Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенные пункты Рубанщина и Заолешенка в Курской области
Общество
Пиротехники МЧС России обезвредили авиабомбу в Краснодарском крае
Происшествия
В Саратовской области из-за паводка перекрыто движение пассажирского транспорта
Мир
СМИ сообщили о почти полном исчерпании ВСУ запаса ракет для комплексов Samp-T
Спорт
Хоккеиста ЦСКА Каменева временно отстранили за нарушение антидопинговых правил
Спорт
Туск выразил недовольство из-за поражения теннисистки Швентек от Андреевой
Мир
Трамп подписал указ о сокращении функций агентства по глобальным медиа
Общество
Двое несовершеннолетних арестованы по делу о теракте в Калужской области
Мир
Додик заявил о готовности к сделке по редкоземельным металлам с Трампом
Мир
Премьер-министр Венгрии потребовал недопуска Украины в ЕС
Армия
ВС России в ЛНР уничтожили украинскую бронетехнику расчетами FPV-дронов
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу в Москве 15 марта
Наука и техника
Маск заявил о запуске корабля с человекоподобным роботом на Марс в 2026 году
Армия
ВКС России в воздушном бою сбили истребитель МиГ-29 ВСУ
Мир
Мать с двумя сыновьями ворвались в лицей во Франции с ножом
Общество
В Москве арестован разыскиваемый Интерполом румынский преступник Василь Родидеал
Мир
В Белграде на фоне протестов приостановили движение общественного транспорта
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

17 ноября не стало народного артиста РФ Романа Виктюка. Ему было 84. Этот разговор с Романом Григорьевичем состоялся год назад. Он был в приподнятом настроении, готовился к новому сезону, репетировал премьеру, хвастался нарядным пиджаком от итальянских дизайнеров. Энергичный, молодой, справедливый, бесконечно одаренный, «поцелованный Богом» режиссер всегда был в движении. А несколько недель назад он попал в больницу с коронавирусом. 28 октября, в свой день рождения, Роман Виктюк рвался в театр. Тогда все были уверены, что эта динамо-машина вот-вот поправится и всё заработает с новой силой. Но…

Завещание мэтра

— Вы видите в своем коллективе преемника?

— Вопрос не в преемнике. Товарищи, что же думать про уход? Мы и так знаем, что мы уйдем. Но должны быть те, кто может все мои идеи продолжить. Эти ребята со мной более 20 лет.

— Они вам преданы?

— Конечно. Они всё понимают, им не надо никаких высоких идей, ничего. Им нужна только сцена.

— Вы научили актеров режиссерскому ремеслу?

— Вопрос не ремесла, вопрос в служении. А сегодня никто не служит искусству, все только зарабатывают.

— Ваш ученик, заслуженный артист России Дмитрий Бозин теперь еще и ставит спектакли. Как вы оцениваете его режиссуру?

— Если бы я в него не верил, то он бы не ставил здесь. Еще Игорь Неведров о режиссуре даже не думал. А я ему сказал: «Вот у тебя пьеса. Ставь». Он даже не удивился. Где-то в подсознании у него было, что может такое с ним произойти. И он поставил. Я не вмешивался — даже не приходил, не смотрел.

Роман Виктюк
Фото: пресс-служба Театра Романа Виктюка

— По вашему мнению, артисты театра не должны предавать его, уходя на телевидение?

— Они могут идти на телевидение, если это что-то качественное.

— Например?

— Я сам был в телевизоре. Читал на «Культуре» Хармса, «Старуху». Один час с чем-то, всего. А удовольствия — масса. Посмотрите. Я театру говорю, что это — мое завещание.

— В смысле?

— Как надо играть.

— Ну, вы хватили. Сказали бы — мастер-класс.

— Это не мастер-класс. Если бы я хотел учить их — учил бы. Но в этом фильме и есть моя душа, исповедь перед камерой, если хотите. Это не игра!

Роман Виктюк
Фото: пресс-служба Театра Романа Виктюка

— Вы уже задумываетесь о конце, если завещание записали?

— А как же? Если ты видишь, как на сцене играют, надо все-таки прийти и поиграть самому. Света Крючкова, замечательная артистка, посмотрев «мое завещание», сказала: «Это — гениально. Это — нам всем урок». И я поддерживаю ее и говорю: «Конечно».

— Почему вы не пошли в артисты? Представляете, какую актерскую карьеру могли бы сделать.

— Зачем? Боже упаси, мне лучше с детьми. Я своих артистов называю «дети».

— Почему не ученики?

— Это не ученики. Ученики всё время есть. А дети — это совсем другое.

— Что вас сейчас раздражает в театре как явлении?

— Пошлость и зарабатывание денег.

Роман Виктюк
Фото: пресс-служба Театра Романа Виктюка

— Могут быть дорогими билеты в театр?

— Нет. Это неправильно. Потому что искусство должно быть доступным.

Преданный друг

— Но театр тоже должен жить на что-то. И если есть популярный спектакль, ваши коллеги поднимают цены.

— Пусть повышают. Это их проблемы. Что вы ко мне-то с этим? У нас так себя не ведут. Поэтому и лица приходят в Театр Виктюка совершенно другие. Вы видели лица наших зрителей? Я вам передать не могу. Они светятся. Поверьте мне.

— Я видела. Это просто фан-клуб Виктюка. В фойе ставят вашу картонную куклу, и они делают селфи с вами.

— Совершенно верно. Влюбленные женщины. Ну а что? Я не против. Понимаю, просто не думал, что так любят. Я уже не говорю о фанатах по миру. Мы же ездили по всем странам, и по нашим городам. И там есть клубы фанов! В Израиле очень много поклонников, например.

— Вы любите модные наряды. От кого это у вас?

— Моя мама как-то привезла себе из поездки Chanel. Откуда она могла знать, что Chanel — это высокая мода? Она просто купила и носила ее. И отец был таким же. При всей нищете всегда был одет с иголочки, да. Если бы мама могла увидеть, в каких нарядах я хожу!

Роман Виктюк
Фото: пресс-служба Театра Романа Виктюка

— А как относитесь к моде на нецензурщину на сцене?

— Это всё чепуха. Это модно сейчас. Но время проходит очень быстро, и всё исчезает. Когда отсутствует божеское начало, когда в театре не служат, а зарабатывают, тогда все средства идут на то, чтобы людей обмануть чем-то.

Когда был раздел МХАТа, когда Таня Доронина ушла — вернее, ее «ушли» — я решил поставить с ней спектакль. Я же ставил и у Ефремова до этого. И вот, пришел я с гениальным артистом Жорой Бурковым к Тане и принес ей пьесу «Старая актриса на роль жены Достоевского» Радзинского. Я сказал ей: «Завтра начинаем репетировать». И что в итоге? 30 лет она играла этот спектакль.

— А не вы ли сосватали ее Радзинскому?

— Нет. Это у них было раньше. Я вернул их. Второго сватовства уже не было.

— Вы оказались рядом и с Ириной Мирошниченко, когда у нее в жизни случилась трагедия.

— В том МХАТе у Ефремова до сих пор идет мой спектакль «Татуированная роза» Теннесси Уильямса. Ирина Мирошниченко играет ее более 30 лет. А вначале было так. У Иры — беда. Ее отправили за границу, была проблема с позвоночником, травма. И она лечилась полтора года. А мне спектакль ставить с ней в главной роли. Театр меня убеждал: «Надо ввести другую артистку». Я сказал: «Никогда». Ефремов и Степанова говорили: «Зачем из Мирошниченко делать звезду?» Ну как так можно? Пропесочил я тогда и Олега Николаевича, и всю труппу Художественного театра. Потому что здесь основа была — любовь к человеку. С этого Станиславский и Немирович-Данченко начинали театр. В итоге я дождался Иру и мы сделали спектакль.

— Да уж, про кумиров лучше не знать подробностей.

— Они уже ушли. А Мирошниченко — звезда. Но это не имеет никакого значения.

А вы видели, какой поставили памятник Немировичу и Станиславскому перед театром?

Роман Виктюк
Фото: пресс-служба Театра Романа Виктюка

— У нас не было ни одного памятника этим людям. Замысел хороший.

— Ну, так надо было скульптуру дать тому, кто в этом понимает. А памятник Чехову? Памятник стоит, а рядом туалет.

— Вы разделяете убеждение, что зрителей в театр можно заманить только на звезду?

— Это неправда. Только кажется, что на звезду.

— Кино делает артиста знаменитым. Вы отпускаете артистов сниматься?

— Боже упаси. Те, кто пошли, проиграли. Потому что они променяли живое искусство на халтуру сознательно. Это всё пустое. Но возвращаться обратно в театр — бессмысленно.

— Вы не примете?

— Не потому! Они уже не смогут. Тот, кто остался, ведь двигался дальше, выше, а они приходят со всем опытом плебейства.

Роман Виктюк
Фото: пресс-служба Театра Романа Виктюка

— Когда вы ставили «Служанок», артисты даже жили в театре. Тоже, чтобы не растерять?

— Конечно. Они и жили с утра до ночи. Оберегал душу. Чтобы суетное не разрушало ничего. И я добился этого. Спектакль же вышел. Я уж молчу, что «Служанки» протоптали дорогу в театр. К нам пошел наш зритель.

— Вы знали сотни известных людей. Мало того, вы успели записать с ними интервью, успели снять при жизни. Вы смотрели вперед? Думали о памяти?

— Нет. У меня была передача на телевидении «Поэтический театр Виктюка». И всех великих я успел снять. Яковлев, Ульянов — да все! А когда оглянулся, люди-то уже ушли. Вот и оказалось, на память.

— Зачем вам в кабинете велотренажер?

— Ну а зачем оно стоит? Кручу педали.

— Вы следите за собой и актерам спуску не даете. Я слышала, как вы их отчитывали за то, что на тренинг не пришли. Хотите, чтобы стройными были?

— А кто не стройный — уходи.

Роман Виктюк
Фото: ТАСС/Артем Геодакян

— Некоторые любят рубенсовских девушек.

— Пускай. Но это в другом театре. В нашем — нет! Все обязательно занимаются растяжкой, движением. Это входит в репетиционный период. А когда тело тренировано, это наслаждение для самого актера. Потому что потраченную энергию восполняет божественной. Оттуда!

И я вас уверяю, актер не устает, не падает. А то, что потеряет вес? Это смешно. Всё восполняется. Движение в XXI веке — это движение той энергии, которая выше Земли, выше Солнца. Кто-то для себя это только открывает, а я уже давным-давно об этом знаю. И принцип этой энергии — очистка организма. Если этого не будет, то и не нужна вам вовсе подзарядка.

— Вы показывали красоту тела, а в некоторых театрах снимают штаны ради эпатажа.

— Потому что это легче. И еще говорят: «О, это новое слово в искусстве». Какое это новое слово? В бане, в туалетах все видели это.

О важном

— Что вам сейчас доставляет радость в жизни?

— Делать только то, что я хочу. Это не вкалывать ни молотком, ни гвоздями. А заниматься только театром.

— Раскройте секрет вашей молодости и энергичности?

— А я выхожу и говорю: «А мне 19». И все вокруг реагируют: «Ой, правда». Сейчас развесили пятиметровые мои фотографии по городу — и такие красивые одежки. Еду по Тверской, а на Телеграфе — я в голубой рубашке. Красавец-мужчина.

Роман Виктюк
Фото: ТАСС/Михаил Метцель

Вы в политические передряги не вникаете?

— Нет, совершенно. У меня все звания есть, мне ничего не надо.

— Можно подумать, что вы ради званий работаете.

— Нет. Я даже не знал, что они дают мне их! Каждый раз это был сюрприз. Приятный. Да мне вообще некогда было думать о признании или чтобы меня кто-то заметил. Я делом занимался. Любимым.

— Были коллеги, которым вы бы в ноги поклонились?

— Конечно. Одна из великих мира — Елена Образцова. Не только потому, что я ее знал, дружил с ней, обожал. Она играла в спектакле «Реквием по Радамесу». А в Большом театре, которому она отдала жизнь, даже нет ее портрета. Хотя у них вообще портреты не принято вывешивать. Как мне говорит Татьяна Васильевна Доронина: «Это удел. Так должно быть». Хотя я считаю, что это совершенно несправедливо. И жаль, что именно «несправедливо» сейчас имеет значение.

— Вы часто задумываетесь о смерти?

— Как можно об этом не думать? Они все, мои друзья, все встречают смерть, как переход в иной мир. Поэтому не ужасаются. Вот и моя подруга Елена Образцова, только перед самым своим финалом смогла сказать мне: «Всё, Рома. П****ц». Она была готова к смерти, но не говорила о ней никогда.

— И не жаловалась?

— Совершенно.

— Елена Образцова говорила, что поет для Бога, а не для народа.

— Всё правильно. Сколько лет я ее знал… Что мы только ни вытворяли, немногим доступно для понимания. Я ее впервые увидел в Большом театре. Она спускалась по лестнице прямо на меня. Молодая, с таким нервом, такой энергией! Я ее не знал еще и даже понятия не имел, кто это. Но мы как глянули друг на друга — и поняли, что это любовь навсегда.

— А вы с Богом в серьезных отношениях?

— А сейчас можно по-другому?

— Что бы вы попросили, встреться вы с Богом?

— Я бы только просил Бога меня не покидать. Всё. Когда он с тобой, это всё люди слышат.

Читайте также
Прямой эфир