Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Справедливости ради, он был не единственным великим блюзменом с «царской» фамилией Кинг. Знатоки блюза обычно даже говорят про «трех царей», Three Kings, с аллюзией на библейский сюжет, подчеркивая, что все три гитариста-Кинга одинаково важны для истории. Но Альберт Кинг и Фредди Кинг ушли из жизни слишком рано, до того времени, когда благодаря капризам фортуны и Голливуду, познакомившему мир с «Братьями Блюз», самая «корневая» музыка черной Америки вновь вошла в фавор у публики и критиков. Так что для большинства слушателей главный (и единственный) король блюза именно Би Би Кинг, сквозь звук гитары которого прошел, пожалуй, почти весь ХХ век. 16 сентября, в день 95-летия великого музыканта, «Известия» вспоминают о том, как начинался его жизненный путь и какую роль в судьбе блюзмена сыграла религия.

Голый король

Он появился на свет уже со званием короля — фамилия Кинг, довольно распространенная среди чернокожих жителей Юга США, досталась малышу, родившемуся в хижине на хлопковой плантации Берклер неподалеку от городка Итта-Бина (население в те годы — 1,6 тыс., в наши дни — парой сотен душ больше) в штате Миссисипи. Назван же он был Райли, в честь своего дяди, пропавшего без вести еще ребенком. Впрочем, родители юного Райли, Альберт и Нора Элла, были обычными батраками, гнувшими спину на плантации от зари до зари.

Появление малыша на свет не было надлежащим образом оформлено (свидетельство о рождении великий гитарист получил уже взрослым). Скорее всего, никто не был особенно уверен, что дитя протянет долго — младший брат Райли Курц умер в двухлетнем возрасте, проглотив битое стекло.

Никаких документов никогда не было и у старших Кингов, и у их предков, сколько хватало памяти. Нора Элла даже не знала своего точного возраста, а когда умерла в 1935 году, оставив Райли сиротой (с мужем она рассталась еще до того, уехав к матери и ее родне в городок Килмайкл), то была похоронена без свидетельства о смерти и прочих формальностей. Неизвестна даже точная дата ее смерти — сам Кинг признавался, что не запомнил тот день, да и календаря у них не было. Впрочем, именно мать, по словам музыканта, дала ему «уверенность в доброте всех тварей Божьих», что и стало основой его мировоззрения — и как человека, и как артиста.

Религии суждено было сыграть важную роль в судьбе мальчишки. Оставшись на попечении бабушки, Эльноры Фарр, он вел строго размеренную — и точно не самую легкую жизнь. Школа, работа на плантации, церковь. Учивший маленького Райли грамоте и письму Лютер Хенсон оставил в душе будущего блюзмена неизгладимый след — они поддерживали отношения спустя десятилетия, уже стариками — почти столетний учитель и перемахнувший на восьмой десяток ученик. «Я люблю людей. Я не часто говорю это людям, но я верю, что все люди добрые. Странное мнение для парня из Миссисипи, но это правда. Есть совсем немного тех, кто делает плохие вещи. И знаете что? Это всё потому, что они не встретили в жизни такого человека, как мой учитель Лютер Хенсон», — говорил Кинг.

Школа была баптистской (как и семья Кингов-Фарров), но мальчика тянуло к «конкурентам» в деле спасения душ — в негритянскую пятидесятническую Церковь Бога во Христе. Дело, впрочем, было не в вероисповедных тонкостях. Баптисты пели во время службы старомодные гимны, а у пятидесятников преподобный Арчи Фэйр нес пастве слово Божие при помощи нового, громкого и диковинного инструмента — электрогитары Sears Roebuck Silvertone. Парадоксально, но во многих отношениях Церковь Бога во Христе, проповедовавшая полный отказ от греховных соблазнов, была куда более консервативной, нежели баптисты. Во многих — кроме музыкального.

Божий дар

Однажды воскресным вечером преподобный научил юного Райли трем основным аккордам и разрешил иногда играть на его гитаре. Так свершилось обращение Кинга — и не только религиозное. Он вызвался бесплатно убирать церковь (после работы на плантации и школы) — лишь бы иметь возможность чаще брать в руки гитару. Он начал вести занятия в воскресной школе для самых маленьких — другие мальчишки обзывали его церковником, но ему уже было всё равно. А еще Райли узнал, что музыка есть и вне стен храма — одна из его теток, сама немногим старше мальчишки, поделилась с ним своей коллекцией блюзовых пластинок на 78 оборотов.

нью-йорк

Во время концерта в Нью-Йорке, США, 1976 год

Фото: Global Look Press via ZUMA Press/imago/Jürgen Ritter

Он стал наведываться в магазин в близлежащем местечке Индианола, чтобы бесплатно послушать музыкальное радио. Кроме того, Райли пел в церковном хоре (как, впрочем, и большинство других местных детей). А в довершение всего его двоюродный кузен Букка Уайт, уже щеголявший в костюмах с иголочки на сценах мемфисских клубов, но еще не признанный одним из величайших гитаристов мира, подарил дальнему родственнику 15-долларовую гитару. Есть, впрочем, версия, что 12-летний Райли купил ее на накопленные собственные деньги (так он, по крайней мере, утверждал позднее в интервью), но вероятнее, что дело всё же было в щедрости Букки.

Скорее всего, ни у самого Райли, ни у его ближайших родных просто не было таких денег. После смерти Эльноры в 1940 году белый фермер Эдуэйн Хендерсон, на которого батрачили бабушка и внук, предложил 14-летнему Райли остаться в хижине и возделывать хлопок на акре земли за 2 доллара 50 центов в месяц. Кроме того, надо было вернуть накопившуюся за покойной недоимку в 21 доллар 75 центов. Согласно сохранившимся бухгалтерским книгам фермы Хендерсона, батраки брали у него наличные в долг под 8% в месяц, а «три ярда холстины» отпускались за 40 центов (цена по тем временам почти бандитская).

К моменту расчета с Хендерсоном Райли заработал 4 доллара 18 центов, но был должен хозяину семь с полтиной. Все это, конечно, многое говорит о нравах американского Юга тех времен и положении негров в «свободном» американском обществе. Впрочем, наш рассказ посвящен другому.

Diabolus in Musica

К 1943 году Райли научился водить трактор, работая на плантации некого Джонсона Баррета в Индианоле. Параллельно с трудами он успевает играть в составе квартета «Знаменитые певцы св. Иоанна». Особо знаменитыми они не были, хотя несколько раз выступали на местном радио и часто играли в церквях, на свадьбах, да и просто на танцах. Правда, гитара Райли стала создавать проблемы — он всё чаще придавал песням блюзовое звучание.

шотландия

Во время фестиваля джаза и блюза в Эдинбурге, Шотландия, 1998 год

Фото: Global Look Press via ZUMA Press/Graham Hamilton

Блюз же по-прежнему считался — и белыми, и консервативными черными — музыкой как минимум непристойной (сам Кинг полагал, что его любовь к блюзу — самое настоящее «дьявольское наваждение»). Заказчики выступлений начали выражать недовольство.

Как писал в биографии Би Би Кинга журналист и музыковед Джозеф Нейзел, «как только блюз стал достаточно популярен, чтобы его заметила пресса, он оказался источником раздражения для тех, и белых, и черных, кто считал его «дьявольской музыкой», которая способна испортить всех. Белые считали блюз примитивной «музыкой джунглей». Неприятие со стороны черных было связано с понятиями о приличиях: тексты блюзов почти всегда были связаны с выпивкой и танцами».

сша

Во время выступления в Фейетвилле, США, 2005 год

Фото: Global Look Press via ZUMA Press/UPPA

В какой-то момент Кинг сумел преодолеть свои страхи — свою роль сыграл и материальный фактор. Он частенько играл на углу Черч-стрит и Второй улицы в Индианоле (на границе «белой» и «черной» частей города) и сделал неожиданное маркетинговое открытие. «Религиозные люди часто хвалили меня, говорили «молодец, сынок», но ничего не кидали в шляпу за пение госпелов. А за блюзы всегда перепадала мелочь», — вспоминал он потом. В какой-то вечер Кинг решился на смелый эксперимент — заменил в спиричуэле, который играл в блюзовой манере, «Господа» на «детку» — и был вознагражден бутылкой пива и несколькими монетами. Он окончательно уверовал в блюз — как в музыку, которая если и не спасет душу, то хотя бы даст пропитание.

«Железный конь»

В 1944 году Райли женился на местной девушке Марте Дентон. Вскоре его призывают в армию, но демобилизуют после курса молодого бойца — как обладателя важной в тылу профессии тракториста. Собственно, трактор и стал причиной еще одного «зигзага удачи» в судьбе Райли Кинга, в конечном счете и приведшего его к музыкальной карьере и получению его знаменитого псевдонима из двух английских букв: В.В. В 1947 году уже ставший заправским трактористом Кинг сломал хозяйскую машину и сбежал от гнева Баррета в Мемфис, к кузену Букке. Спустя какое-то время он таки вернулся с повинной головой к плантатору и отработал деньги за починку трактора, но дело было уже решено.

В конце года Райли навсегда бросает сельское хозяйство и возвращается в Мемфис, где первым делом отправляется вместе с гитарой на радиостанцию KWEM. Ежедневную программу вел там никто иной, как сам Сонни Бой Уильямсон II, великий исполнитель на губной гармонике и популяризатор блюза. Сельский увалень сыграл в прямом эфире и сразу понравился городской публике.

Sweet Home Chicago

Барак Обама и Би Би Кинг исполняют песню Sweet Home Chicago во время вечера блюза в Белом доме, проводимого в рамках месяца истории чернокожего населения Америки, 2012 год

Фото: commons.wikimedia.org/White House

Вскоре он уже выступал в местных клубах, а также получил собственное 15-минутное шоу на «черной» радиостанции WDIA. Спонсором программы был производитель тоника «Пептикон», так что Кинг стал известен публике как Peptikon Boy, «Пептиконовый парень». Впрочем, уже в 1949 году Кинг начинает записываться, сперва для маленького лейбла Bullet Records, потом для более известного калифорнийского Modern Records. Записью в мемфисской студии руководит некий Сэм Филипс — тот самый, который несколькими годами спустя откроет миру Элвиса. «Пептикон» явно отходит на второй план — явившееся из глуши дарование всё чаще называют и в эфире, и со сцены, и на «яблоках» шеллаковых дисков Blues Boy King, «Блюзовый парень Кинг» — сокращенно просто Би Би Кинг.

Герой-философ

Большого успеха добиться удалось не сразу: «Я с трудом зарабатывал $60 в неделю, в большом городе это было несерьезными деньгами. Приходилось подрабатывать и трактористом, и снова наниматься на сбор хлопка. Гитара еще не могла меня прокормить». Но Кинг уже примерял на себя блестящий наряд блюзового героя. В этом ему помогали и обстоятельства — или провидение, как сказал бы, наверное, преподобный Фэйр.

В 1950 году блюзмен переносит тяжелую желтуху, врачи буквально вытянули его с того света. Но этим капризы судьбы не ограничиваются: в клубе, где выступал Кинг, начинается пожар, и он прыгает в пламя, чтобы спасти свою гитару (с той поры обретшую собственное имя — это была вошедшая в легенду «Люсиль»).

гитара

Во время выступления в Сан-Паулу, Бразилия, 2006 год

Фото: REUTERS/Paulo Whitaker

Тем не менее к религии великий блюзмен уже не вернулся — даже выступив в 1997 году перед папой Иоанном Павлом II (который напомнил ему преподобного Арчи Фэйра — «тот тоже был человеком, с которым ты был уверен — он передаст твои слова самому Господу»). Впрочем, доживший до почти библейского 90-летнего возраста Кинг не уставал подчеркивать, что и блюз, и госпел — суть ростки от одного духовного и музыкального корня. «Блюз есть для всего, что тебя беспокоит. Верьте или нет, но, когда я слушаю госпел, у меня те же чувства. Разница только в том, что в госпеле люди обращаются к Богу. А так слова-то те же: «Открой дверь. Не заставляй меня ждать. Впусти меня» — вот это всё», — говорил он на склоне лет.

Именно об этом он пел и в своем первом общенациональном хите, «Блюзе в три утра» (3 O’Clock Blues), взлетевший 2 февраля 1952 года на вершину чарта «Биллборд». А то, что записал его Би Би Кинг в самодельной студии на задворках здания Ассоциации молодых христиан (YMCA) — наверное, вновь было своего рода иронией провидения. Божественного или какого иного, теперь уже не имеет значения.

Читайте также
Прямой эфир