
«Если Миша Ефремов выйдет на связь, продолжим съемки»

Его герои всегда хорошие люди, только споткнулись и продолжают ползти на четвереньках, уверен Михаил Евланов. Актер не понимает, почему режиссеры видят в нем отрицательных персонажей, ведь он человек добрый и веселый. Евланов умеет сделать сладкой жизнь учителей, гордится пятью детьми и удивляется, за что все любят комиксы. Об этом актер рассказал «Известиям» после премьеры фильма «Майор Гром. Чумной доктор», в котором сыграл агента спецслужб.
Идейный талисман
— Действие вашего фильма происходит в Питере. Чумной доктор, которого ловит Гром, говорит: «Город болен, его пожирает чума коррупции, алчности и беззакония». Не переборщили ли создатели с негативной стороной жизни культурной столицы?
— Город на Неве с огромной историей. Я не думаю, что кто-то целенаправленно занимался созданием негативного образа. Это фантазия на тему коррупции, которая всегда была, есть и будет. Со времен Римской империи брали и давали взятки. В любой стране эта напасть существует.
Я еще в школе начинал с того, что дарил шоколадки учителям, чтобы была хотя бы троечка. А если нужна была пятерка, покупался тортик. Ну и что. Ничего плохого я в этом не вижу.
— Вы подкупали педагогов?
— Конечно.
— А кто этому вас научил?
— Жизнь. Если понимаешь, что у тебя не хватает знаний, что профукал свои школьные годы, чем надо брать? Обаянием. Но это прокатит недолго. Время было голодное, начало 1990-х. Людям нужно было помогать. Я и помогал.
— Вам не кажется странным, что режиссеры видят в вас отрицательного героя?
— Очень странно. Не понимаю, куда они смотрят! Я самый добрый артист нашего времени. Не могу себя много расхваливать, но поражаюсь, почему мне постоянно дают отрицательные роли. Я оправдываю их тем, что никто, кроме меня, не сможет это сыграть. Я больше люблю комедии, сатиру, иронию, потому что человек я веселый.
— Вы трудно признаете свои ошибки?
— Нет. Если мне на них указывают и я понимаю, что это ошибка, признаю. Хотя мне это неприятно.
— Вы снялись в нескольких фильмах Федора Бондарчука. Он даже называет вас своим талисманом. Но при этом режиссер обижается — вы делаете ему замечания. Вы такой смелый или это ваша натура — не могу молчать?
— Не натура, это игра. Мы пишем всякие письма, жалобы друг на друга. Но всё это на творческой почве, в игровой форме. Мне приятно, что Федор Сергеевич выбрал для себя такой красивый талисман, правильно сделал.
А началось всё с «9 роты», когда мне пришлось отстаивать своего персонажа. Фильм снимали на пленку. Денег было мало, и те таяли на глазах. И если, снимая колонну, какой-то танк вставал, не туда поворачивал или не так давал газа, отснятый материал летел в мусорку. Режиссер нервничал, а тут еще артист со своими идеями.
— Прислушивался?
— Видимо, сильно прессовал я Федора Бондарчука, указывая, как надо снимать, вот он прилично и вырезал меня из фильма. О том, что наломал тогда дров, не жалею ни секунды. Даже рад. Зато на тех съемках мы подружились.
Роль Ефремова
— Сидя на карантине, ваши коллеги активно принялись снимать веб-сериалы. Вот и вы с друзьями не удержались, придумали историю «Берегись, Тамарка». Поклонники удивились, увидев вас в образе эксцентричной брюнетки. Реализовали мечту примерить женское?
— Нет. В юности я переиграл Снегурочек, бабок-ёжек, кикимор. А сидя на карантине, захотелось поддержать свою творческую форму и другим помочь не унывать. Я промониторил, что сейчас интересно. Позвонил товарищу по «9 роте» Ване Кокорину и предложил снять историю про двух бомжей. Но ему эта идея не понравилась. «Ну кем мы можем быть? Не женщинами же». — «А почему бы и нет!» И мы стали придумывать себе женские образы. В итоге у меня получилась брюнетка Тамарка. Она мне нравилась. В ней есть какая-то манкость. А у Вани — Людка. Сестра из деревни.
— Из пятиминутных серий вы собрали сериал. Но почему его можно увидеть только в соцсетях?
— Не только. Еще в YouTube и в Instagram. Мы заходили с «Тамаркой» на разные платформы, но дальше обещаний дело не шло. Думаю, что я еще обязательно вернусь к ней. Это были зарисовки. У нас уже есть полноценный киносценарий про нее.
— «Берегись, Тамарка» стала последней работой Михаила Ефремова перед его задержанием?
— Да. 2 июня я был на «СТС» в программе Федора Бондарчука «Кино в деталях» с серией, в которой снимался Михаил.
— А 8 июня произошло ДТП на Садовом кольце.
— Это неприятно и печально. У нас еще одна беда случилась. В сериале начинал сниматься Максим Браматкин. Мы придумали, что он будет играть Бондарчука, так как очень на него похож. Макс долго сопротивлялся. Месяца три я его окучивал, говорил: «Давай сделаем свое «Кино в деталях». Ты будешь Феликс Учкудук». Он возражал: «Как можно? Ты что?» Если бы Максим не умер... Наши ряды поредели. Сначала Миша Ефремов, потом Максим Браматкин. Печально.
Не дождались мы и Сергея Колтакова. Но я не знал, насколько он был болен. Сергей всё говорил: «Потом-потом». А потом он умер. Его роль сыграл Игорь Скляр. Они с Сергеем дружили и служили в одном полку. Из-за этих печальных обстоятельств нам пришлось остановиться.
— Говорят, что Михаил Ефремов хочет организовать в колонии театр. Может, и на кино решится. Если будет техническая возможность, продолжите снимать его в сериале?
— А чего нет, конечно. Было бы хорошо. Если Миша Ефремов выйдет на связь, продолжим съемки. Творчество никогда не делает человека узколобым и никому не вредит. Банальщина, но так оно и есть.
Когда я служил в армии, чувствовал себя ужасно. Казалось, что нахожусь в каком-то коконе: строевая, наряды, картоха, опять строевая, стрельбы, марши. Не было в этом творчества. И я вносил его в скучную армейскую рутину. Конечно, это каралось. Но перед тем как наступала кара, была буря смеха моих товарищей.
Если человек улыбается, видно, какой он настоящий. А когда злится, абсолютно закрыт. Я стараюсь не общаться с негативными людьми. Заканчиваю эту историю и иду дальше.
— Вы многодетный отец. Ваш младший сын серьезно занимается музыкой. И, возможно, скоро о вас будут говорить: «Это отец Тихона Евланова, великого виолончелиста». Как вы относитесь к такой перспективе?
— Прекрасно. Это самое лучшее, что может произойти с любым родителем. У меня старший сын Мишка классно рисует, он дизайнер. Я был бы счастлив, если дети будут намного круче, чем я.
— Вы знаете, сколько стоит виолончель Тихона?
— Конечно. Кто ж ему покупал ее? Дорого стоит. Хочется даже обратиться к музыкальных дел мастерам: «Ну почему так дорого? Это ж разорение для родителей!» А еще траты на все эти фестивали, выезды на конкурсы.
— Вы ходите на выступления сына?
— Честно говоря, я понял такую штуку: не надо ходить к своим детям на выступления. Я не любил, когда родители приходили на меня смотреть, потому что чувствовал груз ответственности. Надо играть, а я играл не то. Вот и решил, что пойду к нему на концерт потом, когда появятся афиши.
— А на дочек вы ставку делаете?
— Конечно. Они все у меня умницы-красавицы. Если парни больше творческие ботаники, то девчонки боевые. Могут и двинуть, если что. Они растут под стать этому жесткому времени. Женщина должна всегда быть в хорошем смысле жесткой.
— И вам такие нравятся?
— Почему нет? Ведь женщина делает мужчину. А если она с собой ничего не может сделать, что она вылепит из мужчины?
— Вы подкаблучник?
— Можете так считать, пожалуйста. Хотя с пятью детьми не такой уж я и подкаблучник.
— Вы лауреат престижной премии «Триумф», в 2004 году получили ее за первую роль в кино. А среди лауреатов были Марлен Хуциев, Ксения Раппопорт, Игорь Волошин, Диана Арбенина, Ульяна Лопаткина.
— Да-да. И Михаил Евланов, студент 4-го курса ЛГИТМиКа.
— Как отреагировали однокурсники, когда узнали, в какую компанию вы попали?
— Я по доброте душевной принес на Моховую свой плакат с фильмом «Свои» и в учительскую прям — бах! Подумал: «Ну пусть радуются, гордятся». Конечно, через пять минут этого плаката не было. Надо отдать должное моим однокурсникам, может быть, и завидовали, но никто не показывал. Воспитаны хорошо. В принципе зависть — это нормально. Я тоже, бывает, завидую.
— Премия была в денежном эквиваленте?
— Мне дали денег в конверте. Как мне нравятся такие истории! И я за эту премию купил холодильник в коммунальную квартиру на Рубинштейна. За гонорар со съемок приобрел стиральную машинку. Мало тогда получал. Был энтузиазм, студенческий порыв: «Не надо мне денег, дайте роль!» Я и сейчас могу бесплатно сняться. Если вижу, что классная история и ребята, придумавшие ее.
— Вам исполнилось 45. Как относитесь к возрасту?
— Когда какие-то злыдни намекают: «Мишаня, скоро же полтос!» — начинаю заниматься округлением и задумываться. А так, цифры и цифры. Какая разница сколько? Каждому отмеряно столько, сколько нужно. Лермонтова в 27 уже не стало, Пушкин в 37 ушел. Что я буду печалиться? 45 — и слава богу. Я себя ощущаю на 26.
Нарцисс-приспособленец
— Вернемся к майору Грому — всё-таки первый российский кинокомикс. Есть ли нюансы в работе над таким материалом?
— Сначала я думал, что комикс — это нечто из ряда вон выходящее. Вспоминал «Веселые картинки», «Мурзилку», вкладыши жвачек из своего детства. Но когда начались пробы, я понял, что фильм по комиксам совсем не то же самое, что полиграфический вариант.
Артисту вообще не надо думать, как и что получится. Он может догадываться. В голове должна быть только роль и про что играть ее. Так вышло, что моего героя не было в комиксе. Вернее, там был Евгений Стрелков, эдакий здоровяк-тугодум. Мы с режиссером Олегом Трофимом прямо на площадке переписали персонажа и придумали ему отчество — Борисыч. Герой тут же наполнился содержанием.
— Но вы совсем не здоровяк. Режиссер просто хотел Евланова?
— Конечно. Так появился агент спецслужб. Человек и там, и здесь, всё он знает, везде он вхож. В крутости не уступает главному герою майору Грому.
— Вы опять плохой?
— Я никогда не играю плохих. Мои герои всегда хорошие, только споткнулись, упали и не смогли подняться, но даже в такой ситуации они продолжают ползти на четвереньках. Мой Евгений Борисович интеллигентнейший человек. Он пользуется дорогими духами. Нарцисс, сибарит, приспособленец, может стать кем угодно. Надо стать геем — уверен, будет им. Надо быть художником — он станет великим живописцем. Максималист, но с хитрецой. Я таких не раз встречал. Для моего актерского багажа этот персонаж — находка.
— Вашего героя называют человеком-улыбкой. У него очень большие зубы. Вам делали виниры?
— Есть люди, у которых со вкусом что-то не то. И мой Евгений Борисович решил забабахать себе виниры виниристые. Рот не мог закрыть. Вот где настоящий комикс. Пришлось их подпилить.
— Играть удобно?
— Не очень. С утра надевал зубы и разнашивал. Язык привыкал, пропадали шипящие, сквозящие и всё вроде ничего. Главное, рот пошире открывать. Но определенный дефект речи оставался: вместо «вэ» говорил «фэ». Зато понял, почему пожилые люди так немногословны.
— Продюсер фильма Артем Габрелянов говорит, что у него планы на этот проект расписаны лет на десять вперед. Вы не интересовались, есть ли планы на вашего Евгения Борисыча?
— Не спрашивал, но это очень здорово. Молодец, Артем. Дай бог, чтобы сделали качественно. Уже сейчас у «Майора Грома» армия поклонников. Когда меня позвали на фестиваль Comic Con, думал: ну, придет человек сто, а собралось несколько тысяч. Я и не знал, что существует целая субкультура увлеченных комиксами людей. Кто-то называет их фриками. Но у них же свой мир, в котором им интересно.
— Что желаете себе на будущее?
— Я год просидел без проектов, придумал свою «Тамарку». Сам танцую, сам пою, сам билеты продаю. Очень хочется новой работы. А еще квартиру купить трехкомнатную, машину поменять, путешествий — и «Оскар». Желаю тебе, Мишаня!
Михаил Евланов в 2000 году окончил Московскую государственную академию водного транспорта, в 2005-м — Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (ЛГИТМиК). В кино сыграл около сотни ролей. В фильмографии актера — картины «Свои», «Обитаемый остров: Схватка», «9 рота», «Брестская крепость», «Шерлок Холмс», «Живи и помни», «Простые вещи» и др.