Есть и Лана: поп-звезда идет в оперу, рок-звезда выбирает рояль


Ник Кейв и Михаил Плетнев размышляют об ударах судьбы наедине с роялем, Лана Дель Рей отправляется в 1930-е и поет Гершвина, а корейские мальчики BTS призывают всех забыть о трудностях и просто наслаждаться жизнью. Тяжелые времена каждый артист переносит по-своему, потому и музыка получается настолько разной. «Известия» помогут меломанам сделать выбор.
Клип недели
Lana Del Rey Summertime The Gershwin Version
Лана Дель Рей неожиданно решила порадовать поклонников джаза: в новом клипе она исполняет знаменитую арию Джорджа Гершвина Summertime. Подзаголовок, указывающий на автора, очевидно, должен опровергнуть предположения, будто Лана перевыпустила собственный хит Summertime Sadness из альбома Born to Die. А вот войдет ли новый трек в будущий альбом певицы, один сингл из которого мы уже слышали, — пока загадка.
Так или иначе, видео заслуживает внимания. В нем Лана приезжает на машине 1930-х в летнюю беседку, окруженную тропическими зарослями, и поет в старомодный микрофон в сопровождении колоритного ансамбля колыбельную из «Порги и Бесс». Снято всё это просто, без избыточных эффектов испорченной пленки, которыми обычно грешат клипы Дель Рей, но невероятно стильно. Картинкой просто любуешься. Вдобавок, и кавер получился на удивление достойный. Голос певицы звучит непривычно сильно, подчас со спиричуэлсовой хрипотцой, но сохраняет ту характерную интонацию и ощущение томной неги, за которые мы ее и любим. Да и образ девушки, всю свою карьеру построившей на игре в ретро, так органичен в этом контексте.
Сингл недели
BTS Life Goes On
Одна из главных поп-сенсаций последних лет, южнокорейский бойз-бэнд BTS выпустил долгожданный альбом «BE», подготовленный суперхитом Dynamite. На полноценную пластинку релиз, впрочем, не совсем тянет, ведь его длительность всего 28 минут, а новых песен — лишь шесть (плюс шутливая запись беседы участников группы). Но зато проходных среди них нет: это прекрасно спродюсированные, в меру изобретательные и будто заряженные на успех разностилевые композиции, современно звучащие и вовсе не продолжающие ретролинию Dynamite. Самая заметная из них — открывающая трек-лист Life Goes On, выпущенная одновременно с альбомом в качестве второго сингла.
Расслабленная мелодия, идеальная для релаксации на пляже или блаженного домашнего ничегонеделания, с легким ароматом рэгги и латино, ничем не выдает восточное происхождение авторов за исключением текста на корейском. Но BTS давно уже стали интернациональным явлением, да и посыл здесь универсален: жизнь продолжается, несмотря на все сложности, поэтому нечего унывать. Нехитрый месседж и его музыкальная «обертка» явно нашли отклик в сердцах публики. За первые 12 часов клип набрал почти 50 млн просмотров на YouTube, а к настоящему времени число зрителей перевалило за 100 млн.
Альбом недели
Nick Cave Idiot Prayer
Австралийский рокер Ник Кейв со своим коллективом The Bad Seeds всего год назад выпустил альбом Ghosteen и отправился с ним в турне. Но концерты были прерваны пандемией. И тогда музыкант решил сделать платное онлайн-мероприятие: 23 июля он в одиночку выступил в лондонском Александра-паласе, аккомпанируя себе на рояле. Шоу (если здесь применимо это слово) транслировалось в реальном времени и нигде потом не было выложено. Но уже осенью Кейв сообщил, что собирается выпустить видеозапись в качестве концертного фильма, а аудиопрограмма будет издана как концертный альбом.

Релиз последнего состоялся 20 ноября. Двойной диск получил название Idiot Prayer, и послушать его стоит каждому поклоннику Кейва. Это 22 грустные меланхоличные песни, 19 — из репертуара Nick Cave & The Bad Seeds, две — из альбомов сайд-проекта Кейва Grinderman и одна новая: Eutanasia. И хотя облик известных композиций совершенно иной, нежели мы привыкли, они совершенно не потеряли своего обаяния и выразительности. Напротив, приобрели мудрость, проникновенность и исповедальность. Все-таки слово «молитва» в названии неслучайно.
Концерт недели
Михаил Плетнев в «Зарядье»
Строго говоря, само выступление выдающегося пианиста состоялось еще в прошлые выходные, 14 ноября. Точнее, два выступления. Как и все сольники Плетнева, этот был распродан подчистую, и когда московские власти ввели с 13 ноября новые правила заполнения концертных залов — не более 25%, — артисту пришлось выйти на сцену за один день дважды, не только в 19:00, но и в 16:00. Впрочем, в нынешних условиях даже такой щедростью могут воспользоваться далеко не все желающие. Поэтому решение «Зарядья» выложить несколько дней спустя полные видеозаписи каждого произведения на YouTube — хотя бы какая-то компенсация тем меломанам, которые не смогли услышать игру Михаила Васильевича вживую. А заодно — фиксация исторического момента.
Весь вечер Плетнев играл Бетховена, причем не поздние сонаты, которые он периодически с блеском исполняет в других программах, а самые популярные, заигранные до невозможности: Первую, Восьмую («Патетическая»), Четырнадцатую («Лунная») и Семнадцатую («Буря»). Даже вещи, которые мы знаем наизусть, он умудряется преподносить по-новому, не греша при этом против текста. С одной стороны, Плетнев играет очень просто, даже бесхитростно. И уж точно без того блеска виртуозности и каскада романтических эмоций, которыми любят щеголять иные исполнители. С другой стороны, в каждой фразе у него чувствуется биение мысли и диалог с судьбой. Но здесь нет бетховенской борьбы, «бури и натиска», разве что тень от них. И оттого еще страшнее. Пожалуй, едва ли не более показателен в этом плане единственный бис — до-мажорное Рондо, где безоблачное течение наивной мелодии вдруг прерывается паузой, и в нескольких секундах звенящей тишины чувствуется встреча с Вечностью.