
Китайский танк: самый дорогой внедорожник из КНР штурмует горы

Haval H9 — один из самых дорогих китайских автомобилей на российском рынке. Ценник топ-версии после обновления превысил 3 млн рублей. Можно ли считать H9 роскошью, стоит ли он таких денег и зачем ему «танковый» режим, выясняли «Известия».
«Прадо» у всех своя
В желании сделать свой собственный Prado русский и китаец — братья навек. И обязательно сделать получше, чем у самой Toyota. Если проект «Русского Prado», с помпой заявленный УАЗом, забуксовал, то у китайского аналога дела пошли в гору. В России Haval H9 пользуется спросом второй год, хотя в количественном отношении цифры и невелики. Главное же достижение — выигрыш тендера на поставку автомобилей для российской армии. А это была исконная территория ульяновских внедорожников.
Даже первая версия Haval H9 приятно удивляла основательностью конструкции, качеством сборки, комфортной подвеской, работой полного привода. Он действительно напоминал Toyota Land Cruiser Pradо — просторный кузов на раме, пониженная передача, задний неразрезной мост — хотя не полностью копировал исходник. Например, под капотом стоял 4-циилндровый бензиновый турбомотор. Отличался и полный привод — не постоянный, а с подключаемым многодисковой муфтой передним мостом. Впрочем, нареканий к этой системе от компании BorgWarner не было, как на скользком покрытии, так и на бездорожье.
Не обошлось и без ложки дегтя: глючила печка, никак не желая греть салон, бортовой компьютер предлагал «утоптать педаль тормоза» и считал запас хода в «километрах к пустоте». За прошедшие пять лет H9 перенес рестайлинг, прибавил в оснащении, обзавелся дизелем, более мощным бензиновым мотором и новым автоматом. А главное — прописался на конвейере завода Haval в Тульской области, причем со сваркой и окраской кузовов.
С виду и не скажешь, что новый
Сейчас — очередное обновление, но, в отличие от машины для китайского рынка, наш H9 внешне не изменился. Внимательный взгляд заметит, что с переднего бампера исчезли омыватели, а биксеноновые фары теперь менее мощные. Жертвой оптимизации стали ионизатор воздуха в салоне, хотя об этой опции вряд ли кто-то сильно пожалеет. С обновлением внедорожник не только потерял, но и приобрел. Интерьер украшает «премиальная» ромбовидная прострочка, приборная панель теперь лишилась привычных циферблатов. У новой мультимедийной системы более крупный 9-дюймовый экран и поддержка Apple CarPlay. Интеграции с устройствами Android, что удивительно, нет. А еще обновленный H9 умеет автоматически переключать свет с дальнего на ближний и читать дорожные знаки.
Есть изменения и по механической части. Мощность двигателя снова снизили с 245 до изначальных 218 лошадиных сил, чтобы привести его в соответствие с более строгими нормами Евро-6. Крутящий момент при этом вырос с 350 до 380 Нм — что важно вне асфальта. Внедорожный арсенал, и без того внушительный, дополнили передней межколесной блокировкой. На российском рынке она есть только у Mercedes G-Class и Jeep Wrangler.
На асфальте H9 тоже стал лучше. Крены в поворотах остались, но на коротком, менее трех оборотов, руле появилась связь с колесами. Всё потому, что на смену гидроусилителю пришел электроусилитель с мотором на рейке. Благодаря ему же H9 теперь умеет возвращаться в полосу.
Что-то сделали и с тормозами, хотя официально по ним изменений не озвучивали. Во всяком случае, тяжелый внедорожник замедляется увереннее, чем раньше, хотя над усилием на педали можно еще поработать. На затяжных спусках тормозные диски не перегреваются. Серпантинами Приэльбрусья H9 проверку проходит, но чем выше забираешься вверх, тем больше не хватает мотора.
Нагулял аппетит
Двухлитровые турбомоторы давно стали трендом и стоят под капотом крупных автомобилей, но 2,5 т массы — это все-таки немало. В спортрежиме двигатель и 8-ступенчатый автомат стараются изо всех сил, и стартует H9 резво. Заявленный разгон до 100 км/ч — в районе 10 секунд. С 80 км/ч ускоряется внедорожник уже вяло.
Обычно одним из преимуществ турбомоторов перед атмосферниками называют экономичность. Если ехать по серпантинам в темпе, борткомпьютер H9 показывает расход в районе 16–17 л на сотню, а на бездорожье аппетит легко вырастает до 20. Небольшое утешение: турбомотор может работать на 92-м бензине, можно что-то сэкономить на цене за литр.
Есть еще неплохой дизель (190 л.с. и 420 Нм), но это уходящая натура: в Китае H9 им более не оснащают. Российский офис старается сохранять поставки дизельных внедорожников как можно дольше, но и там признают, что крайний срок — конец 2021 года.
Мягкость — вторая натура
Обновленный H9 остался тем же комфортным и тихим автомобилем. Даже на разбитой грунтовке он позволяет ехать очень быстро и не растрясти пассажиров. Модный кроссовер с короткоходной подвеской и большими колесами здесь полз бы в черепашьем темпе, а H9 практически парит. Да, вибрации неподрессоренных масс ощутимы, да, дрожит спинка заднего дивана, но, съехав с асфальта, понимаешь, почему H9 так понравился российским военным.
Перед серьезными неровностями приходится сбрасывать скорость — иначе есть риск раскачать кузов и приложиться бампером и или широким порогом о грунт — а они окрашены в цвет кузова полностью. Впрочем, шрамы украшают внедорожник. В Китае, кстати, на H9 давно ставят автоматически убирающиеся подножки, но в нашем климате они вряд ли будут работать как надо.
Грязи не боятся
У H9 неплохая внедорожная геометрия, уязвимые узлы снизу закрыты стальной защитой. Так что забраться он может далеко, но на всем маршруте по Приэльбрусью ни разу не понадобилось включить переднюю блокировку. Да и «понижайка» потребовалась лишь пару раз, и то чтобы активировать внедорожный круиз-контроль — он позволяет съехать с каменистого склона безопасно, а главное, медленнее, чем штатный ассистент помощи при спуске. Скорость от 5 до 12 км/ч регулируется газом и тормозом.
С большинством препятствий H9 без труда справлялся в режиме «Грязь», даже будучи обутым в не самые лучшие шины. Нет претензий и к муфте, подключающей переднюю ось, — только в режиме Eco Haval H9 условно заднеприводный, да и то до пробуксовки. Интересно, что у Haval своя идеология полного привода: при включении понижающей передачи вся электроника, в том числе внедорожная, отключается. Остается только функция Tank turn, позволяющая на метр сократить радиус разворота на мягком грунте. Она действует по-танковому, тормозя внутреннее колесо, — подобная опция, кстати, есть у Toyota. Работает эффективно, хотя написан софт сыро: кнопка загорается на дисплее через раз и вдобавок при резком добавлении газа одно из колес оказалось заблокировано. Вылечить автомобиль удалось только сбросом настроек.
Цены и конкуренты
Внедорожные качества H9, по сути, избыточны. Конечно, они тешат эго владельца этой машины, но в реальности вряд понадобятся слишком часто. Для России более актуальным были бы обогрев лобового стекла и электрический отопитель, но ни того ни другого на машине не будет. Вместо последнего обновленный внедорожник оснастили блоком управления теплообменом, позволяющим быстрее прогревать мотор.
Странно, что у флагмана марки Haval не появился адаптивный круиз-контроль, который есть на младших кроссоверах F7 и F7х. Он теперь настроен оптимально, быстро набирает скорость и, кроме того, умеет сбрасывать скорость в поворотах, определяя их с помощью камеры под лобовым стеклом.
Скорее всего, это не последнее обновление модели H9, во всяком случае в Китае она пережила еще один рестайлинг. В то же время у Great Wall Motors уже есть новый внедорожник суббренда Tank с ретродизайном. В России H9 будут выпускать как можно дольше. Предложение это во многом уникальное, несмотря на то что теперь базовый Haval H9 подорожал до 2,67 млн рублей с бензиновым мотором и до 2,74 млн рублей с дизелем. Цена топ-версии превысила 3 млн рублей, так что «китаец» значительно дороже ульяновского «Патриота».
В теории, за 2,7 млн рублей можно приобрести Mitsubishi Pajero Sport и Toyota Fortuner, но это будут самые простые версии с механикой. Цена этих внедорожников с автоматом — в районе 3 млн. Haval H9 примерно за ту же цену предложит сиденья с обивкой кожей Nappa и массажем, панорамную крышу и переднюю межколесную блокировку. Собственно, с 3 млн начинаются цены на Toyota Land Cruiser Prado, а за Kia Mohave попросят минимум 3,65 млн рублей.