
Простой хороший человек: Леонид Куравлёв всю жизнь играл сердцем

Сегодня, 8 октября, исполняется 85 лет Леониду Куравлёву, блистательному русскому актеру, одному из последних могикан великого советского кинематографа. В этот день «Известия» вспомнили этапы творческого пути Леонида Вячеславовича и то, как уживаются в нем таланты смешить и заставлять думать.
Природный русак
Он родился в Москве, но всегда выглядел — нет, не как провинциал, но как человек из глубинки. Эта «русскость» стала его фирменным знаком, мгновенно опознаваемой чертой. С такой внешностью он мог играть человека любой эпохи — и делал это непринужденно и с удовольствием. Причем «русскость» Куравлёва вовсе не мешала ему играть немцев, американцев, англичан и даже армян — но тут уже разговор не о внешности, а о таланте.
Во ВГИК Куравлёв, как говорят, поступил почти случайно — в школе ему неважно давались естественные науки, вот и выбрал «гуманитарную профессию». Нравы в те времена в киноинституте были строгие, и сниматься студентам не позволяли — разве что в фильмах своих коллег с режиссерского факультета. Одновременно с Куравлёвым во ВГИКе учились Андрей Тарковский и Василий Шукшин. В их учебных работах — «Сегодня увольнения не будет» и «Из Лебяжьего сообщают» — и состоялся дебют молодого актера.
Если работа с Тарковским осталась лишь почти случайным эпизодом, то Шукшин нашел в Куравлёве «своего» актера. И в свой полнометражный дебют — фильм «Живет такой парень» — Шукшин позвал именно Куравлёва, для которого Пашка Колокольников стал первой главной ролью в жизни.
Куравлёв — по киноведческой терминологии актер «характерный», то есть имеющий четкое амплуа, берущий внешним, а не нутряным, психологическим. Согласиться с этим полностью, конечно, невозможно. Да, природный ремесленный блеск, умение одним своим появлением на экране решить все свои актерские задачи — всё это присуще Куравлёву, как мало кому из его коллег. Но то, что он играет не лицом, а сердцем — стало понятно уже в его самых первых фильмах.
Мечтательный уголовник Степан из шукшинского «Ваш сын и брат», решительный прораб Корнеев из «Время, вперед», любвеобильный солдат Серафим из «Любви Серафима Фролова», едва не растерявший веру семинарист Хома Брут из «Вия» — роли совершенно разноплановые и уж точно построенные не на одном только профессиональном умении «исполнять».
Жорж и Афанасий
Куравлёва, конечно, чистым комиком никто никогда не считал, но репутация — сильнейшая вещь. Спроси у 10 прохожих на улице про лучшую его роль, девять наверняка назовут Жоржа Милославского. Между тем «Иван Васильевич меняет профессию» — всего третья комедия в карьере Куравлёва. Первой был «Золотой теленок», где Куравлёв сыграл канонического, практически идеального Шуру Балаганова. Но фильм Михаила Швейцера, хотя и очень смешной, скорее может быть назван комедией с приставкой «траги». Второй — прошедший совсем незаметно детский фильм «Два дня чудес».
Иное дело — «Иван Васильевич», в которой Куравлёв блистательно перетянул на себя одеяло куда более именитых и знаменитых на тот момент партнеров — Яковлева, Этуша, Демьяненко. Обаятельный (и не вызывающий потому никакого раздражения или неприязни) жулик-патриот стал едва ли не главным героем «Ивана Васильевича» — этого не было в сценарии, это не придумал Гайдай. Куравлёв всё сделал своими руками. Именно с этого фильма Куравлёва стали всё чаще и чаще звать в чистые комедии — и зачастую на главные роли. «Нейлон 100%», «Эта веселая планета», «Ты — мне, я — тебе», «Не может быть!», «Развлечение для старичков», «Живите в радости» — казалось, Куравлёв окончательно нашел себя именно в кинокомедиях.
Но это было бы для актера такого уровня слишком просто. В 1975 году Георгий Данелия позвал Куравлёва на главную роль в фильме о спивающемся сантехнике, которого пытается спасти своей любовью трогательная медсестра. Из заурядной сатирической истории Данелия и Куравлёв сделали величественный гимн позднесоветской хтони и заодно самый убедительный антиалкогольный фильм всех времен. (Так всегда бывает — заранее запланированные агитки оказываются, по-солженицынски говоря, «тухтой», а эффект имеет произведение вроде бы «не совсем о том».) В «Афоне» Куравлёв сыграл свою лучшую роль, а заодно и нашел ту грань между смешным и серьезным, которая быстро выделит его из ряда и так выдающихся советских комедийных актеров. Этот навык он в дальнейшем будет демонстрировать часто — причем в фильмах любых жанров.
Непременный герой
Разумеется, в фильмографии Куравлёва немало и серьезных драматических работ — достаточно вспомнить «Начало» Панфилова, один из главных шедевров отечественного кинематографа всех времен. Это не было «попыткой сменить амплуа» — хотя бы потому, что никакого особенного амплуа у Куравлёва не было. Он одинаково органичен, причем в самых разных ипостасях — и «полицейских», и «воров» — и в политических детективах («ТАСС уполномочен заявить», «Медный ангел», «Загон»), и в детективах обычных (Копчёный в «Месте встречи изменить нельзя», инспектор в «Ищите женщину» и фон Борк в последней части советской шерлокианы), и даже в суровых производственных драмах («Факты минувшего дня» и «Мы, нижеподписавшиеся»). Среди сыгранных Куравлёвым исторических деятелей — Михаил Сергеевич Горбачёв и Александр Данилович Меншиков. Ему по плечу русская классика, экранизации Гоголя и Островского. Ну и, конечно, комедии — куда же без них.
Конец СССР и вместе с ним советского кино Куравлёв воспринял стоически. Продолжал много сниматься — теперь уже не только в кино, но и в сериалах. Всё оборвалось в 2012-м, когда ушла из жизни любимая супруга Нина Васильевна — Куравлёвы прожили в браке свыше 50 лет. Актер перестал сниматься и в конце концов избрал уединенную сельскую жизнь, покинув Москву. 85-й день рождения Леонида Куравлёва вряд ли ознаменуется чередой праздничных ток-шоу на федеральных каналах — хотя бы потому, что юбиляра на них, скорее всего, не будет. Но это и неважно — куда важнее фильмы, смотреть которые мы можем хоть 24 часа в сутки.