Высоко в Карабахе: как живет армянский монастырь после перехода региона к Баку
Баку приветствует миссию ЮНЕСКО в Карабахе и ведет согласование визита представителей организации. Об этом «Известиям» заявили в МИД Азербайджана. Там отметили: республика намерена сохранить всё наследие региона, включая христианские святыни, без политизации этого вопроса. Корреспондент «Известий» побывал в монастыре Дадиванк, который с ноября 2020 года находится под защитой российских миротворцев — вся территория вокруг храмового комплекса по трехстороннему соглашению перешла Азербайджану. Выходить за пределы монастыря — например, для посещения часовен в окрестностях Дадиванка, — монахам запрещено. По словам священнослужителей, спокойствия в регионе по-прежнему не наблюдается, однако есть надежда на то, что оба народа — и армяне, и азербайджанцы — смогут жить вместе.
Храм двойного назначения
Монастырь Дадиванк XIII века, согласно договоренностям, с 15 ноября 2020 года охраняют российские миротворцы. На его территории проживают монахи армянской церкви во главе с отцом Нерсесом Арутюняном. Вся территория вокруг контролируется азербайджанскими военными.
Дорога к монастырю идет по горам через перевал Омар на высоте 3126 м над уровнем моря. К Дадиванку нас везут на военных грузовиках НефАЗ 4208. Из окна машины то слева, то справа возникает жуткая картина: резкие петли серпантина без отбойников, внизу — пропасти с журчащими реками, на некоторых поворотах — остовы разбившейся техники. Встречаются и совсем свежие обломки военных машин — очевидно, оставшиеся после октябрьской войны прошлого года.
Через перевал Омар пройдет еще одна стратегическая магистраль Азербайджана в Карабахе (первая проложена на юге от Физули до Шуши), которая свяжет второй по величине город страны Гянджу с Кельбаджаром. Потому на горной дороге периодически возникают пробки из строительной техники и бензовозов. Со всеми заминками путь из Гянджи к Дадиванку занимает пять часов.
На подъезде к монастырю замечаю сожженные дома, от которых остались только стены. Но это не результат военных действий, поскольку в Кельбаджарском районе активных боев в населенных пунктах не велось — шли бои за высоты. Дома сожгли местные жители, уходившие из сел Кельбаджара в период с 10 по 25 ноября. Именно здесь были сняты облетевшие мир кадры, где покидающее район армянское население вырубает деревья вдоль дорог и распускает лошадиные табуны.
Помимо журналистов в военном грузовике едут священнослужители албанской церкви и представители удинской общины — христиане, живущие на территории Азербайджана еще с V века до н.э. Удины считают монастырь Дадиванк (Худавенг) наследием албанской церкви и с декабря 2020 года проводят здесь воскресные службы наравне с армянским духовенством. Цель нынешней поездки — провести пасхальную молитву в монастыре и показать единство всех христианских деноминаций.
— Никаких провокаций в монастыре мы устраивать не собираемся. Мы накроем пасхальный стол, за который сядут представители четырех церквей — армянской, православной, албанской, есть с нами и протестанты. Это прекрасный пример того, что мы можем найти общий язык, что есть общие нити, которые объединяют наши народы, — пояснил «Известиям» председатель Албано-удинской христианской религиозной общины Роберт Мобили.
В дар представителям других конфессий и христианских деноминаций священник привез экземпляры Библии на удинском языке.
«У часовен дежурят снайперы»
Перед входом в Дадиванк российских журналистов и представителей удинской общины встречают российские миротворцы и православный священник — отец Борис. Встреча с ним оказалась незапланированной: батюшка совершал объезд российских частей в Карабахе и как раз заскочил в Дадиванк: привез миротворцам пасхальные куличи из Москвы.
Представители армянской церкви стоят чуть поодаль и смотрят на прибывших с удивлением. Провести пасхальную службу в храме представителям удинской общины они позволяют, но пускать внутрь репортеров азербайджанского телевидения отказываются и ссылаются на то, что аналогичный запрет Баку ввел для армянских журналистов.
— Будет нечестно, если одним разрешат съемку, а другим нет. Поэтому мы решили: ни тем ни другим. Приехали в дом Божий — молитесь, а съемку проводите вне храмовых помещений, — объяснил свое решение настоятель Дадиванка иеромонах Нерсес.
Он возглавил монастырь уже после октябрьской войны и перехода Кельбаджарского района под контроль Азербайджана. До этого служил в храмах в Австралии, Польше, Египте.
— Служивший до меня в Дадиванке священник был брачным (женатым. — «Известия»), а я безбрачник, и все, кто здесь сейчас служат, тоже. А те, кто с семьями, уехали, потому что ну невозможно общинно жить. А мы живем уже классической монастырской жизнью, как и должны жить монахи, — отметил священнослужитель в беседе с «Известиями».
Верующие из Армении приезжают в Дадиванк по воскресеньям, но не более 10 человек — такое ограничение азербайджанская сторона объясняет коронавирусом, отметил иерономонах.
По его словам, чувства безопасности в регионе за прошедшие полгода не появилось. «Но мы молимся, что мы сможем жить вместе, как раньше», — подчеркивает священник.
— Я был маленьким, у нас были соседи азербайджанцы, с которыми мы дружили, наши родители дружили. Сейчас, к сожалению, я пока не вижу общего языка, не вижу согласованности, — признался он. — Но то, что не могут люди, может Господь. И об этом мы молимся здесь, в Дадиванке.
Диакон Тигран проводит небольшую экскурсию и показывает на небольшие здания на вершинах гор. Вокруг Дадиванка есть шесть часовен, но доступа к ним у монахов нет — выходить за огороженную забором территорию монастыря им запрещено. У часовен дежурят снайперы, подчеркивает диакон. Так это или нет, выяснить не получается.
— Каждое воскресенье с паломниками приходит обоз пропитания. Но вот, например, в середине апреля азербайджанская сторона не пустила паломников из-за коронавируса, и мы ничего не получили, некоторое время сидели голодные. Но ладно, российские миротворцы помогли, — уточнил Тигран.
Споры за наследие
Одна из главных уже поствоенных проблем, с которой столкнулся Карабах, — сохранение культурного и исторического наследия в регионе. Обе стороны конфликта обвиняют друг друга в уничтожении памятников и обращаются к мировому сообществу за помощью.
В ноябре 2020-го президент России Владимир Путин провел телефонный разговор с лидером Азербайджана Ильхамом Алиевым, в ходе которого «подчеркнул важность обеспечения сохранности и нормальной церковной жизнедеятельности» христианских храмов и монастырей в районах Нагорного Карабаха, которые переходят Баку. Алиев в ответ заверил, что храмы «будут должным образом охраняться государством» и ими смогут пользоваться христиане.
Пример Дадиванка, который взяли под свою защиту российские миротворцы, следует распространить на все другие памятники армянского наследия в регионе, заявил «Известиям» глава МИД непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР) Давид Бабаян. По его словам, за последние 30 лет «во всем Карабахе ни одна мечеть не была повреждена», поскольку «нет восприятия этого конфликта как межрелигиозного».
— Мы отреставрировали мечеть в Шуши. А что они (азербайджанцы. — «Известия») делают? Уничтожают наши церкви в этих районах, пытаются их деарминизировать и превратить в албанскую церковь, то есть занимаются переписыванием истории, — заключил политик.
Армения уже несколько раз обращалась к ЮНЕСКО, с тем чтобы та взяла под защиту культурные ценности региона, напомнил Давид Бабаян. И хотя еще 20 ноября 2020 года гендиректор ЮНЕСКО Одре Азуле сообщила, что готова направить миссию в Карабах для помощи в восстановлении культурно-исторического наследия региона, пока никаких конкретных шагов предпринято не было.
В пресс-службе организации не смогли предоставить оперативный ответ на запрос «Известий».
Посол по особым поручениям МИД Азербайджана Эльшад Искендеров заявил «Известиям», что Баку находится в контакте с организацией и готовит визит комиссии ЮНЕСКО в районы, перешедшие под контроль республики.
— Баку приветствует миссию по оценке всего культурного наследия Карабаха, о чем неоднократно заявлял и президент Ильхам Алиев. Более того, наши профильные ведомства находятся в конструктивном диалоге с ЮНЕСКО — уже идет согласование технических параметров миссии. Поэтому любые спекуляции на эту тему безосновательны, а политизация ее — недопустима, — подчеркнул дипломат.
По его словам, ответственность за недопуск в Карабах в течение десятилетий оценочной миссии ЮНЕСКО несет Армения, что зафиксировано и в соответствующем докладе организации еще в 2005 году. Представитель МИДа также отметил, что мировое сообщество не оказывало все эти годы должного влияния на Ереван с целью допустить экспертов-культурологов на эти территории.
— Освобождением территорий от оккупации, мы сами и обеспечили условия для реализации миссии ЮНЕСКО, — констатировал Эльшад Искендеров. — Мы же ставим вопрос о том, что все культурное и религиозное наследие, в том числе всё христианское наследие в Карабахе, должно оберегаться и восстанавливаться.
МИД Азербайджана еще в апреле отчитался, что на освобожденных землях выявлено уничтожение более 400 памятников из 3 тыс., существующих на этой территории.