
Лучший — «Вратарь»: фильм лидирует по сборам, но вряд ли окупится

Посещаемость российских кинотеатров восстанавливается после карантина очень медленно. В прошедший уикенд, по данным ЕАИС, было продано 438 тыс. билетов. Это на 129 тыс. больше, чем неделей раньше, но гораздо меньше, чем год назад, в последние августовские выходные 2019 года. Тогда цифра была 1,3 млн, а уже в первый уикенд сентября она скакнула до 2,7 млн. Лидером этих выходных стал «Вратарь Галактики», красочный и очень дорогой фантастический блокбастер Джаника Файзиева. В нем снялись Евгений Миронов, Ян Цапник, Елена Яковлева и Михаил Ефремов.
Ефремов удержался
Известно, что Файзиеву настойчиво намекали, чтобы он вырезал Ефремова из картины, но режиссер отказался. У артиста выгодная роль неудачливого полицейского, который преследует главного героя, но вечно попадает впросак. Сам же фильм поставлен в жанре постапокалипсиса, где над истерзанной катаклизмами Землей устраивают безумные спортивные состязания на потребу обнищавшей публике. Главный герой из «низов» становится чемпионом, а потом еще и спасает мир.
Чтобы окупить только производственные затраты (почти 800 млн рублей), картине понадобилось бы собрать почти 2 млрд рублей, а вместе с рекламным бюджетом эта сумма обычно вырастает еще в два раза. В свой стартовый уикенд «Вратарь» заработал 36,6 млн, и это самые высокие сборы за выходные на протяжении всего посткарантинного периода, но об окупаемости и полном возврате средств Фонду кино речи не идет. Релиз превратился из коммерческого в символический: его не стали переносить, а выпустили накануне учебного года, чтобы вернуть семейную аудиторию в кинотеатры.
— «Вратарь Галактики» собрал сумму, которую многие фильмы этого августа нарабатывали неделями, — отметила в беседе с «Известиями» президент сети кинотеатров КАРО Ольга Зинякова. — Однако это не предел: после возвращения с каникул семейной аудитории «Вратарь» может приумножить кассу. Вот только 10 сентября в кинотеатры ворвется главная семейная картина месяца «Мулан», и она может усложнить процесс сборов для «Вратаря» даже при хорошей сарафанной рекламе. Но у этой картины есть все шансы добрать кассу на длинной дистанции.
Гренландия, Пусан, далее везде
Хорошие показатели у «серебряного призера» уикенда «Гренландии» — голливудского фильма-катастрофы с Джерардом Батлером. В свои прошлые стартовые выходные картина заработала 30,8 млн, а в эти — 29,9, то есть осталась практически на том же уровне, хотя обычно ко второй неделе касса падает в два-три раза. Сеансов у «Гренландии» было в два раза меньше, чем у «Вратаря», а сборы сопоставимые и посещаемость выше — 14 человек против 10 на сеанс. В данном релизе есть всё, чего так не хватало зрителю вдали от кинотеатров, объясняет Ольга Зинякова. А именно — экшен, плотная событийность на экране и крупные планы кумира миллионов Джерарда Батлера.
Третье место — у корейского хоррора «Поезд в Пусан 2: Полуостров». Он собрал 7,9 млн рублей, но посещаемость у него приблизительно как у «Вратаря Галактики». А это значит, что история в зомби-апокалипсисе оказалась достаточно привлекательной, чтобы люди продолжали на нее ходить. Конечно, сборы несопоставимы с идеальными для хоррора-блокбастера, каковым является «Полуостров» с его гигантскими декорациями, сумасшедшими гонками и ордами оживших мертвецов. Скажем, две части хоррора «Оно» принесли отечественному рынку в сумме более 2 млрд рублей. Однако для нишевого южнокорейского фильма это отличный результат — с появлением картин такого качества зритель всё больше располагается к самым разнообразным кинопродуктам.
На четвертом месте шпионский триллер «Агент Ева» с Джессикой Честейн — 5,2 млн рублей. А на пятую позицию неожиданно вырвалась биографическая драма «Тесла» с Итаном — 3,8 млн. Дело в том, что и отечественные, и западные СМИ приняли картину довольно прохладно, отметив только игру актера. Зато другой релиз уикенда, «Билл и Тед», может похвастать не только высокими рейтингами на Rotten Tomatoes, но и большой волной публикаций в самых престижных киноизданиях, да и вообще это культовая франшиза 1980–1990 годов. Но в России картина прошла слабо, она лишь на седьмом месте с 3,7 млн рублей, хотя сеансов у нее было в полтора раза больше, чем у «Теслы».
— Широкая российская аудитория редко руководствуется рейтингом Rotten Tomatoes в вопросах предпочтений, — отметила Ольга Зинякова. — Картины дебютировали в России примерно на одном уровне. Проблемной точкой «Билла и Теда» оказалось то, что это сиквел американской молодежной истории, которая не так популярна в нашей стране. Значительная часть аудитории «Билла и Теда» руководствовалась участием в проекте Киану Ривза, это главная сильная сторона релиза.
Сильный «Довод»
Следующий уикенд должен стать прорывным — выходят сразу два долгожданных голливудских блокбастера. Это фантастический интеллектуальный боевик-ребус Кристофера Нолана «Довод» и неоднократно откладывавшийся экшен по комиксам «Новые мутанты», которого многие также ждали с нетерпением.
Первый выходной осени расставит многие акценты в ситуации перезапуска кинотеатров, считает эксперт. Громкие премьеры очень ждали в России, поэтому есть надежда на кратный приток зрителей. Вероятно, «Довод» поборется с «Муланом» за звание самого кассового релиза сентября. «Новые мутанты» должны быть высоко оценены молодежью, однако возрастное ограничение в 16+ отсекает часть целевой аудитории фильма. Но есть и минорная нота даже при ярких сентябрьских релизах — большинство регионов, в том числе Петербург, остаются закрытыми для кинопоказа.
— Это катастрофа, которую не способны перекрыть даже самые высококлассные фильмы, — отмечает Ольга Зинякова.
Эксперт надеется, что власти пересмотрят свое решение и кинопоказ в сентябре будет доступен по всей России.