Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Кино — жесткий бизнес, русские мальчишки тоже могут спасать мир, а изъяны души не позволяют людям взглянуть на искусство с чистым сердцем, считает Джаник Файзиев. Об этом режиссер рассказал «Известиям» накануне выхода в прокат фантастической картины «Вратарь галактики» (в кинотеатрах с 26 августа).

— В фильме о том, что происходит в Москве в 2070 году, задействован звездный актерский состав. В роли полицейского снялся Михаил Ефремов, которого сейчас судят за ДТП со смертельным исходом. На Западе сцены с его участием, скорее всего, уже бы вырезали из картины. У вас таких мыслей не возникало?

— Я давно знаю Мишу и очень нежно к нему отношусь. Моя позиция такова. Во-первых, это горе, оно может случиться с кем угодно. Во-вторых, меня всегда возмущало, когда в Америке, узнав про тот или иной поступок человека, его начинали вырезать отовсюду, удалять из медиатек фильмы и музыку. Как это вообще связано? Фильмы — это часть актерской жизни и работы, которую человек делал честно. Почему надо перечеркивать всё, что было «до»?

Есть знаменитая поговорка: «От тюрьмы и от сумы не зарекайся». Несчастье может произойти с каждым человеком. Считаю, что это ужасная драма, не дай Бог никому такое пережить.

— Отечественный зритель не воспринимает нашу фантастику. Снимать такие фильмы затратно, а отбить вложения сложно — в российском прокате они ничего не собирают. Почему?

— У меня нет ответа. Да, у отечественного зрителя есть представление, что наша фантастика никуда не годится. Наверное, есть этому объяснение: последний фантастический фильм, который вышел в советское время, — «Москва — Кассиопея». У нас нет привычки смотреть свою фантастику. Зритель — это потребитель, а потребитель консервативен. Он идет по проторенной дорожке. Если ему предлагают что-то другое, относится к этому с подозрением.

Мы часто проводим фокус-группы, и я обратил внимание на интересную деталь. Люди, которые что-то ругают необоснованно и оголтело, как правило, ничего и никого не любят. Критика — отражение их собственной неудовлетворенности своей жизнью. Эти изъяны души не позволяют человеку взглянуть на происходящее с чистым сердцем. И совсем неважно, кино это, женщина, мужчина, семейная жизнь, отношения, дружба или работа.

«Вратарь галактики»

Кадр из фильма «Вратарь галактики»

Фото: Наше Кино

— Каковы ваши финансовые ожидания от проката?

— Сложный вопрос. Мы уже и так переносили релиз с октября прошлого года, делать это снова сочли неправильным. Во-первых, когда принималось решение о премьере «Вратаря галактики», было известно, что в это время не один голливудский фильм не выйдет. Во-вторых, если бы мы ушли из августа на другой срок, то это бы нанесло большой удар по кинотеатрам, по индустрии, по всем нам. Мы решили этого не делать.

Кино — жесткий бизнес, тяжелая конкурентная борьба. Бюджет нашего фильма составляет лишь 1/20 бюджета голливудского блокбастера. И мы всё равно надеемся, что нас воспримут адекватно.

В этой индустрии в большинстве своем работают люди, которые просто очень любят кино — слепо, оголтело, отчаянно. Мы с Сережей (Сельянов, один из продюсеров картины. — «Известия») как раз такие. Нам бы очень хотелось, чтобы нашим детям остались наши сказки, чтобы в бесконечной череде марвеловских героев их взгляд иногда падал и на наших мальчишек, которые тоже умеют спасать мир. У них для этого хватает красоты, силы, ума и таланта. Чуть-чуть не хватает денег, но это наживное.

— Сейчас кинозалы заполнены едва ли наполовину, многие боятся ходить в кино. А ведь в ваш фильм вложена уйма средств, времени, сил. Что чувствуете по этому поводу?

— К сожалению, сейчас время такое… Имею в виду не посткарантинный период, а время в принципе. Фильмов в мире снимается невероятное количество, поэтому теоретически судьба каждого уже многие десятилетия висит на волоске. Она зависит даже от погоды. В моем детстве, если фильм выходил в прокат, его можно было посмотреть в кинотеатре и через месяц, и через три. Сегодня жизнь картины в кинозалах — до двух недель. Если крупно повезло и всё сложилось — до четырех-пяти. Поэтому нам не привыкать, конкуренция всегда была очень жесткой.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— Как в вас уживается продюсер, который должен на всем экономить, и режиссер, у которого полет творческой фантазии?

— Слово «продюсер» в моей жизни появилось довольно поздно. Но когда это произошло, подумал: «А! Это такой специальный человек с особыми знаниями, этакий турбодвигатель». Когда стал погружаться в этот мир, понял, что я и есть настоящий продюсер, причем был таким с самых первых своих фильмов. Кино тогда снималось на пленку, я всегда должен был точно понимать, сколько могу ее потратить. Коробка пленки стоила аж 200 рублей при стипендии в 40 — я получал повышенную. ВГИК выдавал нам две коробки — это считалось подарком. Но две коробки — ничто. Если снимаешь 20-минутный фильм, нужно шесть-восемь коробок. Надо было искать деньги, покупать пленку на черном рынке. Поэтому в одной руке у меня всегда был секундомер, в другой — калькулятор, а в заднем кармане сценарий.

Хорошо помню момент, когда группа должна была выезжать на съемки в соседний город, а у нас нет бензина. В стране нет бензина. Как быть? Выясняем, что где-то есть человек, у которого есть бензин, но он отказывается продавать его за деньги. Случайно узнаю, что он рьяный охотник и мечтает иметь какое-то специальное ружье. Мы это ружье находим, обеспечиваем мужику возможность его купить, за это он отдает нам бензин... Так мы выросли — и я, и Сергей Сельянов, и вся плеяда киношников плюс-минус нашего возраста.

— Сегодня всё проще — были бы деньги?

— Да, молодым не объяснить, что когда-то на «Мосфильме» были выбиты все окна, не грели батареи, по помещениям гуляли кошки и собаки… Нормальные люди шли в бизнес, зарабатывали и жили припеваючи, а мы продолжали сидеть в подвалах, снимать и радоваться тому, что у нас получается кино.

мосфильм

Джахонгир Файзиев, Алексей Учитель и Олег Туманов во время заседания Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии на территории киноконцерна «Мосфильм»

Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

— После пандемии пострадали все: продюсеры, режиссеры, кинотеатры. Вам нужна помощь государства?

Помощь, безусловно, нужна. Урон грандиозный. Сейчас есть все предпосылки к тому, что наши дети или внуки больше не будут ходить в кинотеатры. Годовой убыток российских кинозалов, по-моему, улетел за 17 млрд. При такой экономике и такой посещаемости кинотеатрам просто невыгодно открываться. Если продажи сохранятся на уровне 50%, понятно, что заполняться они будут лишь на четверть. Кинотеатры начнут работать себе в убыток и долго не выдержат. Нет у нас таких финансовых монстров, которые в состоянии удержать такой бизнес на плаву без поддержки государства.

Если государство не примет эффективные финансовые меры, чтобы нейтрализовать эти последствия, кинотеатральный бизнес в стране может получить очень серьезный ущерб. Если это произойдет, в сильном минусе окажутся и продюсеры. Любой экономический кризис в первую очередь отражается на культуре. За рекламным рынком падают бюджеты, за ними — себестоимость производства, потом техническое качество. Одно цепляется за другое.

— Вы однажды сказали, что ребенку нельзя говорить, что такое хорошо, а что такое плохо. Но почему? Поделитесь опытом как многодетный отец.

— Наверное, я имел в виду, что, чем меньше ты доминируешь, чем меньше указываешь, что правильно, а что неправильно, тем больший выбор оставляешь ребенку. Важно, чтобы родитель понимал, кто у него растет. Точно знаю, что есть дети, которым обязательно нужно создать четкую систему ценностей, также есть дети, которым нельзя без религии: им нужно точное понимание взаимосвязей и покровительства, без этого они растут перепуганными и обеспокоенными. Личность вырастить трудно — это факт. Сперва для этого надо вовремя распознать, кто рядом с тобой.

Наши дети от Бога, не всегда от нас. У очень умных родителей может родиться не очень умный ребенок и наоборот. Это всегда тяжело. Моя восьмилетняя дочь читает с фантастической скоростью — 90 с лишним слов в минуту. Мама покупает ей книжки, она поглощает их тоннами, я даже не успеваю отследить, что она читает, не успеваю поговорить с ней об этих книжках, потому что половину из них не читал в детстве, части из них просто еще не было. А мне бы не мешало их прочитать, чтобы говорить с дочкой на одном языке. Сегодня наши скорости потребления информации сильно не соответствуют скоростям наших детей.

Справка «Известий»

Джаник Файзиев — режиссер и кинопродюсер, генеральный директор киностудии КИТ. Окончил актерский и режиссерский факультеты ВГИКа. Снял картины «Август восьмого», «Турецкий гамбит», «Легенда о Коловрате» и многие другие.

Читайте также
Прямой эфир