Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Китай с 12 апреля увеличит пошлины на товары из США до 125%
Политика
Лавров заявил об исходящей одновременно от РФ и США идеи обмена заключенными
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили 30 беспилотников ВСУ над двумя регионами РФ
Экономика
Порядка 5 млрд рублей предусмотрено для аграриев новых регионов РФ в 2025 году
Мир
Президент Республики Сербской Додик назвал Европу синонимом кризиса
Мир
Посольство РФ потребовало от МИД Эквадора отменить запреты на въезд россиян
Мир
Генсек UNCTAD указала на блокировку притока инвестиций в мире из-за пошлин США
Армия
Спецназ Росгвардии уничтожил БМП-1 с боевиками ВСУ в Сумской области
Мир
Глава МИД Индии заявил о готовности сотрудничать с США по торговому соглашению
Мир
Лавров обратил внимание на желание США урегулировать конфликт на Украине
Мир
СМИ сообщили о намерении лидеров ЕС посетить Пекин в конце июля
Общество
Мошенники выманили более 10 млн рублей у ветерана ВОВ из Санкт-Петербурга
Политика
Захарова заявила об использовании Зеленского США для сделки по ископаемым
Общество
Верховный суд признал право на компенсацию за навязчивые звонки с рекламой
Спорт
Овечкину подарили золотую клюшку в честь поставленного рекорда по забитым шайбам
Мир
МИД РФ назвал целью визита Лаврова в Казахстан подготовку двусторонних мероприятий
Авто
Лукашенко предрек превосходство автопрома РФ и Белоруссии над Mercedes
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Производственная модернизация и возможный перевод транспорта на электродвигатели на Сахалине может заложить основу для новых направлений сотрудничества между компаниями России и Евросоюза. Об этом в интервью «Известиям» заявил председатель Комитета по энергетике Ассоциации европейского бизнеса, возглавляющий Координационную группу по «Зеленой инициативе» Эрнесто Ферленги. В преддверии круглого стола на ВЭФ, посвященного климатическим изменениям и «зеленой» трансформации, он также рассказал о том, как стороны работают над гармонизацией регулирования и учетом снижения выбросов парниковых газов, и почему газ продолжит играть заметную роль в энергобалансе Европы.

«Потребитель всё чаще голосует за «зеленые» товары»

— Между Европой и российским Дальним Востоком тысячи и тысячи километров. Между тем европейский «десант» уже не первый год активно участвует в ВЭФ. Какие направления взаимодействия существуют между ЕС и Дальневосточным регионом России?

— Дальневосточный Федеральный Округ (ДФО) — ключевой регион страны, треть ее территории, колоссальные природные ресурсы, и прежде всего талантливые люди, открытые к сотрудничеству. Не случайно президентом России развитие Дальнего Востока было объявлено приоритетом национального уровня.

Расстояние не играет никакой роли для бизнеса. Для нас важны условия, которые существуют в регионе. Сегодня весь Дальний Восток, губернаторы, руководство предприятий и лично полпред президента Юрий Трутнев максимально сфокусированы на привлечении как локальных, так и зарубежных инвестиций, и это создает благоприятный климат.

Глава энергокомитета Ассоциации европейского бизнеса Эрнесто Ферленги

Глава энергокомитета Ассоциации европейского бизнеса Эрнесто Ферленги

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Внешнеторговый оборот ДФО в 2020 году составил $32 млрд. ЕС занимает во внешней торговле региона 7,4%, а среди крупнейших европейских партнеров — Германия, Италия, Бельгия. Всего же свою внешнеэкономическую деятельность с ДФО осуществляют более 150 стран.

— Дальний Восток обладает крупнейшими запасами углеводородов и находится близко к важнейшим нефтегазохимическим рынкам. С помощью инструментов господдержки регион обещает стать площадкой для реализации крупных проектов, в том числе в сфере «зеленых» технологий. Является ли он перспективным для европейских инвестиций в этой сфере?

— Действительно, топливно-энергетический комплекс — драйвер и ключевой сектор сотрудничества крупнейших европейских стран в регионе. При этом мы все видим, какими темпами развивается климатическая повестка в мире, в том числе и в РФ.

Совсем недавно был принят революционный закон в сфере климатического регулирования в России — «Об ограничении выбросов парниковых газов (ПГ)». Он окажет влияние на многие сферы экономики и сотрудничество наших стран. Это касается и деятельности на территории ДФО. Сейчас прорабатываются условия проведения пилотного проекта на Сахалине по введению государственного регулирования выбросов ПГ.

Сахалин первым из субъектов РФ заявил о намерении достичь углеродной нейтральности к 2025–2026 году. Естественно, это потребует значительной модернизации в производственной сфере и в ЖКХ, перевода автотранспорта на электродвигатели и даже водород. Это послужит базой для новых направлений сотрудничества между компаниями наших стран.

Отдельный интерес вызывают климатические проекты, в том числе лесоразведение, результаты которых можно будет использовать для зачета углеродных единиц. Сегодня потребитель всё чаще голосует за «зеленые» товары, а для их создания требуется использование возобновляемых источников энергии, а также за «зеленые» сертификаты, свидетельствующие о вкладе компании в уменьшение или компенсацию выбросов ПГ.

Автомобиль Aurus Senat с водородным двигателем, представленный в павильоне AURUS в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке

Автомобиль Aurus Senat с водородным двигателем, представленный в павильоне AURUS в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке

Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

4 ноября мы отмечаем пять лет с момента вступления в силу Парижского соглашения по климату, около 200 стран взяли на себя обязанность по борьбе с изменением климата, и Россия в их числе. Один из механизмов сдерживания выбросов ПГ в мире — система торговли квотами. Она действует в Европе с 2005 года и продемонстрировала свою эффективность. С 2022 года предполагается ввести подобную систему и на Сахалине, это даст импульс к развитию низкоуглеродной экономики.

«С каждым годом стоимость производства ВИЭ падает»

— Относительно недавно Алексей Кудрин сказал, что пик потребления нефти пройдет в течение 10 лет. Хватит ли миру, или по крайней мере Евросоюзу и России, ближайших 10 лет, чтобы сделать чистую энергию и «зеленые технологии» основным источником?

— Да, действительно, в 2020 году произошло падение спроса на все основные энергоносители (до 10% на нефть, 7% на уголь, 3,3% на газ). При этом возобновляемые источники энергии (ВИЭ) стали единственным сегментом, спрос на который вырос (на 0,9%).

С каждым годом стоимость производства ВИЭ падает, а технологии становятся всё более надежными и доступными. В годовом выражении в 2020-м стоимость производства солнечной энергии упала на 7%, ветряной оффшор (станции, построенные в неглубокой зоне морей. — «Известия») — на 9%, а наземной ветряной — 13%. Неслучайно прошлый год стал рекордным по введению новых мощностей возобновляемой энергии в мире — 260 гВт.

Солнечная электростанция

Солнечная электростанция

Фото: Global Look Press/Christoph Soeder/dpa

В 2020 году стоимость производства электроэнергии из ВИЭ в ЕС стала в два раза дешевле, чем электрогенерация на базе ископаемого топлива, подсчитали в аналитического центре Ember. Основные причины — существенный рост цен на природный газ (сегодня цена газа в Европе движется к $650/тыс. куб. м.), уголь и квоты на выбросы СО2 в первом полугодии 2021 года (выше $50 за т). Естественным результатом снижения стоимости производства энергии из ВИЭ стало и то, что в 2020-м в Европе доля электроэнергии, произведенной из ВИЭ (38%), впервые в истории превысила долю электроэнергии, произведенной из ископаемого топлива (37%).

При этом мы все понимаем, что у ВИЭ есть свои ограничения, связанные с прерывностью этих источников и проблемой их хранения. Поэтому, на мой взгляд, традиционные источники, в первую очередь газ, продолжат играть заметную роль в энергетическом балансе в ближайшие 10 лет.

— Многие эксперты говорят о необходимости гармонизировать международную и российскую методологии учета углеродного следа и сформировать нормативно-правовую базу «зеленой» экономики. Какие разночтения и несостыковки есть в российском и европейском подходе? Ведет ли АЕБ какие-то консультации с российскими партнерами в этой сфере?

Климатическое регулирование — это новая сфера, глобальные рамки которой нам еще предстоит определить. Сегодня крайне важно участвовать в диалоге, который ведется на уровне крупнейших стран мира, и Россия — ключевой участник этого процесса.

По данным Всемирного банка, уже более 60 стран мира активно внедряют или планируют к внедрению инициативы по стимулированию снижения углеродного следа (системы по торговле квотами или углеродный налог). Естественно, международный бизнес заинтересован в гармонизации подхода к регулированию и учету деятельности, связанной со снижением выбросов ПГ. Во многих странах уже введены системы по обращению углеродных единиц, реализуются климатические проекты. Россия также встала на этот путь.

Мы активно взаимодействуем с российской стороной для достижения и выработки взаимовыгодной позиции по этому вопросу. Участвуем в экспертном совете по устойчивому развитию при Минэкономразвития РФ, находимся в постоянном контакте с Российским союзом промышленников и предпринимателей и ключевыми комитетами, и в целом настроены на выстраивание эффективного диалога между бизнесом наших стран.

Только совместными усилиями мы сможем сделать нашу планету более чистой и безопасной.

Читайте также
Прямой эфир