Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Федор Бондарчук по примеру отца сам делает эскизы и раскадровки, считает, что подсознательно использовал его находки, создавая «Девятую роту», и не сомневается в вечной актуальности советского фильма «Война и мир». Об этом режиссер, народный артист России рассказал «Известиям» в преддверии 100-летия со дня рождения Сергея Бондарчука.

— Вы использовали в своих фильмах какие-то режиссерские приемы вашего отца, может быть, дорабатывая или переосмысливая их?

— Конечно. Например, в «Девятой роте» много приемов, придуманных Сергеем Федоровичем. Когда фильм вышел, ваши коллеги-журналисты сравнили его с «Они сражались за Родину» и показали, что во многом эти две военные картины просто идентичны. Построение нескольких сцен, кадров, даже цветокоррекция... Я сам обалдел. Не думал об этом, не собирался цитировать — наоборот, хотелось отойти, найти свой путь. Мой отец сделал картины, получившие «Оскар», ставшие культовыми. И мне тяжело с этим грузом, поэтому я не пытался что-то повторить. Но подсознательно это проявилось.

Отец рано ушел из жизни. Но те несколько лет, что я мог беседовать с ним по-взрослому, а до этого всё детство, которое я просто жил в этой среде, конечно, повлияли. Когда ты видишь дома раскадровки и понимаешь, какой путь прошел режиссер, чтобы создать киноматериал, это всё безусловно откладывается в сознании.

Я окончил художественную школу, папа был самоучка, но мы оба рисуем, и раскадровки к своим фильмам он делал сам. Это отдельная вселенная, такого я не видел нигде. Представьте себе большой лист А2, на нем раскадровка выполнена акварелью, дописана тушью. И он сам это делал — не с художником-постановщиком, не с помощником, а сам, готовясь к съемкам.

Кадр из фильма «Девятая рота»

Кадр из фильма «Девятая рота»

Фото: Гемини

— К «Притяжению» тоже есть эскизы, которые вы сами рисовали?

— Конечно.

— От непрофессионалов часто можно услышать, что главный режиссерский прием Сергея Бондарчука — использование огромных массовок, множества лошадей и большого количества пиротехники.

Судить о наследии Бондарчука по количеству задействованных на съемках солдат — это глупость полная. В «Войне и мире», помимо батальных сцен, есть глубокие большие смыслы, в том числе про нашу страну, про русского человека, про Бога. Он действительно верил в то, что хотя бы на секунду экранного времени способен изменить душу зрителя к лучшему. Если вы смотрите только батальные сцены, значит, вы не знаете Бондарчука. К тому же там война — это метафизическое явление, а не только военные действия.

Да, в этом фильме действительно тысячи человек массовки, плюс несколько тысяч пластиковых муляжей — компьютерной графики не было. «Война и мир» неповторима. Как и «Бен Гур», и «Клеопатра», она останется в истории отдельным колоссом. Но, например, «Они сражались за Родину» — картина уже совсем иного постановочного масштаба. В центре композиции — полк из 12 человек, однако это не менее убедительно. Мое субъективное мнение, что фильм «Судьба человека» гораздо шире и мощнее, чем рассказ Шолохова.

Я уже не говорю про ленту «Степь», которая вообще не похожа на Бондарчука — это маленькое камерное произведение.

Кстати, к вопросу о лошадях. Отец всегда гордился, что ни одна лошадь не пострадала во время съемок «Войны и мира», «Ватерлоо». Про артистов и речи нет, слава Богу. Он очень дорожил их здоровьем. Как актер говорю: когда у тебя доверие к режиссеру, ты можешь и в горящую избу влететь неподготовленным... Забываешь о своей безопасности. Понимая это, поскольку он и сам снимался, отец заботился об актерах, как о детях малых.

Кадр из фильма «Судьба человека»

Кадр из фильма «Судьба человека»

Фото: Мосфильм

— «Война и мир» по-прежнему остается современной?

Первый фильм вышел в 1962 году, с тех пор было сделано несколько реставраций, последнюю выпустил Amazon на Blu-ray. И она смотрится абсолютно современно. Картина революционна по своему языку. Представьте себе: там есть склейки по два кадра, по три, по четыре. Это сейчас мы так монтируем, и никакой проблемы в этом нет, но для тех времен это была смелость. Отдел технического контроля на «Мосфильме» просто не пропускал такие вещи, это считалось нарушением канонов. Ведь снимали на пленку, и были определенные правила, технические протоколы, как надо монтировать. Ему говорили: «Нет, невозможно, потому что это брак». А на самом деле это был художественный прием.

— Сергей Бондарчук успел сняться в нескольких фильмах уже постсоветского периода. Как он вообще относился к кино 1990-х?

— Никак. Кино-то почти не было. Я однажды его спросил: «Ты можешь назвать отечественную картину из последних, которая произвела на тебя сильное впечатление?» Он назвал «Иди и смотри» Элема Климова (фильм 1985 года. — «Известия»). А дальше всё закончилось на 10 лет. Просто не было фильмов, которые привлекали его внимание.

Сергей Бондарчук

Сергей Бондарчук, 1981 год

Фото: РИА Новости/Юрий Белинский

— После V съезда кинематографистов, на котором Сергея Федоровича исключили из руководства данной структуры, жизнь вашего отца изменилась. Как он переживал этот период?

— Тяжело переживал. Но семья не видела этого, хотя и понимала. Это личность большого масштаба, он умел держать удар. Для него это действительно был очень тяжелый период, который закончился его смертью.

Читайте также
Прямой эфир