Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Всем интересны непридуманные истории, а эмоционального выгорания можно избежать, если себя не жалеть, считает Алиса Гребенщикова. МХАТ — это как первый муж, юношеские браки не всегда удачны, но вспоминаются с большой теплотой. Не перечислив ни рубля на благотворительность, невозможно к этому призывать других. Об этом актриса рассказала «Известиям» после репетиции нового спектакля на сцене МХАТ имени Горького.

Возвращение домой

— На сцене МХАТа имени Горького вы сыграли первый вербатим в истории этого театра — спектакль «Некурортный роман», где исполнили одну из главных ролей. Что за эксперимент предложил вам Эдуард Бояков?

— Вербатим — документальный жанр, когда речь, монологи реальных людей фиксируются, облекаются в некую драматургическую форму. При этом ни мелодика речи, ни одно слово из первоначального текста не меняется. Осуществить на большой сцене такой творческий эксперимент — задумка руководства театра. Изначально это был совместный проект МХАТа имени Горького и Зимнего фестиваля искусств Юрия Башмета, проходящего ежегодно в Сочи. И вот наши драматурги отправились в южный город, нашли героинь, которых разговорили, расспросили о жизни. Эти интервью и стали литературной основой спектакля.

Наверное, каждой женщине есть что рассказать, у каждой бывало такое, что порой драматичнее и любопытнее любого детектива. Всем известна ситуация, когда твой самый главный слушатель оказывался попутчиком в поезде. Долгая дорога — и вот ты ловишь себя на мысли, что рассказал малознакомому человеку всю свою жизнь. Истории сочинских женщин драматург Елена Исаева собрала в пьесу, которую мы и представили.

— Привыкший к классической драматургии зритель оценит ваш творческий поиск?

— Думаю, что своя аудитория у этого спектакля будет. Так как героини спектакля самого разного возраста — от 20 до 80 лет, — каждая женщина, пришедшая в зал, сможет увидеть, услышать, понаблюдать за судьбой своей ровесницы. Все истории будут понятны, а кому-то и знакомы.

— А мужчины не уснут? Им будут интересны эти мысли?

— Думаю, любой мужчина, пришедший на спектакль, поймет что-то новое про своих близких. Хотя пьеса ничуть не нравоучительная. Да и постановка скорее воодушевляющая. Как говорит моя героиня: «Что бы ни происходило в твоей жизни, главное, не складывать лапки». Надо верить в свои силы, и счастье будет ожидать тебя, возможно, за ближайшим поворотом. А возможно, оно нагрянет только через несколько десятков лет. Но тем не менее счастье есть в жизни каждой женщины, главное, не отчаиваться, не сдаваться.

Актриса Ирина Линдт и Алиса Гребенщикова в сцене из спектакля «Некурортный роман»

Ирина Линдт и Алиса Гребенщикова в сцене из спектакля «Некурортный роман»

Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков

— Для вас МХАТ имени Горького — театр неслучайный, вы начинали здесь свой театральный путь. Что привело вас сюда вновь?

— МХАТ — это моя первая серьезная театральная любовь. До этого еще одна моя любовь — Театр музыкальной комедии в Петербурге. Но то было такое светлое юношеское чувство. МХАТ — это как первый муж. Юношеские браки не всегда удачны, но вспоминаешь эту часть жизни с большой теплотой. Мне до сих пор дороги люди, с которыми я работала тогда. И неожиданно, что спустя 20 лет коллеги встретили меня так, будто и не прерывалось наше общение. Это вновь обретенная теплота. Многолетник, который перезимовал, а когда сошел первый снег, очнулся и рад первым солнечным лучам.

— Но жизнь в театре изменилась. Вы чувствуете себя своей?

— Я нигде не чувствую себя своей. У меня нет ощущения, что я где-то дома, на своем месте, кроме своего физического дома. У меня нет такой привязки, что театр — дом родной. Мне ровно так же хорошо в Доме-музее Цветаевой, с которым я много работаю, в лектории ВДНХ — с ним меня связывают теплые рабочие отношения, в театре «Практика», где я продолжаю играть свои спектакли.

— Без Татьяны Дорониной МХАТ на Тверской не утратил своей прелести?

Татьяна Васильевна так многому научила всех... На мой взгляд, все сотрудники театра, которые работали с ней, ее птенцы. Это прекрасная актерская школа и школа жизни. Татьяна Доронина учила отношению к делу, трепетности, взаимоуважению. Это не может растаять в один день, со сменой руководства. В жизни случается всякое. Бывает, что птенцы вырастают и выпархивают из гнезда.

Алиса Гребенщикова в моноспектакле «Все вокруг» в театре «Практика»

Алиса Гребенщикова в моноспектакле «Все вокруг» в театре «Практика»

Фото: Театр «Практика»/praktikatheatre.ru

— Ну а тут упорхнула мама.

— Да. Наверное, без мамы плохо. Но я-то выпорхнула раньше. И мне трудно судить. В театре случилось то, что случилось. К сожалению, история не знает сослагательного наклонения. Я вижу, что некоторые работающие здесь люди растеряны. Но школа, которую дала Татьяна Васильевна, настолько крепка, что люди адаптируются к новым реалиям.

Я читала о том, что существует внутреннее разделение в актерской труппе, но на мне лично это никак не отразилось. И с одной, и с другой стороны есть артисты, с которыми я тепло общаюсь.

— Люди приняли эти реалии и включились в работу?

— Как говорит моя героиня в спектакле «Некурортный роман»: «Но жизнь идет». Это очень важно. Надо двигаться дальше.

— С вами было сложно встретиться. День расписан по минутам?

— Да. Часть моих концертов в детском абонементе Московской консерватории была расписана еще в середине прошлого сезона. У меня есть лекторий на ВДНХ. Там я выступаю с циклом программ о главных женщинах-поэтах XX века. В зимнем образовательном сезоне будет новый цикл моих авторских программ. Это театрализованные литературоведческие лекции, такие просветительские проекты в области русской литературы — большая часть моей жизни и большая моя любовь... Спасибо руководству театра, которое, зная мою занятость, идет мне навстречу.

Лекция «Амазонки поэзии»

Лекция «Амазонки поэзии»

Фото: ВДНХ/vdnh.ru

Поэзия заразна

— Кто те зрители, что посещают лекции об «амазонках поэзии»?

— Они самые разные, конечно, среди них есть и любители поэзии, но гораздо больше просто интересующихся новыми знаниями. И молодежи много приходит. Это бесплатный городской проект. Попасть на него можно, зарегистрировавшись на сайте. У нас даже сейчас, в посткарантинные дни, насколько это возможно, полные залы.

— Можно сказать, что мода на поэзию возвращается?

— Не то чтобы возвращается, нет. Я наблюдаю интерес к литературе в целом, не только к поэзии. Сейчас многое, в том числе и творческие встречи, стало доступно. Если ты интересуешься поэзией, несложно найти место, где об этом рассказывают. Москва — город огромных возможностей.

— Если с детства не приучили к хорошей литературе, разве получится вызвать интерес позже?

— Я бы не была так категорична. Человек, который хочет развиваться, развивается сам. Он найдет и нужную книгу, и проводника в хорошую литературу. А это может произойти случайно, где-то на Facebook попадется интересный пост. Подумает: «О, симпатичная девчонка читает стихи. Пойду посмотрю на нее вблизи». Девчонка, может, оказалась не настолько симпатичной, насколько симпатична фотография, зато стихи интересные. Так и пристрастится.

Сцена из спекталя «Спасти рядового Гамлета»

Сцена из спектакля «Спасти рядового Гамлета»

Фото: официальный сайт спектакля «Спасти рядового Гамлета»/spasti-gamleta.ru

— Кроме прочего вы играете в антрепризном спектакле Юрия Стоянова «Спасти рядового Гамлета». Он артист МХТ имени Чехова. Не было соблазна попроситься в этот театр?

— Где только не работает Юрий Николаевич, и снимается много. А с МХТ меня ничего не связывает, кроме того, что я знаю многих артистов из труппы. Из МХТ ушла буква «А» неслучайно. Это уже не «академический» театр. Там другая направленность, смелые режиссерские решения, поиски. Это тоже интересно, но не совсем мое. И если говорить о современном театре, то мне нравится то, что происходит в Театре Наций, что делают Евгений Миронов и Роман Должанский.

— Что вас там привлекает?

— Интересные режиссеры, которые там ставят, экспериментальные спектакли. Из премьер этого сезона мне очень понравился «Лекарь поневоле» Олега Долина и «Страсти по Фоме» Евгения Марчелли. Для расширения кругозора они очень полезны. Что-то неподдельное привлекает мое сердце.

— Не переживаете, что, прочитав о ваших предпочтениях, руководство МХАТа сочтет это непатриотичным?

— Я не стесняюсь писать о своих театральных впечатлениях в социальных сетях и не скрываю интереса к творчеству коллег. Мне кажется, это хорошее качество, когда ты сохранил возможность восхищаться тем, что делают твои соседи, а не говорить: «Только в моем доме всё хорошо». У соседей тоже бывает не хуже.

книжный фестиваль

Актер Николай Коротаев, актриса Мария Янушевская, актриса Алиса Гребенщикова и художественный руководитель МХАТа им. М. Горького Эдуард Бояков выступают на ежегодном российском книжном фестивале на Красной площади, июнь 2020 года

Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

— Плохое подмечаете у коллег?

— Конечно. Некоторые постановки кажутся мне спорными, но это моя частная точка зрения. А потом читаю отзывы в соцсетях и понимаю, что большому количеству людей нравится. И слава богу. У каждого спектакля своя аудитория.

Театральная Москва многообразна. Каждый зритель может найти себе спектакль по душе. Кто-то придет на мой нежный спектакль «Капель», оммаж шестидесятым, а кто-то пойдет на шумную, острую постановку в «Гоголь-центр». Мне же самой интересно смотреть и первое, и второе.

— Вы человек неконфликтный и предпочитаете нейтралитет? Забастовки, «собираем подписи» — это не про вас?

— Совсем не про меня. Мне не хватает душевных сил на войну. Я работаю много, и потом — я же мать. Мне бы в семье со всем успеть.

— А сын не хочет пойти по вашим стопам?

— Нет. Алеша с удовольствием ходит в театр как зритель. А над тем, кем ему быть, пока размышляет. Моя задача, чтобы у сына был максимально широкий кругозор. Пусть учится прислушиваться к себе.

— Перед вами стояла проблема выбора?

— Нет. Я всегда знала, чего мне хочется больше. Я до сих пор себя слушаю, куда меня потянет — туда и иду. Доверяюсь интуиции и сердцу.

Сцена из спектакля «Капель»

Сцена из спектакля «Капель»

Фото: МХАТ им. М. Горького/mxat-teatr.ru

— А если сердце велит полениться и послать все к черту?

— Со мной так не бывает! Мне нравится жизнь, ну и я не смогу послать всё к черту, дисциплина превыше всего. Никогда не нарушаю обещания и выполняю обязательства. Я человек организованный.

Плакать запрещается

— С чьей подачи вы стали заниматься благотворительностью?

— Слово «подача» не очень сюда подходит. Моя путеводная звезда в этом деле — Чулпан Хаматова, конечно. Много моих коллег потянулись в благотворительные фонды благодаря ей. Глядя на Чулпан, нам тоже хотелось быть полезными и помогать. Вначале «Подари жизнь» был для всех самым главным фондом. Многие ездили туда волонтерами.

Последние несколько лет я тесно сотрудничаю с фондом «Галчонок», учредитель которого Юлия Пересильд. Энергия, с которой она погружена в проблему больных детей, восхищает и заражает. Невозможно остаться в стороне. Хочется максимально подставить плечо, когда есть такая возможность.

— Артур Смольянинов рассказывал, что в какой-то момент у волонтера наступает выгорание. И ты уже не можешь ездить в онкоцентр. Требуется эмоциональная перезагрузка. С вами такого не происходило?

— Мне понятно, о чем говорит Артур, но я посвящаю этому не так много времени. Работа и личные обязательства не позволяют мне включаться на сто процентов.

— Вы плачете при виде больных детей?

— Нет.

Юлия Пересильд

Юлия Пересильд во время благотворительного забега «Патрики бегут» в поддержку фонда «Галчонок», 2018 год

Фото: ТАСС/Сергей Савостьянов

— Почему?

— Когда мы плачем, как правило, жалеем себя. А в ту минуту, когда навещаешь больного ребенка, ты про себя не думаешь, ты думаешь только про него. Этому маленькому человеку ты нужна не в растрепанных чувствах, а в качестве человека с внимательными глазами, слушающего и умеющего чуть-чуть раскрасить его жизнь. Настраиваешься на волну другого человека, и твои собственные эмоции отходят на второй план.

— Не всем под силу совладать с эмоциями. Поэтому многие просто готовы перечислить деньги.

— Да, это тоже хорошо и полезно. Я только за! У актеров есть практика: в свой день рождения объявляем сбор в пользу одного из благотворительных фондов. У моей подруги Светы Ивановой был недавно день рождения. Она сделала пост в соцсетях: «Друзья, если хотите меня поздравить, то лучший способ — перевести деньги в фонд «Дом с маяком». Каждый раз, когда я вижу такие объявления, всегда делаю перевод, потому что знаю: деньги собираются очень тяжело.
Для меня сделать репост такого объявления, не перечислив самой ни рубля, невозможно. Если проигнорирую, как же буду призывать к этому других?

— В пандемию благотворительность замерла?

— Не то чтобы она замерла, но обороты пожертвований серьезно снизились. Благотворительные фонды писали, что спасением во многом стали подписки на регулярные пожертвования.

Ирина Линдт, Алиса Гребенщикова и Алика Смехова

Ирина Линдт, Алиса Гребенщикова и Алика Смехова на сборе труппы театра МХАТ им. М. Горького

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

— Что за подписки?

— Допустим, видите пост: «Собираем на лечение Вани Иванова». Вы хотите помочь и переводите деньги на счет благотворительного фонда. А можно оформить регулярную подписку на пожертвования. И у тебя со счета каждый месяц снимается определенная тобой сумма в пользу фонда. Эти регулярные маленькие пожертвования могут спасти чью-то жизнь. И это самое главное. Жить надо, заботясь не только о себе, но и о других.

Справка «Известий»

Алиса Гребенщикова в 1999 году окончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства. До 2001 года играла на сцене МХАТа им. М. Горького, затем — в антрепризах. С 2009 года занята в спектаклях театра «Практика». Телеведущая, участница популярных проектов «Ледниковый период», «Танцы со звездами», «Форт Боярд». В фильмографии актрисы — более 60 ролей. Лауреат национальной премии «Триумф».

Читайте также
Прямой эфир