Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Маленькая женщина с большим голосом, прозванная в юности воробушком — и гордо пронесшая это имя через всю свою удивительную жизнь на сцене, — стала для Франции ХХ века не просто символом, а своего рода универсальным знаменателем культуры страны в общемировом контексте. Сегодня, 19 декабря, отмечается 105-я годовщина со дня рождения Эдит Пиаф — и «Известия» размышляют о ее роли в жизни каждого из нас.

Большая маленькая жизнь

Она родилась — так уж распорядилась судьба — спустя неделю после того, как по другую сторону Атлантики, в Хобокене, штат Нью-Джерси, на свет появился мальчишка по имени Фрэнк Альберт Синатра. Но если главному крунеру Америки была суждена долгая жизнь и карьера, продлившаяся большую часть столетия, Пиаф ушла в 47 лет — на пике славы и обожания публикой.

Жовиальный заокеанский сердцеед и хрупкая болезненная француженка, которую при всем желании трудно было назвать красавицей (физическую красоту ей заменяло невероятное обаяние и столь же уникальная артистическая харизма), стали как бы двумя сторонами эстрадной культуры ХХ столетия — оптимизм и тихая грусть, молодая Америка и молодящаяся Европа, романтика созидания и романтика разрушения...

Эдит Пиаф с композитором песни «Non, je ne regrette rien»

Эдит Пиаф с композитором песни Non, je ne regrette rien

Фото: Getty Images/Photo 12

О жизни Эдит Пиаф написаны толстые книги и статьи в энциклопедиях, ей посвящены фильмы и стихотворения. Пересказывать ее биографию еще раз, пожалуй, было бы бессмысленно: желающие узнать даты и вехи могут справиться хотя бы и в википедии, любители душещипательных историй могут обратиться к многочисленным томам о Пиаф, не забывая, конечно, и ее собственные мемуары (кстати, вышедшие на русском еще в середине 1960-х, вскоре после смерти певицы). Отвыкшим от чтения можно рекомендовать хоть старый фильм Клода Лелуша «Эдит и Марсель», хоть более современную «Жизнь в розовом цвете» с неподражаемой Марион Котийяр. Всё же вспомнить, с чего начиналась жизнь одной из величайших певиц столетия, наверно, необходимо.

Прозревшая

Свое имя Эдит получила в честь английской сестры милосердия Эдит Кэвелл, расстрелянной немцами в октябре 1915 года, — по крайней мере так считает большинство биографов со слов своей героини. Звучит правдоподобно — тем более что отец Пиаф, цирковой акробат Луи Гассьон, ушедший добровольцем на фронт, специально испросил двухдневный отпуск, чтобы увидеть дочь. Мать, актриса-неудачница по имени Анита Майяр, особых чувств к ребенку не испытывала и отдала Эдит на воспитание своим родителям. Условия были ужасающие: бабушка, чтобы Эдит не мешала ей криками, часто подливала в бутылочку с молоком вино.

Вернувшийся с войны Гассьон, узнав, что жена бросила и его, и Эдит, забрал девочку и увез ее к своей матери, Леонтине Декан, в нормандский городок Верне. Там малышка была окружена всеобщей любовью и заботой, несмотря на несколько специфическую профессию мадам Леонтины — она содержала публичный дом.

Обитательницы заведения изливали на Эдит всю нерастраченную материнскую любовь, особенно когда выяснилось, что девочка совершенно ослепла. Врачи, на которых хватало денег, не могли сказать ничего определенного, и бабушка отправилась с внучкой в поисках исцеления на богомолье к св. Терезе Малой в Лизьё. Молитвами ли, природой ли, но через несколько дней после приезда в монастырь шестилетняя Эдит прозрела (заметим, что в 1997 году папа Иоанн Павел II провозгласил св. Терезу Малую Учителем Церкви; звание, которое кроме нее имеют еще лишь три женщины).

Вскоре Эдит пошла школу, но с учебой вскоре пришлось расстаться: добропорядочные буржуа категорически не желали, чтобы их дети сидели в одном классе с внучкой «мамаши Тин» (большинство из почтенных папаш Верне были прекрасно осведомлены о прозвище Леонтины и роде ее занятий на основании, так сказать, личного опыта).

Отец забрал ее с собой в Париж — выступать на улицах. Он показывал акробатические трюки, а она пела, точь-в-точь как Тибул и Суок из написанной в те же годы повести Юрия Олеши «Три толстяка». Впрочем, вместо наследника Тутти Эдит встретила Симону Берто, свою вероятную единокровную сестру (у матери Симоны не было полной уверенности на этот счет, а Луи не настаивал), ставшую ее верной компаньонкой до конца жизни.

Под крышами Парижа

Эдит и Симона пели дуэтом на парижских площадях, иногда удача улыбалась и их приглашали выступить в каком-нибудь ночном клубе на Монмартре. В 17 лет Пиаф первый раз влюбилась — плодом недолгого союза стала дочь Марсель, прожившая, увы, лишь два года. В 1933 году начинающая певица получила постоянный ангажемент в заведении «Жуан-ле-Пен» на площади Пигаль. Вскоре сестры могли позволить себе снять собственное жилье, комнату в отеле «В свете луны» на улице Андре-Антуан в 18-м округе.

Впрочем, Эдит продолжала петь и на улицах: «Родилась, как воробей, прожила, как воробей, умерла, как воробей». Так ее заметил Луи Леплан, хозяин кабаре «Жернис» на Елисейских Полях. Он дал работу 20-летней певице; он же и придумал ей ставший легендарным псевдоним: Piaf, «воробушек» на парижском жаргоне. Первые же концерты «малышки Пиаф» в заведении Леплана имели оглушительный успех; вскоре ее пригласили спеть в сборном концерте с великими звездами французского шансона — Морисом Шевалье и Мистангетт.

Концерт из цирка «Медрано» в феврале 1936-го транслировался по радио; слушатели со всей страны звонили в студию и требовали больше песен Пиаф. С того холодного дня она заняла свое место на вершине эстрадного олимпа — с которого не сходила уже никогда.

Дальнейшее, как говорится, уже история. Встреча с поэтом Раймоном Ассо, написавшим главные ее песни, трагическая любовь к боксеру Марселю Сердану, дружба с великим Кокто, два замужества за совершенно терявшимися на ее фоне артистическими посредственностями (она честно пыталась помочь Жаку Пилсу и Тео Сарапо с карьерой, но даже она была, видимо, бессильна), алкоголизм, наркотики, две автомобильные катастрофы, смерть — и продолжающаяся вот уже более полувека посмертная слава.

Эдит Пиаф и Марсель Сердан

Эдит Пиаф (в центре) и Марсель Сердан прибывают в аэропорт Парижа, 1950 год

Фото: Getty Images/Keystone

Удивительно, но песни Пиаф успешно пережили все музыкальные моды второй половины столетия; живы они и сейчас. Да и легенда о нескладной и рано умершей певице-воробушке по сей день довлеет над обширным рок-мортуарием «ушедших в 27 лет». Хочется подчеркнуть: есть много великих артистов, которых помнят по имени, но уже давно не перечитывают, не переслушивают, не пересматривают. Пиаф в этом отношении схожа со своим ровесником Синатрой — их песни продолжают слушать и в новой цифровой реальности XXI столетия.

К востоку от Немана

Особое отношение к Эдит сложилось у нас, в России. Она не успела приехать в СССР с концертами, но в 1960-е ее песнями заслушивалась интеллигенция. Но уже в следующее десятилетие для миллионов советских людей она была не просто знаменитой певицей из далекой Франции. Она была бестелесным голосом из радиоприемника в машине Штирлица — хотя полковник Исаев в принципе мог слышать Пиаф и живьем; она, как и многие другие французские артисты, выступала в Берлине во времена оккупации. Впрочем, мало кого из поклонников «Семнадцати мгновений весны» волновали такие частности и мало кто знал, что звучащая в фильме песня Non, je ne regrette rien («Нет, я ни о чем не жалею») была сочинена лишь через 11 лет после войны, а записана Пиаф и того позже.

Благодаря поистине народному сериалу Татьяны Лиозновой Эдит Пиаф и сама стала в Советском Союзе народной легендой — хотя вряд ли такой результат ожидался создателями эпопеи о разведчике с лицом Вячеслава Тихонова. Характерно, что единственный нормальный лонгплей певицы, легально доступный в СССР (если не считать двух десятидюймовок с аудиокомментарием Натальи Кончаловской, вышедших в середине 1960-х), — «Мир Эдит Пиаф», впервые появившийся на прилавках в 1972-м, за год до премьеры «Мгновений», моментально стал дефицитом. Тираж допечатывали до самой середины 1980-х — пластинку часто покупали только ради «той самой песни». Впрочем, купившие неизбежно открывали для себя и «Жизнь в розовом цвете», и «Падам, падам», и «Милорда» — подборка была при всех форматных ограничениях почти безупречной.

Эдит Пиаф

Эдит Пиаф в лагере для военнопленных во время Второй мировой войны, 1943 год

Фото: Getty Images/ullstein bild Dtl

Она прожила короткую, но ослепительно яркую жизнь. Словно о ней написаны строки другой женщины, парижанки поневоле, столь же трагически и рано ушедшей из жизни: «Я дань платила песнями, Я дань взымала кольцами». Впрочем, русская поэтесса вряд ли успела обратить внимание на юную певичку, звезда которой начинала разгораться в Париже именно в те годы, когда Марина Цветаева собиралась обратно, на родину, навстречу смерти.

У Пиаф, поднявшейся с самого дна общества, было мало что общего с профессорской дочкой из Москвы, писавшей стихи с шести лет. Объединила их, никогда не встречавшихся в реальной жизни, общность духовных ценностей ХХ столетия — кровавого, полного войн и человеческих трагедий, но парадоксальным образом связавшего национальные культуры разных стран ненавидимыми «нитями». Символично, что совсем недавно спектакль «Диалог с Эдит Пиаф», посвященный памяти великой певицы, был показан именно в московском Доме-музее Марины Цветаевой. «Я пою не для всех — я пою для каждого», — говорила Эдит Пиаф. И это не было ни позой, ни преувеличением.

Читайте также
Прямой эфир