народного танца живет и процветает.

«Моисеев — гений, — сказала, открывая торжество в Большом театре, художественный руководитель и директор ГААНТ имени Игоря Моисеева Елена Щербакова. — Его Господь поцеловал, я считаю так. Он ни на кого не похож абсолютно как хореограф, как режиссер, как художник и плюс как философ, потому что Моисеев — это добро, мир и любовь для всех людей».

Поддержал директора народный артист СССР Владимир Васильев. 26 лет назад, в 90-й день рождения Моисеева, он, будучи директором ГАБТа, приветствовал его со сцены (в ложах также сидели президент Ельцин и премьер-министр Черномырдин с семьями). На этот раз Васильев появился на экране, но смысл его речи был примерно тем же: «Моисеев — наше детство, юность, зрелость. Моисеев — это всегда праздник».

После ковидных ограничений Большой выглядел непривычно многолюдным: до отказа заполненный партер и ярусы предвкушали феерическое зрелище. Моисеевцы начали с класс-концерта «Дорога к танцу» (упражнение у станка, упражнение на русскую тему, упражнение на украинскую тему). Затем пошли любимые мэтром жанры танцевальной сюиты и хореографической картины с экскурсами в Грецию, Мексику, Испанию, Аргентину, ну и конечно, любимые хиты вроде «Сицилийской тарантеллы», «Арагонской хоты» и «Гаучо». Везде ансамбль был подобен часовому механизму, заведенному на годы вперед. Техника — поразительная, обаяние — сногсшибательное, стабильность — непоколебимая. Плюс поразительное для многократно обкатанных программ ощущение свежести и новизны.

Талантливое нутро

Игорь Моисеев прожил долгую жизнь, успев отпраздновать свой сотый день рождения и 69-й — ансамбля. Домой к юбиляру тогда приехал президент Владимир Путин с букетом бордовых роз. В Кремлевском дворце вместе с моисеевцами танцевали звезды мирового балета. Присутствовал в зале и сам Игорь Александрович, поднявший бокал шампанского под звуки «Заздравной песни». Накануне он поговорил с «Известиями». Интервью, которое он дал обозревателю газеты, экс-артистке его ансамбля Лидии Шаминой стало для мэтра последним. Вот несколько выдержек из этого разговора.

— Задумывались ли вы, для чего живете?

— Я всегда хотел создавать вещи, которые меня художественно удовлетворяют. Так бы я сказал.

— Чаще всего в репетиционном зале звучит ваше хлеcткое, как хлыст, «плие!» Артисты от него буквально стонут. Зачем вам это нужно?

— Прием плие (низкое приседание для прыжка. — «Известия») — это пружина, а значит, энергия. Без плие не может быть ни движения, ни толчка для прыжка — какой тогда танец? На сцене плие дает движению необходимую широту, какой нет в народных танцах. Собственно, это основа нашей школы танца. Вы говорите «трудно»? Так я никого не держу. У нас вообще всё танцевать неудобно: слишком много сил надо тратить.

— Вы страшно злитесь, когда кого-то из ваших артистов называют солистами ансамбля.

— Я выгоню любого, кто возомнит себя солистом. С 10 февраля 1937 года, когда состоялась первая репетиция ансамбля, и до сих пор у нас действует принцип: «Все учат всё». Если артист солирует в одном номере, в следующем он абсолютный кордебалет. Так построены наши программы.

— Вы своих артистов называете «дрессированными кроликами»? Почему?

— Видите ли, очень трудно извлечь из них талантливое нутро. То ли ленивы, то ли не понимают, зачем пришли в ансамбль. Поэтому легче самому показать и крикнуть: «Делайте что вам говорят!»

— В чем секрет вашего успеха?

— Я с юности усвоил одну вещь: никогда нельзя собой восхищаться. Чуть успокоился — всё, пропало.

Нам, зрителям, восхищаться можно и нужно. 4 апреля в Концертном зале имени Чайковского состоится еще один юбилейный концерт Ансамбля Игоря Моисеева. Время прийти и убедиться в верности его слов: «Не вижу более праздничного, жизнелюбивого вида искусства, чем народный танец… В нем таится такой заряд веселья и бодрости, который в состоянии опрокинуть все печали, заботы и страхи, нависшие над человеком наших дней».

Читайте также
Прямой эфир