Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенные пункты Рубанщина и Заолешенка в Курской области
Мир
Трамп назначил Келлога ответственным за контакты с руководством Киева
Армия
ВС России уничтожили дроном «Форпост» технику ВСУ в курском приграничье
Мир
Меркель назвала Россию огромной и сильной страной
Армия
Минобороны РФ изменит нормы снабжения имуществом штурмовиков
Экономика
Цены на жилье могут вырасти на 10–20% из-за расширения семейной ипотеки
Мир
Трамп подписал указ о сокращении функций агентства по глобальным медиа
Спорт
Футболисты «Локомотива» обыграли «Динамо» со счетом 2:1 в матче РПЛ
Мир
В протестных акциях в Белграде приняли участие 107 тыс. человек
Мир
CENTCOM сообщило о начале крупномасштабной операции против хуситов в Йемене
Мир
Более 80 тыс. рабочих промпредприятий вышли на демонстрации в Германии
Общество
По факту ДТП в центре Москвы возбуждено уголовное дело
Мир
Вице-премьер Сербии не исключил возможность ареста Милорада Додика
Мир
Путин, Лукашенко и Рахмон обсудили с Алиевым межгосударственные отношения
Мир
Мать с двумя сыновьями ворвались в лицей во Франции с ножом
Мир
Китайский истребитель потерпел крушение во время учений
Мир
Суд в США обязал Starbucks выплатить $50 млн водителю после ожогов горячим кофе
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Китайский агрегатор заказа такси из Китая DiDi вышел на российский рынок. Пассажирам сервис предлагает цены ниже, чем у конкурентов, а водителям — комиссию 9,5%. Машину можно заказать в 15 российских городах, но к выходу в Москву компания пока не готова. Эксперты считают, что новый игрок вытеснит мелких конкурентов за счет демпинга и потом повысит стоимость поездок и сборы. Какие перспективы у нового игрока и что говорят о нем таксисты, разбирались «Известия».

Что за новый агрегатор

Глобальную технологическую платформу DiDi Chuxing основала в 2012 году Alibaba Group — за это время сервис практически полностью захватил рынок такси, а также занялся продвижением услуг каршеринга. В КНР DiDi представлен более чем в 400 городах, где приложение регулярно запускают 450 млн пассажиров. В 2016-м в компанию вложила $1 млрд корпорация Apple, тогда же DiDi полностью выкупил подразделение Uber в Китае.

Сейчас помимо Азии сервис работает в Европе, Латинской Америке и Австралии. Всего он объединил 550 млн пользователей в 14 странах, которые совершают более 50 миллионов поездок ежедневно.

didi
Фото: REUTERS/Oriental Image

В России сервис заработал 24 ноября в 15 новых городах Поволжья и Центральной России, включая Белгород, Брянск, Владимир, Ижевск, Йошкар-Олу, Курск, Липецк, Набережные Челны, Оренбург, Пензу, Рязань, Тамбов, Тверь, Тулу, Чебоксары. Ранее, в августе, DiDi запустился в Казани, а вот о работе в Москве и Санкт-Петербурге речи пока не идет.

«Мы делаем серьезную ставку на российский рынок, но пока преждевременно называть дату начала работы в Москве», — отметила в беседе с «Известиями» PR-директор DiDi в России Ирина Гущина.

Подадут быстро

В DiDi обещают сделать поездки более доступными по сравнению с ценами основных конкурентов. Для этого сервис использует передовые технологии, включая анализ больших данных, алгоритмы прогнозирования спроса и интеллектуальной диспетчеризации, машинное обучение.

Автомобили будут подавать быстро, всего за несколько минут, говорят представители сервиса.

didi
Фото: REUTERS/Carlos Jasso

«Скорость подачи автомобилей, заказанных через DiDi в Казани, в среднем составляет 5 минут, варьируясь от 3 до 7 минут в зависимости от времени дня и загруженности дорог. Этого результата мы смогли добиться всего за три месяца работы. В каждом городе мы стремимся к тому, чтобы заказ автомобиля занимал считаные минуты. Мы обеспечиваем быструю подачу благодаря нашим технологиям, включая карты с динамикой спроса в водительском приложении, и поощрениям, помогающим сбалансировать спрос и предложение в разных частях города тогда, когда это необходимо», — объяснила Гущина.

Что касается безопасности пассажиров, то в дополнение к индивидуальным обязательным страховкам водителей DiDi предоставляет коллективное страхование от несчастных случаев и происшествий для водителей и пассажиров, которое покрывает ущерб жизни и здоровью, причиненный водителем, пассажиром или третьей стороной во время поездки.

В числе особенностей сервиса — круглосуточная помощь по телефону, то есть можно позвонить оператору, а не писать жалобу в приложении.

Кнопка SOS и возможность проследить маршрут

В приложении предусмотрен ряд важных функций: сохранение конфиденциальности телефонных номеров, возможность добавлять контакты доверенных лиц для экстренной связи, возможность делиться маршрутом своей поездки с друзьями и семьей, которые смогут следить за передвижением в режиме реального времени, а также возможность отмены подобранного системой водителя/пассажира.

didi
Фото: REUTERS/Oriental Image

Также в приложении есть кнопка SOS для пассажиров и водителей, которая позволяет в экстренной ситуации связаться с правоохранительными органами и передать сведения о поездке и текущее местоположение доверенным контактным лицам.

«До начала сотрудничества все водители проходят обязательную проверку», — заверили в компании.

Без скрытых платежей

Водителям DiDi предлагает прозрачные условия сотрудничества без скрытых платежей за пользование приложением. На данный момент комиссия для водителей составляет 9,5% и включает НДС.

didi
Фото: Global Look Press/Wang Xiang/Keystone Press Agency

«Важная отличительная особенность DiDi — фокус на инновации, которые не только обеспечивают безопасность, но и повышают эффективность работы платформы. Среди них работа с большими данными. Так, ежедневно DiDi обрабатывает более 106 ТБ информации о маршрутах транспортных средств, подключенных к системе, более 40 млрд запросов о поездках. Также это применение искусственного интеллекта в маршрутизации, включая прогнозирование спроса в разных частях каждого города на протяжении суток и применение умных алгоритмов диспетчеризации, машинное обучение, облачные вычисления», — поделилась Гущина.

«Они просто покупают себе место на рынке»

Новый игрок заявил о планах на быстрый рост и расширение бизнеса в России. Так, за два месяца работы в Казани DiDi стал вторым по величине сервисом по заказу поездок с постоянно растущей базой пользователей, водителей и партнеров-таксопарков.

Тем не менее сами профессиональные таксисты и эксперты относятся к обещаниям скептически: они не сомневаются, что сервис применяет довольно стандартную стратегию, накапливая базы водителей и пассажиров, привлекая их выгодными предложениями, доплатами и бесплатными поездками для клиентов, после чего установит рыночные цены и более жесткие требования к водителям. В частности, так считает руководитель Центра компетенций Международного Евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус.

«Бизнес-модели у агрегаторов в целом одинаковые. При запуске в Казани водителям обещали, что у DiDi свой уникальный алгоритм загрузки, который более удобно подбирает заказы. Практика показала, что ничем принципиально алгоритм не отличается от алгоритма того же «Яндекса», «Ситимобила», Gett и приложения любого местного таксопарка из провинции. Что касается бизнес-модели захода на рынок нового агрегатора, они все одинаковые и нового тут ничего не придумать. Они просто покупают себе место на рынке. DiDi запустил программу промокодов и бесплатных поездок для пассажиров, их компания оплачивала из собственного кармана. А чтобы были заказы, нужно больше бортов. Чтобы привлечь водителей, им пообещали большие доплаты. Например, в Казани при 40 выполненных поездках DiDi гарантированно платил 14 тыс. рублей. Там началась настоящая война, потому что и «Яндекс», и «Ситимобил» тоже объявили о доплатах. И для водителей это хорошо — они пару месяцев будут получать приличные деньги», — рассказал «Известиям» Швагерус.

такси
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Он уверен: многие бонусы и для пассажиров, и для водителей исчезнут после того, как новый игрок наберет достаточную базу клиентов и таксистов. И цены просто сравняются с рыночными — дальше дело останется за привычками пассажиров.

«Пока деньги на продвижение будут идти из головного офиса. Но уже сейчас потихоньку набирается достаточное количество бортов и постепенно начнут исчезать разные бонусы и доплаты, повышаться комиссия, выравниваться цены. Так, обещанный доход снизили с 14 тыс. рублей до 10 тыс. рублей. Мы это уже проходили. Когда около года назад «Ситимобил» начал экспансию в регионы, на каждый город они тратили по 1 млрд рублей, водители поработали 3–4 месяца и всё. При этом уже сейчас пассажиры на форумах обсуждают, что ждут разных промокодов или бесплатных дней для поездок, а без них приложение не запускают — ждут скидок», — отметил Швагерус.

Эксперт рассказал, что комиссия работающих в России агрегаторов, которым водители платят за доступ к заказам, варьируется в зависимости от региона и может составлять от 10% в небольших городах до 28–30% в Москве. Кроме того, приходится доплачивать за использование программного обеспечения — например, навигатором «Яндекс».

Война за потребительские привычки

Координатор сообщества Петр Шкуматов, который сам долгое время проработал в такси, считает, что приход DiDi в первую очередь означает гибель для мелких игроков, таких как местные таксомоторные компании. Они просто не смогут пережить временное отсутствие заказов, связанное с демпингом от конкурента.

«У DiDi есть огромная финансовая поддержка от головного офиса. В России на соразмерные вливания могут рассчитывать только «Яндекс» или «Ситимобил». Им наличие такого конкурента не критично. А вот у мелких игроков и даже у Gett могут возникнуть проблемы. Применяется классическая агрессивная политика — выбить слабых, заплатить за водителей и занять их места», — рассказал «Известиям» Шкуматов. Он объясняет, что первое время DiDi попытается максимально перекроить рынок под себя.

didi
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

«Такие гарантированные заработки, как сделали таксистам Казани, в регионах найти не так просто. Конечно, многие новые водители решили подключиться и стать таксистами. Но в Москве ситуация иная, деньги здесь есть, поэтому, когда DiDi попытается взломать московский рынок, здесь начнется жесткое противостояние», — объяснил Шкуматов.

По мнению эксперта, между агрегаторами сейчас идет война за потребительские привычки. После переходного периода, по его словам, доходы водителей и цены на услугу сравняются с рыночными. Решать, каким приложением воспользоваться, по его словам, пассажиры будут исходя из цены и доступности машин.

Читайте также
Прямой эфир