Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Уроженца Центральной Азии лишили гражданства РФ за конфликт в Липецке
Общество
Покупательница квартиры Долиной обжаловала в суде ее передачу певице
Общество
Не менее 35 палестинцев погибли из-за ударов Израиля по Газе за сутки
Мир
Такер Карлсон заявил о деградации авторитета и военной мощи США
Мир
Мадуро объявил 30 апреля Днем победы человечества над фашизмом
Общество
Недонесение о диверсии станет уголовным преступлением в РФ с 2 мая
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Мир
Times заявила о провале плана по отправке миротворцев на Украину
Мир
В Казахстане учредили «золотую визу» для инвесторов
Мир
Исполняющий обязанности президента Южной Кореи ушел в отставку
Мир
Великобритания и Франция начали переговоры о возможном признании Палестины
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Более 3 тыс. машин скопилось в очередях к Крымскому мосту
Армия
Росгвардейцы уничтожили склад боеприпасов ВСУ на харьковском направлении
Мир
NYP узнала о недовольстве США подходом Уиткоффа к переговорам с Россией
Спорт
«Вашингтон» с Овечкиным впервые за семь лет вышел во второй раунд Кубка Стэнли
Общество
Путин присвоил скрипачу Владимиру Спивакову звание Героя Труда РФ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Прошло ровно 10 лет со дня трагедии в Ярославле, когда при взлете из аэропорта Туношна разбился самолет Як-42, на борту которого находилась хоккейная команда «Локомотив». В результате аварии погибли 43 человека, включая хоккеистов, тренеров, персонал клуба и членов экипажа. Во вторник, 7 сентября 2021 года, впервые в годовщину авиакатастрофы «Локо» сыграет матч КХЛ. Он примет дома минское «Динамо». Именно с белорусской командой должны были играть «железнодорожники» в 2011 году, когда вылетали в Минск.

О тех событиях «Известия» поговорили со знаменитым российским тренером Владимиром Крикуновым. Сын его многолетнего помощника Ивана Кривоносова Николай работал в «Локомотиве» тренером по физподготовке и погиб с командой. Крикунов поделился мнением о проведении матча в Ярославле 7 сентября, вспомнил о Кривоносове-младшем, хоккеисте Руслане Салее, с которым работал в сборной Белоруссии, и капитане команды Иване Ткаченко, с которым пересекался в сборной России.

— Вы помните, как узнали об авиакатастрофе?

— Мне позвонил один знакомый и говорит: «Васильич, слышал, самолет в Ярославле разбился?» А у моего помощника Ивана Кривоносова сын Коля работал в «Локомотиве» тренером по физподготовке. С Ваней мы много работали вместе и до трагедии, и после нее, но в том сезоне я в «Ак Барсе» был без него. Я набрал его: «Вань, там в Ярославле вроде что-то не то, авария какая-то». Он ответил: «Я не знаю, но мне позвонили и сказали, что там что-то случилось». Он рассказывал, что они с Колькой разговаривали буквально недавно, тот прервал разговор: «Всё, пап, пока, мы взлетаем, я кладу трубку».

Болельщица ХК «Локомотив» у стадиона «Арена-2000» в Ярославле

Болельщица ХК «Локомотив» у стадиона «Арена-2000» в Ярославле

Фото: РИА Новости/Константин Чалабов

— Они уже в салоне были?

— Да, мне это рассказывал Ваня. Потом ему позвонили, он ответил, перезвонил мне, и по голосу стало понятно, что всё плохо. Через несколько дней мы с «Ак Барсом» прилетели в Ярославль на панихиду, которая проходила во Дворце спорта. Там встретился с Иваном и его женой. До сих пор перед глазами, как они стоят перед гробом Коли. Он ведь только вошел во вкус как тренер по физподготовке, работу всю изучил. Его пригласили в Ярославль, насколько я слышал, главный тренер команды Брэд Маккриммон был доволен Колей. Это был новый шаг в его карьере. И всё оборвала та трагедия.

— Как Иван Кривоносов пережил всё это?

— Ну, как… Тяжело очень. Весь тот сезон мы с ним созванивались, пока в мае 2012-го не стали снова работать вместе, придя в «Нефтехимик». Он был всё время с женой. С ним также созванивался агент Геннадий Халецкий, у которого тоже сын погиб, когда случился взрыв в экспрессе Санкт-Петербург–Москва (в 2009 году в результате теракта на «Невском экспрессе» погибло 28 человек. — «Известия»). Он поехал вместе с Ваней в Ярославль на опознание Коли, они тогда общались много. Потом мы с Иваном работали в Нижнекамске и в «Автомобилисте», сейчас постоянно на связи. Он держится, как может. Смотрим с ним хоккей, разговариваем. Сейчас его приглашали на 7 сентября в Ярославль на матч с минским «Динамо». Он мне сказал: «Что я туда поеду, Володь, у меня Коля здесь, жена тоже рядом с ним, я лучше тут на кладбище схожу». Жена у него тоже скончалась, похоронена рядом с Николаем.

Иван Кривоносов и Владимир Крикунов (слева направо на втором плане)

Иван Кривоносов и Владимир Крикунов (слева направо на втором плане)

Фото: РИА Новости/Павел Лисицын

— Вы с Иваном Александровичем работали с конца 1980-х годов, наверняка его сына знали еще ребёнком. Каким он запомнился?

— Коля — позитивный парень. В обычной жизни улыбался, но в работе серьезен был. Он всё время был рядом с Иваном. И работал с нами в московском «Динамо», но потом уже без нас проявил себя в «Атланте», когда их штаб во главе с покойным Милошем Ржигой довел Мытищи до финала Кубка Гагарина.

— Как он выбрал работу тренером по физподготовке?

Коля сначала поиграл в хоккей. Вроде не особенно получалось. Хотя, может быть, потом и заиграл бы, если бы потерпел немного. Но во многом ему помешала травма в молодости, поэтому с хоккеем закончил. Дальше пошел в фитнес, в атлетизм, там преуспел и с накопленным опытом вернулся в хоккей, мы с Ваней с радостью взяли его в наш штаб в московском «Динамо». Коля смотрел за нами, отец ему подсказывал, я подсказывал. И как-то объединил свой опыт в фитнесе с тем, что увидел у нас, после чего работа у него здорово пошла. Поэтому, когда нас с Ваней уволили из «Динамо», Кольку пригласили сначала в Мытищи, а потом и в Ярославль. А в «Локомотив» так просто не приглашают — там очень тщательно подбирают людей. Не окажись он там, может быть, я его взял бы к себе в «Ак Барс». Тогда ведь тренеры по физподготовке еще не вошли в моду. Это сейчас нет разве что тренеров, которые учат завязывать шнурки на коньках. А Коля 10 лет назад был одним из первых в своем роде.

— Каким запомнился Руслан Салей?

— Мы не так много работали вместе. Он был у меня в сборной на Олимпиаде-2002 в Солт-Лейк-Сити, в то время играл в НХЛ. Мы тогда с Белоруссией заняли четвертое место на Играх. Руслан — серьезный парень, командный боец и настоящий мастер. И человек хороший, и игрок тоже.

Игрок ХК «Локомотив» (Ярославль) Руслан Салей

Игрок ХК «Локомотив» (Ярославль) Руслан Салей

Фото: РИА Новости/Ярослав Неелов

— Про него и другого белоруса из «Локомотива», Сергея Остапчука, в первые часы после трагедии пошли слухи, что они заранее поехали в Минск, отдельно от команды.

Да, насколько я знаю, Руслана отпустили поехать отдельно. Он хотел добраться до Минска на машине. Но понял, что всего на несколько часов приедет раньше, чем прилетит команда. И отказался. Судьба. Отпустили же тебя! До сих пор тяжело об этом говорить. Так же как у Сергея Михалёва — был билет в кармане, а он поехал на машине (знаменитый тренер Сергей Михалёв погиб в автокатастрофе, когда ехал с похорон другого легендарного хоккейного тренера, Валерия Белоусова. — «Известия»). Никогда не знаешь, чего и откуда ждать. Как угадать, где правильное решение?

— Вы наверняка смотрели предсезонные матчи того «Локомотива». На что была способна команда?

Они производили хорошее впечатление, выиграли предсезонный турнир. Уже после трагедии к нам в Казань приезжал Лукин (Юрий Лукин, генеральный менеджер «Локомотива». — «Известия») на переговоры по Егору Яковлеву, который сейчас в «Магнитке» играет. Егор тогда был у нас в «Ак Барсе» и ушел в «Локомотив», когда они воссоздавали команду. И мы с Юрой сидели, общались, обсуждали ребят и пришли к выводу, что способны они были побороться за Кубок Гагарина. Тогда уже шок от несчастья начал проходить, но от таких размышлений снова комок к горлу подошел. Всё как-то несправедливо по отношению к Ярославлю. Они собрали хорошую команду, пригласили хороших тренеров. И такое получить…

— С капитаном «Локомотива» Иваном Ткаченко вы вместе выигрывали серебро чемпионата мира – 2002, когда помогали Борису Михайлову в сборной России.

Ваня играл в Нижнекамске перед моим приходом в «Нефтехимик». Я ребят спрашивал о нем, они говорили — «какой классный парень!» У нас заходил разговор позвать Ткаченко назад, если вдруг у него не пойдет в Ярославле. Все мои помощники были только за это. Но он закрепился в «Локомотиве», и вопрос отпал. В сборной же он проявил себя командным игроком. Ванька был еще молодым, но постепенно вырастал в мастера. Очень нам тогда помог на чемпионате.

Игрок ХК «Локомотив» (Ярославль) Иван Ткаченко

Игрок ХК «Локомотив» (Ярославль) Иван Ткаченко

Фото: РИА Новости/Ярослав Неелов

— Из той трагедии сделаны выводы?

Да, в КХЛ очень серьезно относятся к выбору самолетов, к логистике, к компаниям-перевозчикам. Хотя я бы не сказал, что тот Як-42 был плохим. О нем много говорили потом как об устаревшем. Но я однажды, будучи игроком, летел из Риги до Киева на его предшественнике, Як-40. Меня пустили в кабину пилота. И видел изнутри, как он управляется, насколько надежен.

В случае с «Локомотивом», насколько я понял, сыграла роль ошибка двух пилотов. Один на газ давит, другой на тормоз. И еще зацепили столб. Может быть, не окажись этого столба, они бы набрали высоту и ушли. А он оказался уже за полосой взлетной. Какой-то рок. Мне один знакомый военный летчик потом рассказывал, как взлетал под Ярославлем. Аэродром был военный, и он говорил, что на полполосы можно взлететь. Собственно говоря, это и по итогам расследования подтвердилось, что условия для взлета были, хотя кто-то утверждал, что места для этого недостаточно. И самолет ведь взлетел, но череда трагических совпадений привела к тому, что не смог набрать высоту.

— В «Ак Барсе» в тот момент были опасения садиться в самолет?

— Были такие проблемы. Но как-то потом все успокоились. Тем более мы тот сезон начинали дома, и лететь никуда не нужно было. А позже уже свыклись с мыслью, что такие риски неизбежны, когда садишься в самолет. Лично я пережил неприятный случай в том же Ярославле, когда взлетал оттуда с командой на Ан-24. Вдруг всё на самолете погасло, надо было приземляться назад, а там уже свет на полосе отключили. Это было в 2000 году, когда я в первый раз работал в «Ак Барсе». Женщина-пилот у нас была, с трудом посадила самолет.

— Как отнеслись к решению КХЛ впервые за 10 лет провести матч «Локомотива» в Ярославле 7 сентября?

— Не знаю, честно говоря. Мы с Иваном Кривоносовым разговаривали, обсуждали. Вроде были слова, что больше не будет игр 7 сентября, но сейчас уже 10 лет прошло. Тяжело оценивать это решение. Может быть, хорошо, что сыграют. Напомнят этим о ребятах. Сейчас ведь уже подросли дети, которые еще не родились или просто не помнят той трагедии. Важно, чтобы они знали о тех людях. Хотя лучше бы просто таких катастроф не случалось.

Читайте также
Прямой эфир