Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Тотальный контроль: к чему приведет регулирование тарифов такси

Почему вмешательство властей может ухудшить ситуацию для всех
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

29 октября эксперты и представители агрегаторов обсудили на круглом столе в «Коммерсанте» регулирование рынка такси. Этот вопрос обсуждается в Госдуме несколько лет и вызывает массу возражений у предпринимателей и водителей. Один из самых обсуждаемых вопросов — должно ли осуществляться государственное регулирование цен на поездки в такси. Установление минимальных и максимальных тарифов не только не решит проблем отрасли, но и добавит новых. Чем именно грозит вмешательство государства в сферу такси — в материале «Известий».

ФАС против

В 2018 году в Госдуме приняли в первом чтении законопроект о регулировании рынка такси. Документ вызвал волну критики со стороны бизнеса, и в конце 2019 года на рассмотрение был внесен его альтернативный вариант. Но в феврале 2020-го он вернулся авторам по формальным причинам. Сейчас оставшийся в Госдуме законопроект дорабатывается.

Много споров вызывает вопрос о регулировании тарифов и введении максимальной и минимальной стоимости поездки.

По мнению начальника управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России Елены Заевой, государство должно вмешиваться в дела рынков, не относящихся к естественным монополиям, только в исключительных случаях, например при чрезвычайных ситуациях или из соображений национальной безопасности — и не более чем на три месяца.

Она подчеркнула, что лучший регулятор тарифов — сам рынок.

— Любое государственное вмешательство в сферу, которая не является естественной монополией, неизменно приведет к перекосу в рыночных отношениях. Если, по мнению законодателей или общества, рынок функционирует ненадлежащим образом, необходимо принимать взвешенное решение, которое будет учитывать интересы всех сторон и соблюдать баланс. Вводить ценовое регулирование, когда не получается осуществлять контроль, — это тупиковый путь. В итоге мы получим огромный черный рынок, вернемся на 20 лет назад. Да, статистика улучшится, потому что черный рынок в нее не попадет.

Заева добавила, что прежде чем обсуждать госрегулирование тарифов, надо оценить большой спектр вопросов, определить ответственность сторон, рассмотреть нюансы. К примеру, сейчас, отметила представитель ФАС, на рынке много посредников между водителем и агрегатором — в том числе из-за правовой неопределенности в этом отношении. После оплаты многочисленных комиссий у водителя остается немного — этот вопрос нужно решить.

Кроме того, сказала Заева, нет необходимости в минимальном и максимальном тарифе — они определяются спросом.

— Минимальный тариф и так установлен. Минимальные цены есть в открытых источниках, для каждого города они свои в зависимости от расстояния и спроса. В этом вопросе дополнительного вмешательства не нужно. Что касается взлета цены во время повышенного спроса, то спрос и есть лучший регулятор. Что такое установление максимального тарифа? Это, например, заставить водителя в новогоднюю ночь, когда он при других обстоятельствах спокойно сидел бы дома, оказывать услугу за обычную стоимость. Просто никто не выйдет на линию.

Управление тарифами такси противоречит Конституции, о чем ФАС предупреждала еще в 2016 году. К таким же выводам пришли Центр стратегических разработок и Институт законодательства и сравнительного правоведения в 2020-м.

По данным Аналитического центра при правительстве РФ, рынок такси продолжает расти. К примеру, с 2015 по 2017 год численность таксистов росла на 25% ежегодно. За это же время объем рынка увеличился на 37,8% — с 441 млрд рублей до 709 млрд. С 2014 по 2018 год доля населения, регулярно пользующаяся такси, выросла на 19,4%.

— Мы считаем, что для этого рынка, который находится в состоянии роста и конкуренции, единое государственное регулирование тарифов нецелесообразно ни в какой форме, — заключила Заева.

Заработки меньше

По оценкам агрегаторов, введение минимального тарифа, например 250 рублей на поездку в Москве, не поднимет заработок водителя, а, напротив, сократит его доход примерно на 10%, так как количество поездок уменьшится на треть. В итоге, по словам экспертов, пострадают и потребители, и водители.

По мнению заместителя председателя комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Александра Савельева, регулирование тарифов сродни хирургическому вмешательству в организм.

— Операцию нужно делать, когда другие способы лечения невозможны. Мы не должны регулировать что-то, только потому что можем. Нужно делать это лишь тогда, когда мы понимаем, что не регулировать нельзя, и какие-то другие более мягкие меры не ведут к желаемому результату. Помимо ограничения конкуренции, здесь можно найти и другие ограничения: свободы договора, ведения предпринимательской деятельности. Они могут вводиться только для защиты значимых интересов и благ и должны носить пропорциональный характер.

Он добавил, что поправки, которые обсуждаются в Госдуме, не продемонстрировали, к какому позитивному эффекту приведет госрегулирование, и будет ли он превосходить негативный.

— Если посмотреть на зарубежный опыт, такого всеобъемлющего регулирования тарифов нигде нет. То есть мы опять идем неким своим уникальным путем, причем не имея достаточных эмпирических и прочих данных, — пояснил Савельев.

Автомобилей больше

Вмешательство в установление тарифов может плохо отразиться и на дорожной ситуации в крупных городах. Как отметили представители агрегаторов, один автомобиль такси заменяет два личных автомобиля. В среднем он перевозит семь человек в день.

Вице-президент Центра экономики инфраструктуры Павел Чистяков подчеркнул, что если пассажиры начнут отказываться от такси, лишь часть из них пересядет на общественный транспорт. Многие вернутся к личным автомобилям.

— Это крайне рискованная и негативная мера. Количество личных автомобилей на дорогах увеличится. И то, с чем долго и эффективно боролся столичный департамент транспорта, даст шаг назад. Мы ожидаем, что при введении минимального тарифа (250 рублей) на улицах Москвы появится не меньше 20–30 тыс. дополнительных автомобилей. Это примерно 3–4-процентный рост.

Чистяков добавил, что это еще и антисоциальное решение в период пандемии, так как не у всех есть возможность использовать личный автомобиль, а такси безопаснее, чем общественный транспорт. Но увеличивать парк автобусов и трамваев, чтобы люди в час пик не толпились в нем, — дорого.

В целом эксперты уверены: регулирование тарифов не решит никаких проблем в отрасли. Заработок водителя не повысится, роль такси в городской жизни снизится, перевозчики будут работать в убыток.

Разрыв со стоимостью поездки в общественном транспорте уже существенный: в Москве такси дороже в 10–25 раз. Для сравнения: в Великобритании — всего в два раза, в Нью-Йорке — в пять раз. Регулирование не улучшит ситуацию. Для него не подходит ни один критерий: на рынке нет естественной монополии, такси — не жизненно необходимая услуга и не вредная для здоровья. Но обсуждение этого вопроса всё равно продолжается.

Читайте также
Прямой эфир